Смекни!
smekni.com

Методические указания по выполнению и оформлению дипломного проекта (работы) по кафедре (стр. 17 из 17)

Даем практические рекомендации по написанию текста вы­ступления:

1. В начале речи (во введении) коротко остановитесь на том, что послужило толчком к данному выступлению. В каж­дом разделе выступления предусмотрите кульминацию и под­ход к ней: введение в раздел, констатация, аргументация, куль­минация, выводы по разделу, логический переход к следующей части выступления.

2. Построение фраз должно выполняться без зауми и бес­конечных "а также". Делите текст на простые предложения, это очень облегчит для вас чтение (при заучивании), а для аудито­рии - восприятие в процессе защиты.

3. Избегайте использования в тексте малознакомых ау­дитории слов. Пусть содержание чуть проиграет в ориги­нальности и новизне, но зато вы сможете быть уверены в том, что вас поймут однозначно.

4. Найдите золотую пропорцию между размерами частей текста, отведенными соответственно для изложения теории и практики. Затем наметьте основные пункты каждой из частей первое, второе, третье... Раскройте их, пройдите, что называется, "по шагам" - и первоначальная схема обретет "объем'' наполнится конкретикой и лучше запомнится слушателям.

5. Ссылайтесь на чужой опыт, но к месту и "с оглядкой" на возможную специфическую реакцию аудитории. Старайтесь также избегать в тексте открытых возражений против той или иной точки зрения, сторонники которой будут присутствовать на защите, и, вместо того чтобы настраивать против себя, по пытайтесь изощренной аргументацией "перетащить" их н, свою сторону. При этом дайте понять, что уважаете их взгляды, но в сложившейся ситуации все-таки стоит пойти по hhoi дороге, поскольку имеет место то-то и то-то.

6. Не злоупотребляйте цифрами: их должно быть ровно столько, сколько требуется для объективного взгляда на ситуацию. Кроме того, помните, что обилие цифр может запутать не только слушателей, но и выступающего.

7. Избегайте пространных цитат, используйте объем тек ста прежде всего для того, чтобы донести до сведения аудитории собственные суждения. Цитируя, "закавычивайте" сказанное автором, выделяйте интонационно фамилию цитируемого ил] название источника цитаты.

8. В выводах будьте предельно конкретны и убедительны Усильте концовку обобщающими аргументами и точным] завершающими фразами. Выразите уверенность в правоте при веденной аргументации и в том, что, следуя заключительным выводам и предложениям, вы обязательно добьетесь желаемого результата.

После написания черновика перечитайте написанное как минимум дважды. Внесите правку, и, если потребуется, изменит компоновку текста, сохраняя "про запас" первоначальный вариант (возможно, он вам еще пригодится). Затем еще раз перечитайте. При необходимости редактируйте текст повторно.

Проверенный текст перепечатайте (распечатайте) набело ( хорошо читаемым шрифтом. В ходе верстки наиболее важны места следует выделить курсивом или подчеркиваниями. При этом помните, что текст, распечатанный через 1,5-2 интервала, легче воспринимается при чтении; кроме того, в последний момент в него можно внести дополнительные изменения. Вы­воды предваряйте словом "Выводы". Можно также проставить нумерацию разделов и дать названия вступительной и заклю­чительной части речи. Общие выводы лучше всего вынести на отдельный лист.

Сделайте также сокращенный вариант записи текста вы­ступления - тот самый конспект. Во-первых, он так или иначе заставит вас в процессе выступления идти логически последо­вательным путем, не давая свернуть с него. Во-вторых, вы не упустите ни одной важной мысли. В-третьих, в процессе выс­тупления вы сумеете постоянно контролировать себя по време­ни. В-четвертых, наиболее важные сведения всегда будут у вас перед глазами, а в спорной ситуации вы сможете быстренько сослаться на них, зачитав дословно. И наконец, в-пятых, имен­но по конспекту проще производить пробное озвучивание тек­ста. Впрочем, сначала его все-таки необходимо выучить.

Заучивание и пробное озвучивание текста завершает про­цесс подготовки выступления. Не следует чрезмерно пугать себя неподъемностью этой двуединой задачи. Выражаясь шахмат­ным языком, она довольно легко решается в три хода.

Прежде всего прочитайте речь так, как если бы вы уже выступали. Неплохо, если бы затем вы себя послушали (в запи­си) и обратили внимание на допущенные недостатки. После этого поработайте над устранением стилистически слабых мест. Еще раз просмотрите вступление и заключение, поскольку это наиболее важные части вашей речи. Труднопроизносимые слова прочитайте несколько раз. Последите за своим дыханием на наиболее ответственных участках выступления.

Теперь отметьте в тексте места, в которых вам будет не­обходимо изменить интонацию. Сделайте хронометраж вы­ступления - время чтения текста должно в точности совпадать с тем временем, которое вам предварительно отведено для про­изнесения речи на защите. Предусмотрите 1-2-минутный ре­зерв на случай неожиданностей (кашель, дополнительный воп­рос по ходу речи, отказ техники, путаница с наглядными посо­биями и т. п.).

Окончательно выверенный во всех отношениях вариант текста начинайте заучивать. Вы, возможно, и не выучите его наизусть от слова до слова .(что в большинстве случаев и не

требуется), но зато ознакомитесь с его содержанием, как гово­рится, капитально. Это придаст вам уверенности в ходе выс­тупления.

Текст выступления положите в такое место, в котором вы его ни в коем случае не забудете (в идеале это внутренний кар­ман того костюма, в котором вы будете выступать). Сойдет и рабочая папка - если, конечно, вы в состоянии проследить за тем, чтобы она была с вами к моменту выступления.

Какие специальные ораторские приемы следует взять на вооружение? Важнейший из них - говорить достаточно гром­ко и отчетливо, поскольку ясную внятную речь никто не про­пустит мимо ушей, а бормотание себе под нос вряд ли кого убе­дит. Упомянем и о роли глаз в процессе выступления. Исполь­зуйте их для того, чтобы войти в контакт с аудиторией. Смот­рите слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое, слева направо и наоборот. Обычно это побуждает присутствующих тоже не спускать глаз с выступающего и вы­зывает у них такое чувство, будто он обращается персонально к каждому.

Два слова - об импровизации по ходу выступления. Она допустима. Более того, речь, произнесенная как бы "на одном дыхании", всегда воспринимается более выигрышно по срав­нению с любым трафарентным выступлением. Однако помни­те, что под импровизацией подразумевается не небрежное об­ращение со словами и правилами их употребления, а свобода их донесения до сердец слушателей, основанная на глубоком знании излагаемого материала.

.