Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 69 из 146)

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 2003 г. в Рязани состоялись учебно-методические сборы военного духовенства – впервые за всю послереволюционную историю православные священники были собраны для обмена опытом работы по окормлению личного состава Вооруженных Сил. На сборы прибыло 124 священника из 37 епархий Русской Православной Церкви. Эти сборы подтвердили, что православные пастыри уже широко востребованы в войсках и ведут активную работу с личным составом, принося неоценимую пользу для укрепления морально-нравственной составляющей боевой готовности армии и флота, что и было отмечено практически всеми выступавшими на сборах военными священниками[363].

В докладе председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, протоиерея Дмитрия Смирнова была высказана необходимость введения в Вооруженных Силах РФ службы военных священников, практически во всех армиях зарубежных стран такого рода службы созданы и успешно работают, «у нас же деятельность священника в армии зависит исключительно от личных отношений с командованием воинских частей и соединений»[364]. Было отмечено также, что за прошедшее время была проведена большая работа по оказанию помощи руководству Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений в морально-нравственном воспитании военнослужащих и членов их семей, были заключены соглашения Русской Православной Церкви с силовыми министерствами и правоохранительными учреждениями, активно развивалось сотрудничество на местах между епархиями и воинскими соединениями и частями, строились храмы и часовни, оборудовались молельные комнаты. Сделано много, но теперь, по словам Д.Смирнова, необходимо из всего произведенного создать стройную систему работы священнослужителей по окормлению личного состава, которая должна включать в себя: создание правовой основы работы, подготовку и расстановку кадров, достаточное финансирование этой работы и ее материально-техническое обеспечение. В заключении доклада также подчеркивалось, что институт военных священников в силовых структурах востребован временем и людьми, о чем свидетельствует повседневная жизнь армии и флота, и надо, чтобы необходимость возрождения основ морально-нравственного состояния российского воинства через Русскую Православную Церковь была осознана руководителями государства и всех силовых структур[365].

Рассказывая на конференции о своем благотворном опыте взаимодействия с Вооруженными Силами игумен Андрей из Астраханской епархии в частности отметил, что отношение к священнослужителю за последние годы заметно улучшилось и прежде всего со стороны личного состава частей и подразделений. Опыт посещения кораблей и войсковых частей показывает, что солдат и матрос потянулся к пастырю, старается как можно чаще общаться с ним, ищет у него ответы на беспокоящие вопросы и получает утешение. «У меня родилась уверенность, что Россия сегодня очень медленно, с трудом, но начинает возрождаться» - отметил игумен Андрей в заключении своего выступления[366].

Начальник штаба 76-ой Псковской десантной дивизии Герой России М.Ю.Теплинский в своем выступлении на конференции отметил, что необходимо отработать новые формы работы по повышению духовного воспитания военнослужащих, ввести в распорядок выходных дней часы посещения храма. «Кто не верит – пожалуйста, личное время. Для православных же воинов молитва в храме станет добрым утешением и подкреплением духовных сил на предстоящую седмицу. Конечно, в каждой части должны быть молитвенные комнаты, чтобы солдат мог уединиться, спокойно подумать о своей жизни. Когда мы прибыли в Чечню, сделали часовню, я сам удивлялся, как ежедневно, в утренние часы более ста пятидесяти военнослужащих проходили через эту часовню! Их никто не гнал туда. Приходили сами. И это при тысячной группировке. Разве пойдет православный воин на правонарушение, когда сердце его исполнено верой и благодарностью Богу? Нет. Отступления не будет. Поэтому индивидуальная работа с военнослужащими, нацеленная на духовный подъем, должна проводиться постоянно»[367].

Обсудив задачи взаимодействия между Русской Православной Церковью и Вооруженными Силами РФ, участники сборов в своих решениях отметили, что в настоящее время между сторонами достигнуто и развивается плодотворное сотрудничество, направленное на повышение морально-нравственного уровня воинских коллективов, создание высокой духовной атмосферы, способствующей повышению боеготовности Вооруженных Сил, укреплению обороноспособности Отечества.

На заседании Круглого стола «Православие – духовная основа Российских Вооруженных Сил», прошедшем 22 января 2004 г. в Гостином Дворе с участием представителей Русской Православной Церкви и комсостава различных родов войск, протоиерей Дмитрий Смирнов отметил, что присутствие человека, несущего Слово Божие, учащего тому, чему не смогли научить ни семья, ни школа, в армии необходимо. Молодые люди должны знать, каким должен быть человек и на какой основе строилось наше государство. Служба в армии требует не только физического здоровья, нужно готовить не только мастеров своего дела, умеющих обращаться с оружием и техникой – молодые люди должны обладать и определенными нравственными качествами. Многие начальники, по мнению Д.Смирнова, эту духовную составляющую недооценивают. Воспитательная работа в войсках ведется, однако одними мероприятиями воспитать духовно зрелого человека нельзя, от лекций и бесед, никто не станет ни лучше не добрее. Как же привить любовь к ближнему? Без воздействия на душу человеческую это сделать невозможно. «У тех стран, которые – не дай Бог! – будут противостоять нам, есть все то же, что и у нас – армия, флот, ядерное оружие. Материальное же обеспечение, питание, жалование у нас, возможно, даже хуже, чем в силовых структурах других стран. Наше преимущество может быть только в нравственном отношении! Если мы исчерпаем этот ресурс – останемся разоруженными. Российская армия всегда была сильна пониманием необходимости своего служения»[368]. Другими словами, Российская армия сильна крепким здоровым правосознанием, основанным на священном долге, почетной обязанности, высокой ответственности и бескорыстного служения (Богу, Отечеству, своему народу), но не на всевозможных правах, льготах, гарантиях и преимуществах, имеющих прямо противоположную направленность, а значит и противоположную цель – ослабить правосознание, разрушить духовные основы боевой мощи России, подготовить ее к сдаче на милость врага-победителя без должного сопротивления, достойного отпора.

В Культурном центре Вооруженных Сил 28 января 2004 г. состоялось заседание секции XII Рождественских чтений, посвященное военно-патриотическому воспитанию молодежи, в котором приняли участие представители Министерства обороны, военных академий, военных комиссариатов, начальники военных училищ, кадетских корпусов. С докладом по проблемам подготовки молодого пополнения Вооруженных Сил выступил начальник Управления Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант В.И.Астанин, который отметил, что по сравнению с 1988 г. количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть, число юношей, временно негодных к военной службе, а также ограниченно годных возросло в пять раз. «Сейчас каждый шестой призывник употребляет алкогольные напитки, каждый десятый – наркотические средства, каждый двенадцатый имеет приводы в милицию. Созданное СМИ общественное мнение о ненужности военной подготовки привело к тому, что патриотами считают себя все меньше и меньше молодых людей. Растет число уклоняющихся от военной службы, доля нигде не работающих и не учившихся на момент призыва составляет 40% общего количества призывников. Произошли разрушительные сдвиги в нравственном сознании молодежи. Ее кумирами все чаще становятся лица преступного поведения»[369].

Таковы плоды воздействия на Россию информационно-психологического оружия потенциальных врагов России, в основе которого лежат навязываемые обществу (главным образом через различные СМИ) лжеучения, специально созданные системы ложных ценностей на первый взгляд красивых и полезных, а потому и привлекательных, однако в действительности скрытно (для духовно не зрелых людей) преследующих прямо противоположные цели деструктивного характера. Такое оружие имеет целью снизить духовный потенциал общества, а через него и идеологический, политический, экономический, физический, материальный и др. Действие этого оружия основано на основных духовных законах. С помощью специально разработанных систем мнимых ценностей граждан с неустоявшимся мировоззрением, системой истинных ценностей и основанными на ней твердыми правильными убеждениями (главным образом это молодежь, не имеющая достаточного жизненного опыта) дезориентируют, преподнося истинные ценности как мнимые (ложные, непрактичные, несоответствующими потребностям дня, отжившими, морально устаревшими и т.п.) и ловко подменяя их противоположными, вредными взглядами, одновременно разжигая в гражданах различные страсти (например, пьянства, тунеядства, стремление вести праздный образ жизни через рекламу алкоголя, фильмы и передачи соответствующего содержания), которые, в свою очередь, подавляя в человеке волю, стремление к высоким духовным идеалам, деморализуя, безудержно влекут его уже вниз – в духовную, а за ней и физическую погибель. Избежать этого тлетворного, незаметно разрушающего действия информационно-психологического оружия невозможно без духовной зоркости и бдительности, которую и воспитывает в русском народе уже второе тысячелетие Русская Православная Церковь.