Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 67 из 146)

Сегодня, по мнению Черкасова А.В., в России набирает силу тенденция усиления роли традиционных религий, и прежде всего Православия, во многих сферах жизни нашего Отечества. Естественно, эти процессы не могли не затронуть и Вооруженные Силы. Более того, в Армии и на Флоте эти тенденции проявились раньше и развиваются опережающими темпами. Причину можно выразить известной фразой: «В окопах неверующих нет». Годы насильственно навязываемого атеизма не смогли, да и объективно не могли уничтожить генетически обусловленную тягу нашего народа и его воинов к Православию. Православная мораль, духовность, традиции, обычаи и сегодня пронизывают живыми нитями многие сферы общественной и материальной жизни нашего народа, общества и государства, хотя большинство из нас этого не осознают и даже не подозревают об этом.

Таким образом, приходит к заключению Черкасов А.В., не греша против истины, можно сделать вывод, что Православие выполняло на протяжении веков и продолжает выполнять сегодня в нашем обществе несколько важных функций: сплачивая народы России, объединяя и мобилизуя их на защиту российской государственности — важнейшую интегративную функцию. Включая в себя морально-нравственные нормы и нравственный опыт множества поколений, которые содержатся в основах Православия, оно выполняет и регулятивную функцию. Православные идеи, ценности, установки, традиции выступают как регуляторы поведения людей. Наиболее важной функцией Православия является мировоззренческая функция. На протяжении многих веков православное мировоззрение было господствующим в обществе, государстве и Армии. Православие было основой воинского воспитания в Русской Армии и на Флоте. В этих условиях естественно, что Православие оказало исключительное влияние на становление и развитие Вооруженных Сил России, играло ведущую роль в военно-патриотическом воспитании военнослужащих и всего народа.

Выделение указанных выше важных для общества функций заставляет глубже понять назначение религиозного воспитания, которое осуществлялось в той или иной форме практически на всем протяжении существования государства Российского. Трудно переоценить ту огромную роль, которую сыграло Православие в истории России и ее Вооруженных Сил. Трудно определить и тот огромный вклад, который оно внесло в формирование высокого духовного правосознания воина, в его героизм и беспредельную преданность своей Отчизне.

Как отмечает А.А.Тер-Акопов, исторически духовность формировалась в рамках религиозных учений, следовательно, в них надо искать ее действительный смысл[346].

Анализируя позитивные факторы воздействия христианства на правовую сторону жизнедеятельности человека, А.А.Тер-Акопов, делает вывод, что в сфере отношения к закону христианство предлагает:

1. Признание и уважение христианином государственной власти и, следовательно, ее законов.

2. Провозглашение смирения и послушания закону как линии поведения.

3. Творческое развитие закона.

4. Отношение к закону, как к жизненной необходимости.

5. Формирования начал современного уголовного правосудия.

Внимательное исследование указанных вопросов позволило А.А.Тер-Акопову сделать вывод о том, что христианство, как нормативно-этическая система образует основу и неисчерпаемый резерв развития Российского права. Его постулаты, закрепленные в Ветхом Завете и затем дополненные и переосмысленные в Новом Завете Христа, извечно актуальные, в том числе и для современности. Каждый этап развития общества требует соотнесения формирующихся новых ценностей и задач с догматами христианского вероучения, обнаружения содержащихся в них в скрытом виде злободневных положений. Непонимание христианства как творческого, саморазвивающегося социального учения, восприятие его как заскорузлого пережитка прошлого в сознании людей привело однажды к тому, что официальные пути христианства и права разошлись, хотя по сути их единство не разрывалось. Задача состоит в том, чтобы сознательно вернуться к христианским, православным истокам в надежде добиться консолидации общества, веры и права[347].

Учение православной церкви подняло на небывалую нравственную высоту дело защиты Отечества и ратный труд воинов. Очень метко, в нескольких словах сформулировал некоторые важные его положения в таком непростом для многих вопросе святой равноапостольный Кирилл. Когда он был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета. Между прочими вопросами задали ему такой: "Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, - бьющим в ланиту подставлять и другую, - а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?" Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих: "если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона - тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?" Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал: "Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15. 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом"[348].

В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству. Православные пастыри - как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах - призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии.

Роль и значение такого духовного окормления и ее направленность на повышение нравственных основ и искоренения преступности в обществе, связь с правовой работой глубоко раскрыта в каноническом праве. Например, согласно 19 правилу Шестого Вселенского Собора: «Предстоятели Церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и разсуждения истины и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец… Ибо, чрез учение выше реченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение»[349].

Таким образом, предстоятели Церкви призваны, опираясь на Священное Писание и учение святых отцов Церкви, совершенствовать (путем углубления в познание истины, вечных незыблемых духовных ценностей) правосознание людей, в т.ч. и воинов, а вслед за ним и их деятельность, в т.ч. и правовую, побуждать не только уклоняться от правонарушений, не просто (формально) соблюдать закон (боясь понести наказание за его нарушение), но побуждать стремиться к добру – выполнять свой долг, свои обязанности, закрепленные в правовых предписаниях, наилучшим образом (ища, прежде всего, блага другим). Следовательно, Церковь, воздействуя через своих предстоятелей благодатно и оздоравливающе на правосознание народа, всесторонне совершенствует, улучшает уровень правовой работы (как нормотворческий, так и правоприменительный), а значит помогает достигать посредством правовых и иных средств целей, стоящих перед обществом государством и его Вооруженными Силами.

Как отмечает И.А.Ильин, религия, по самому существу своему, претендует на руководительство во всех делах и отношениях. Она ищет и находит высшее слово и последнее слово; она указывает человеку то, через что сама жизнь его становится во истину жизнью и каждое действие получает свой существенный смысл, свое последнее освящение[350]. Отсюда и правовая работа (особенно осуществляемая в области обороны страны, в военных организациях), как особая разновидность человеческой деятельности, призванная направить (с помощью правовых средств) наиболее важные и значимые дела государства и человеческие отношения его граждан в правильном направлении, к истинным (а не ложным, мнимым, вредным) целям, должна руководствоваться учением Православной Церкви, им и посредством его осмысляться и освящаться в правосознании всех граждан: как руководителей всех уровней, так и простых рядовых исполнителей.