Смекни!
smekni.com

Пузанова Ж. В. Проблема одиночества (социологический аспект) (стр. 10 из 14)

Весьма важным и пока еще не решенным вопросом в их концепции остается проблема выбора людьми референтных групп и стандартов. В их рассуждениях встречаются отдельные моменты, касающиеся этого вопроса, но эмпирические исследования по данной теме отсутствуют. Например, П.Таунсенд предположил, что пожилые люди переживают различные типы социальной изоляции, обусловленные различного рода сравнениями: изоляция по контрасту с равными себе (сравнение со сверстниками), по контрасту с другими поколением (сравнение с молодежью) и по контрасту с изоляцией предшествующей группы (сравнение с предыдущими поколениями пожилых людей) [69]. Однако, к сожалению, существует мало сведений о тех видах социальных сравнений, которые в действительности влияют на возникновение чувства социальной неудовлетворенности и одиночества.

Личные стандарты социальных взаимоотношений не являются твердо установленными, как справедливо считает Л.Пепло, и изменяются во времени. Эти изменения обусловлены множеством факторов. Во-первых, это могут быть связанные с возрастом изменения потребности личности в социальных взаимоотношениях. Г.Шихи отмечал, что многие люди, чья профессиональная карьера складывалась удачно, в «середине жизни могут расслабиться... и позволить себе завести дружеские и приятельские связи» [63]. Во-вторых, такой опыт, как психотерапия, или общение в группах с повышенным самосознанием, приводит индивида к переоценке качества своих социальных взаимоотношений и постановке новых целей, которых он хочет достичь в своих личных взаимоотношениях. В-третьих, и процессы адаптации способствуют воздействию имеющегося у личности образца социальных взаимоотношений на стандарты взаимоотношений.

Человек, чья социальная жизнь предельно содержательна и чрезвычайно плодотворна, будет ожидать от взаимоотношений высокого уровня удовлетворения. С другой стороны, как полагает Р.Вейс, если индивиды испытывают одиночество в течение долгого времени, они могут «изменить» собственные стандарты восприятия своего положения и своих чувств, а именно: «эти стандарты могут резко меняться, чтобы наиболее полно соответствовать мрачной действительности» [72. C.228]. Это лишь немногие факторы, которые влияют на изменения в личных стандартах социальных отношений по мнению Л.Пепло.

Если одиночество проистекает из желания человека иметь обширные и более удовлетворяющие его социальные взаимоотношения, нежели он имеет, то может показаться, что естественным способом избавления от одиночества является просто понижение личных стандартов индивида. Однако, принимать такую стратегию следует с большой осторожностью. Многими людьми решение о снижении личных стандартов уже само по себе рассматривается как признание своей неудачи и собственной неполноценности.

По мнению Л.Пепло, одиноким людям следовало бы проанализировать свои перспективы на будущее и цели, касающиеся социальных взаимоотношений. Нереалистичные стандарты и представления о дружбе или семейной жизни могут породить дополнительные трудности.

Одиночество может усиливать склонности к формированию неточных или искаженных стандартов социальных взаимоотношений. Опасаясь того, что открытые сравнения выявят их неудачи, одинокие люди прячут от других свое чувство неудовлетворенности и избегают обсуждения социальных вопросов. В результате одинокие люди, возможно никогда и не узнают о тех социальных затруднениях, которые испытывают окружающие, и, таким образом, ошибочно предполагают, что у кого-то другого нет проблем в социальной жизни. В отношении стандартов социального сравнения одинокие люди могут всецело положиться на средства массовой информации - один из вероятных источников формирования нереалистичных перспектив, касающихся социальных отношений.

Однако, когнитивная переоценка не является панацеей от одиночества. Многие одинокие люди имеют вполне «разумные» стандарты социальных взаимоотношений, выводимые из их основных социальных потребностей и включающие их собственный прошлый опыт и культурные нормы. Поэтому неудивительно, что некоторые студенты, отвечая на предложенные им вопросы, указали, что они преодолели свое одиночество, снизив цели в отношении установления социальных связей [10. C.545]. Для многих преодоление одиночества требует совершенствования социальных взаимоотношений, а не изменения субъективных стандартов.

Личностные объяснения одиночества

Личностные объяснения одиночества включают три взаимосвязанных, но различных элемента. Во-первых, одинокие люди обычно отмечают изначальное событие, приведшее их к одиночеству, например разрыв любовных отношений. Во-вторых, пытаясь объяснить устойчивость состояния своего одиночества в течение длительного времени и свою неспособность установить удовлетворительные социальные связи, люди обращаются к постоянным причинам своего одиночества. Эти причины, как правило, относятся к характеристикам личности (например, стеснительности) или ситуации (например, окружению, в котором трудно встретить новых людей). В-третьих, у одиноких людей, как правило, есть определенное представление о характере изменений в их социальных взаимосвязях, которые облегчили бы их одиночество. Эти предвидимые решения могут заключаться в новых знакомствах или большей интимности существующих взаимоотношений. Таким образом, главное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на объяснении постоянных причин одиночества.

Объяснения одиночества не всегда бывают верными. В действительности люди могут быть сбитыми с толку относительно причин своего несчастья, предполагая в качестве причин целый ряд факторов. Первоначальные объяснения одиночества требуют проверки. Например, в результате рассуждения о том, что причиной одиночества является собственный внешний вид, человек делает новую прическу или, например, начинает соблюдать диету. Если изменения оказываются безрезультатными, то человек может привести другие более правдоподобные объяснения своего одиночества [41. C.52]. Таким образом, объяснения одиночества могут меняться с течением времени.

Причинные объяснения одиночества, как показал Б.Вайнер, могут быть классифицированы по двум первичным измерениям: местоположение причинности (внутренняя, личностная, либо внешняя ситуативная, причинность) и стабильность (постоянная либо изменяющаяся во времени причинность). Не так давно Б.Вайнер предложил третье, дополнительное измерение причинных атрибутов - контролируемость - смысл которого состоит в том, чтобы определить, способен ли человек контролировать свое поведение или нет [70].

Некоторые исследования, проведенные в UCLA (Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе) подтвердили, что модель Б.Вайнера применима к одиночеству. Например, Д.Мичела, Л.Пепло и Д.Уикс использовали многомерные шкалы для измерения восприятия студентами обычных причин одиночества [47]. Результаты измерений показали, что внутреннее местоположение и стабильность достаточно четко выражались в представлениях о причинах одиночества. Например, недостаток собственных усилий рассматривался как внутренняя нестабильная причина, физическая непривлекательность как внутренняя стабильная причина, а недостаток возможностей изменить положение - как внешняя нестабильная причина. Контролируемость как третье измерение причинности одиночества не была обнаружена; в виде контролируемых рассматривались только такие причины как усилия, которые были одновременно и внутренние, и нестабильные. Полученные результаты дают возможность предположить, что люди осмысливают причины одиночества на основании того, что эти причины характеризуют - личность или окружение - и насколько они стабильны или изменчивы [47. C.23].

Одиночество может сопровождаться различными эмоциями. Согласно одному из прогнозов теории объяснений, «внутренние» и «стабильные» объяснения одиночества свидетельствуют о депрессии. Получено предварительное подтверждение этой идеи [47. C.52]. У одиноких студентов депрессия, часто ведущая к одиночеству, связана с внешним видом, личными качествами и страхом получить отказ в контакте [30].

Наконец, причинные объяснения могут влиять на поведение, ответные реакции одиноких индивидов. К.Андерсон представил доказательства такого влияния. Он обнаружил, что одинокие студенты склонны приписывать неудачи в межличностном общении неизменным недостаткам характера (отсутствию способностей, личностным качествам) в большей мере, нежели изменяющимся личностным факторам (недостатку усилий, использованию неэффективных средств и способов) или ситуативным факторам. К.Андерсон показал также, что данный способ объяснения одиночества ассоциируется с менее эффективным поведением, преследующим цели межличностного общения. У студентов, объяснявших неудачу в общении плохими способностями или чертами характера, обнаружены более слабые перспективы на успех, более слабая мотивация, и они действительно были менее удачливыми, нежели студенты, которые предпочли искать объяснения в собственных усилиях или стратегии [27]. Точно так же Т.Гётц и К.Двек выявили, что дети, считающие причиной социальных неудач свою собственную неполноценность, справляются с одиночеством менее эффективно [38. C.251]. По мнению этих исследователей, даже дети, обладающие навыками общения, могут ошибочно объяснять свою социальную неудачу недостатком собственных способностей и в результате отреагировать на нее менее успешно. Наконец, К.Кутрона, представила данные, указывающие на связь объяснений одиночества с устойчивостью этого состояния во времени. Она сравнила признаки одиночества, названные студентами, впоследствии избавившимися от одиночества, и признаки одиночества, указанные студентами, которые оставались одинокими семь месяцев спустя. Первоначальные объяснения одиночества у студентов, оставшихся одинокими и впоследствии, носили более внутренний характер и в большей мере подчеркивали их личностные качества: стеснительность, страх получить отказ в контакте и недостаток знаний о том, как завязывать взаимоотношения [10].