СМИ лишь один из источников, влияющих на внутренний мир человека, хотя и занимающий в настоящее время одно из доминирующих положений среди средств воздействия. Вместе с тем существует огромное количество и других средств, поэтому изучаться и применяться должны в первую очередь те из них, которые способствуют позитивному воздействию на духовный уровень личности, его правосознание и осуществляемую им правовую работу.
Наиболее полно эти способы воздействия положительных духовных факторов на человека проявляются в системе религиозного воспитания, которая выдержала испытания временем, имеет многовековой опыт практического применения и очевидный положительный эффект корректирующего духовного воздействия на внимание, сознание, духовную волю и правосознание человека, описанные в Священном Писании, в многочисленных житиях святых и простых мирян.
Особенно остро вопрос укрепления духовной воли, концентрации внимания на высоких духовных предметах посредством религиозного воспитания стоит перед Вооруженными Силами. От его правильной постановки во многом зависит успех военного воспитания и обучения в целом. Как справедливо замечает выдающийся военный деятель и педагог М.И.Драгомиров, военное воспитание ведает, главным образом, областью воли, образование – областью ума. Успех образования зависит от того, каково воспитание солдата, т. е. в какой мере он проникнут сознанием долга исполнительности. Все дело образования и воспитания войск приводится к весьма немногим идеям. Все эти идеи можно было бы свести даже к одной только: в воспитании и обучении сообразоваться со свойствами воли человека[321]. Поэтому одним из главных направлений в работе по повышению уровня правовой работы, воинской дисциплины, боеготовности войск, безусловно, является непрестанное воздействие на сознание военнослужащего с целью пробудить в нем чувство воинского долга и привить основанную на нем высокую исполнительность. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на повышении волевых качеств личности.
Данный вывод представляется достаточно важным, поскольку демонстрирует, что в процессе обучения военному делу воспитание занимает первое место, является, по сути, основой для успешной подготовки войск к войне. В этой связи встает вопрос о сущности воспитания, в том числе и правового, на чем оно основывается, каковы его движущие силы. Анализ всего выше изложенного показывает, что основой, движущей силой правового воспитания, как деятельности по формированию и укреплению правосознания, духовной воли воина, правильного управления его вниманием является в первую очередь религиозное воспитание. Это подтверждается и самой практикой жизни войск. Как отмечают, в частности, командиры, «во время нахождения духовенства на кораблях количество нарушений дисциплины сокращается на порядок»[322].
Таким образом, подведя краткий итог, отметим, что проблемы воли, управления вниманием в правовой работе и христианстве, по своей сути, стоит в одной плоскости. Поскольку корнем правосознания, а вместе с ним и правовой работы, является религиозность, то и проблема повышения уровня правосознания, правовой работы должна решаться только в одном из двух возможных направлений: от неестественного духовного состояния невежества, преступности, греховности – к праведности, добродетельности, Духу, – а никак не наоборот.
В этом же направлении должно совершенствоваться и правосознание воина и правовая работа как в стране, в целом, так и в войсках, в особенности. И в этом вопросе первостепенное значение приобретает религиозное воспитание, которое помогает человеку двигаться в указанном, а не противоположном, направлении. Важность этого шага в укреплении духовной воли, внимания и правосознания воина хорошо понимали в дореволюционной России, широко использовавшей религиозный фактор для укрепления морально-психологического состояния войск, воспитании высоких духовных качеств воинов. Для этого была создана достаточно эффективная организационно-правовая система правовых средств, доказавшая свою действенность на полях сражений. Попытки восстановить разрушенную после революции систему религиозного воспитания войск предпринимаются и в наше время.
2.7 Религиозное воспитание как основа укрепления правосознания и воинской дисциплины.
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман[323]
Немецкий физик-теоретик, основатель квантовой механики Макс Планк (1858-1947) указывал: «Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая – в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга». Еще категоричнее высказался Ф.М.Достоевский: «Христианство одно только заключает в себе живую воду и может привести человека на живые источники вод и спасти его от разложения. Без христианства же человечество разложится и сгниет» [324].
Исследуя вопросы христианства и правовой культуры Спекторский Е.В. приходит к заключению о теснейшей связи права и религии, в частности отмечая, что «недаром у римлян не только древнейшими юристами были жрецы, но и юристы третьего века после Р.Х. устами того же Ульпиана все еще называли себя как бы жрецами (sacerdotes). Поскольку право является предметом почитания, постольку у него есть свой миф (учение о источниках права), свой догмат (юридическая догматика) и свой обряд (процессуальные формы). И Лейбниц был совершенно прав, проводя параллель между юриспруденцией и богословием. Прав был и Фюстель де Куландж, когда утверждал, что право родилось даже не из идеи справедливости, а просто из религии»[325].
К близкому по своему содержанию выводу приходит и И.А.Ильин, отмечая, что право есть необходимая форма бытия человека; а религиозное бытие есть бытие духовное; поэтому вне права не может быть и религии. Однако он несколько по иному раскрывает глубинный смысл этой взаимосвязи права и религии. По словам И.А.Ильина человек имеет естественное и неотъемлемое право на автономное восприятие Божества, на свободное исповедание Его воли, как своей собственной; и тот, кто удовлетворяет своей потребности в боговидении и в жизненном служении Богу, кто осуществляет свою способность к религии, – тот осуществляет тем самым свое драгоценнейшее право, ради которого лучшие люди всех веков и народов умели отрекаться от всех других прав, умели страдать и шли на смерть. Иметь религию есть право человека и это право, – право быть духом, – лежит в основе всех других прав[326].
Такое понимание основ права, лежащих в области права человека быть духом (иметь религию), указывает на главное направление, в котором необходимо двигаться в целях укрепления правосознания и правовой работы, а вместе с ними правовой системы государства, законности и правопорядка как в стране, так и в ее Вооруженных Силах. Направление это проходит через раскрытие в человеке духовных, и в первую очередь религиозных, основ, скрытых в глубинах его природного естества. Формирование и укрепление религиозного сознания чрезвычайно важно не только потому, что оно, по своей сути, составляет основу, источник правосознания, но также еще и потому, что на его основе также формируется и государственная идеология, и направление здорового развития государства в целом, что, в свою очередь, неразрывно связано и с правосознанием и с правовой работой.
По утверждению И.А.Ильина именно религиозное созерцание указывает государству его идейное назначение: установить в земной жизни людей, посредством гетерономного регулирования, строй, наиболее благоприятствующий духовному расцвету народа и человечества, и воспитывающий граждан к постепенному облагорожению положительного права силами братства и автономного правосознания[327].
По сути, сформулированное выше И.А.Ильиным положение представляет собой не что иное, как цель правовой работы государства, ее основополагающую задачу, имеющую идеологическую основу, уходящую корнями в религиозную сферу человеческого бытия.
По глубокому убеждению И.А.Ильина последний корень здравого правосознания имеет религиозную природу, ибо дух инстинкта, также как и воля к духу, есть, по существу своему, искание божественного совершенства. Приемля положительное право и государство, здоровое правосознание вносит в них ту же волю и то же искание; оно открывает в них религиозное достоинство и указывает им религиозное задание; оно насыщает их жизнь религиозной энергией и тем сообщает им черты подлинной духовной реальности. Подлинная государственность строится здоровым правосознанием, т.е. религиозно созерцающей волей. Чем больше этой воли в правителях и гражданах, тем выше духовный уровень политической жизни, тем прочнее и духовно продуктивнее государственный союз. Подобно всякой жизни человека и политическая жизнь нуждается в религиозном истоке и религиозном созерцании; ибо только отсюда она может получить ту верную градацию жизненных ценностей и целей, вне которой нет спасения от политического релятивизма и беспринципности, от политической пошлости и цинизма, от своекорыстных компромиссов и предательства, от мелкого политиканства, от «шалости в умах» и смуты. Без высшего и последнего, безусловно, руководящего смысла – государственность обречена на вырождение; но такой смысл открывает именно религия. Поэтому зажить государственностью во истину – значит зажить ею религиозно, т.е. ввести ее необходимым членом в творческий ряд религиозного созерцания и воления, или, что то же, связать правосознание с абсолютным корнем жизни[328].