Таким образом, как можно увидеть из выше изложенного религиозные аспекты в правосознании приобретают большой государственный масштаб. Религиозное воспитание особенно актуально для России в настоящее время, в условиях, когда страна, имеющая огромный религиозный опыт участия в деле государственного строительства, оказалась без идеологических опор, без важных (применительно к любому государству, а тем более такому как Россия) высоких духовных ориентиров для полноценного развития и совершенствования. Именно религиозное воспитание способно дать то единство, ту солидарность, ту согласованность действий, ту единую систему ценностей, то взаимопонимание, которые так необходимы для укрепления основ любого государства, тем более необходимы эти духовные ценности для его вооруженных сил.
Как справедливо замечает профессор архимандрит Платон (Игумнов) наука и философия ориентируют человека в окружающем его мире, но они не способны проникнуть в сокровенную область конечных ценностей, которая является достоянием веры и глубоких религиозных переживаний. Наряду с воспитанием и образованием человеку необходимо религиозное формирование, являющееся важнейшим фактором преображения души. Отсутствие в душе религиозного начала сказывается на ее духовной немощи, которая не позволяет человеку быть полноценным составным элементом общества. Низкий уровень качества общественной структуры можно объяснить низким качеством личности. Отсюда роль Церкви в обществе становится в высшей степени оправданной и безусловно необходимой[335].
Отсюда следует важный вывод о том, что причина переживаемого нами сегодня низкого уровня качества структуры общества, его нестроения, высокая преступность, дестабилизация, неуклонное падение боеготовности Вооруженных Сил – все это результат низкого качества личностей, составляющих это общество. Для улучшения положения необходимо поднимать уровень духовности граждан, при этом как видно из вышеизложенного важнейшим фактором в этом деле является религиозное воспитание, для надлежащего проведения которого необходимо развивать взаимоотношения государства с Православной Церковью, всемерно укреплять авторитет последней в стране, предоставлять ей больше возможности и оказывать помощь в деле организации религиозного, духовного, нравственного, патриотического воспитания граждан.
Религиозное воспитание оказывает существенное позитивное, благотворное влияние и на воинскую дисциплину. Как замечает, ссылаясь на слова Св. Писания, Архиепископ Серафим (Соболев): «…каждый начальник есть Божий слуга, поставленный над нами для нашего же блага.
Только вера православная одна может побудить нас повиноваться властям не только благим и кротким, но и строптивым, ибо она угрожает небесным гневом непокоряющемуся властям как преступнику, который Божию повелению противляется.
Только одна вера православная может заставить нас повиноваться властям, как должно – по совести, а не из-за страха и каких-либо корыстных видов, ибо она предписывает нам служить им не как людям, а как Самому Господу, и творить их волю как волю Божию»[336].
Очевидно, что при таком понимании военнослужащими сущности воинского повиновения своим командирам (начальникам) и предназначение последних как по отношению к первым, так и по отношению к Богу, а также при постоянном воспитании воинов в подобном духе воинская дисциплина будет только неуклонно укрепляться, а боеготовность возрастать.
К интересным заключениям пришла Пендикова И.Г. при наблюдении за воздействием религии на правосознание человека и выявлении особенностей такого воздействия. Вывод ее заключается в том, что на уровне индивида ритуал формирует общую особенность сознания – нормативность, т.е. способность признавать и принимать действующие нормы. Таким образом, в ритуале происходит институализация религиозных и предправовых норм. Ритуал сплачивает людей в социум, объединяет его, выявляет ценности, актуальные для коллектива. Законы, по которым человек строит свои взаимоотношения с сокральным, проецируются в область социальных отношений между людьми[337].
Данный вывод особенно важен для военной организации, к которой предъявляются требования высокой воинской дисциплины и правопорядка, а также сплоченности и единомыслия, максимальной централизации и координации действий военнослужащих, подразделений и частей.
Исследуя вопросы правосознания верующих и его особенности, Лупарев Г.П. приходит к выводу, что своеобразие правосознания верующих детерминировано прежде всего особенностями их религиозно-идеалистического мировоззрения, влиянием последнего на способ отражения правового объекта и на систему внутренних регуляторов поведения. Указанное воздействие столь существенно, что правосознание убежденных приверженцев религии Лупарев Г.П. характеризует как религиозно-правовое и определяет его как своеобразный вид правового сознания, специфика которого обусловлена религиозно-идеалистическим способом отражения действительности, и которое выступает в качестве системы религиозно-правовых взглядов, представлений, настроений, направленной на удовлетворение целей и интересов конфессий, общин, отдельных верующих в регламентированной государством области социальной жизни[338].
Приведенный вывод показывает, насколько существенное влияние на правосознание военнослужащего оказывает религия. Результаты такого воздействия настолько значительны, что ученый вынужден выделить в правосознании своеобразный его вид – религиозно-правовое сознание, особенностями которого являются свойственные соответствующей религии система взглядов, представлений, настроений, направленная на удовлетворение целей и интересов конфессий, общин, отдельных верующих в регламентированной государством области социальной жизни. В этой связи важное значение приобретает содержание доктрины того или иного вероучения, провозглашаемые этой доктриной системы ценностей, их социальная ценность и ее направленность (на созидание или на разрушение). Например, ряд вероучений исповедуют пацифистские воззрения (баптисты, менониты и др.), что явно не способствует делу укрепления обороноспособности государства, обеспечения его вооруженной защиты.
Печальным является и тот факт, что законодатели пошли на поводу у этого негативного социального явления, прописав в Конституции РФ и в ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» возможность по убеждениям (в т.ч. религиозным) уклоняться от службы в рядах Вооруженных Сил. Интересы индивида оказались выше интересов государства и общества. Индивидуализм в государственном деле явление чрезвычайно опасное. Его поощрение законодателями в ущерб национальным интересам может привести к серьезным негативным для государства последствиям. Грустно смотреть, как государство роет себе могилу, принимая подобные законодательные акты. Сегодня лиц, желающих по религиозным основаниям уклониться от военной службы, может быть пока немного (закон только начал работать), но со временем число уклоняющихся может значительно возрасти (учитывая, что СМИ активно работает в этом направлении, представляя Вооруженные Силы в нелицеприятном виде, особенно в период чеченских компаний), ведь для этого достаточно иметь всего лишь соответствующие убеждения, которые легко доказать, записавшись в какую-нибудь из религиозных сект, активно распространяющих пацифистские воззрения. Не указывает закон и как поступать в том случае, если под влиянием СМИ (которое в настоящее время имеет огромные возможности по манипуляции общественным мнением, особенно среди младшего поколения – молодежи призывного возраста – имеющего, как правило, еще непрочное, неустоявшееся, до конца не сложившееся мировоззрение) вся молодежь в одночасье запишется в какие-либо секты или пацифистские движения – кто же тогда будет Родину защищать с оружием в руках? Или, может быть, молчаливо предполагается, что в таком случае, поскольку права гражданина (в т.ч. и на замену военной службы – гражданской) являются высшей ценностью (в силу Конституции России), а значит они выше долга по защите Отечества, то военные организации должны будут самоликвидироваться, а государство сдаться на милость врага-победителя?
Между тем, совершенно очевидно, что правовой механизм, допускающий такую ситуацию, при которой граждане, имеющие пацифистские убеждения или соответствующее вероисповедание, вправе уклоняться от долга и обязанности по защите Отечества путем замены военной службы альтернативной гражданской службой, а не имеющие пацифистские убеждения или соответствующее вероисповедание такого права не имеют, противоречит не только здравому смыслу, но также и принципу равенства прав и обязанностей граждан (заложенному в п. 2 ст. 19 и п. 1 ст. 59 Конституции РФ), тем более в таком важном для любого государства вопросе как обеспечение защиты Отечества. Согласно Конституции РФ гарантируется равенство прав независимо от национальности, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Более того, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной или религиозной принадлежности. Вместе с тем, несмотря на это в ст. 2 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» прямо предусматривается, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: