Смекни!
smekni.com

Пузанова Ж. В. Проблема одиночества (социологический аспект) (стр. 13 из 14)

В своих исследованиях последователи психодинамической традиции исходят главным образом из клинической практики, и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию. Возможно, психодинамически ориентированные теоретики в большей мере, чем какая-либо другая группа исследователей, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие. И хотя детский опыт может быть межличностным по своей природе, рассматриваемая традиция концентрирует внимание на том, какие внутриличностные факторы (то есть черты характера, внутрипсихические конфликты) приводят к состоянию одиночества.

Заключение

Проанализировав основные подходы к изучению проблемы одиночества, можно сделать вывод, что наиболее разработанное исследование одиночества представлено когнитивной теорией интеракционистским и психодинамическим подходами.

Ни одна из существующих концепций, к сожалению, не стимулировала большого числа дальнейших исследований. Экзистенциалистская позиция рассматривает одиночество как универсальную характеристику человеческого состояния. Это не прогностическая модель в привычном смысле слова, и как таковая она едва ли может служить основанием для будущих исследований. Ни Д.Рисмен, ни П.Слейтер не уделили сколько-нибудь значительного внимания эмпирической работе, пусть даже на начальной ее стадии, хотя проведение исследований, подтверждающих их взгляды, вполне возможно. Демографические и социологические переменные включались во многие исследования одиночества, но это делалось на уже готовой теоретической основе. И все же некоторые теории одиночества стимулировали небольшое число исследований. Выделенные Р.Вейсом два типа одиночества и его прогнозы относительно распространенности этого состояния использовались в исследовании К.Рубинстайна и П.Шейвера, а также К.Кутроны. С позиций теории К.Роджерса было написано несколько диссертаций, содержащих доказательства того, что несоответствие между реальным и идеальным «Я» индивида связано с одиночеством. Определенный опыт был накоплен и психодинамической теорией. Так, например, Д.Мур проверял предполагаемую связь между враждебностью и одиночеством [49]. Но несмотря на длительную историю развития психодинамического направления в изучении одиночества, оно непосредственно не дало систематических исследований. Хотя опыт, верифицирующий интеракционистские, психодинамические и феноменологические взгляды, невелик, его результаты в целом соответствуют высказанным в рамках этих концепций теоретическим предположениям.

На общем фоне рассмотренных здесь направлений в смысле стимулирования дальнейших исследований выделяется когнитивный подход. Он послужил основанием для целого ряда исследований программного характера, продемонстрировавших значение атрибуции, самоконтроля и т.д. в их влиянии на одиночество.

Можно сделать вывод, что теории одиночества не оказали существенной помощи в эмпирических исследованиях данного явления. Рассматривая одиночество как неизбежное или позитивное явление, экзистенциалисты и представители системных теорий не занимались вопросом как облегчить людям переживание этого состояния. «Социологи» не заинтересованы в том, чтобы заниматься отдельными пациентами, несмотря на то, что их мнения и способствуют выработке социальной политики. Теоретические посылки и эмпирические исследования Л.Пепло хотя и подразумевали практическое использование результатов в будущем, но это не было их первостепенной задачей.

Некоторые положения об одиночестве были сформулированы и клиницистами. Естественно, что последние в целом тяготели к терапевтическим методам. Однако, К.Роджерс не пояснил, как ориентированная на пациента (индивидуализированная) терапия должна прилагаться к специфической проблеме одиночества. Р.Вейс проводил семинары для разведенных, но проблема одиночества не была в центре внимания этих ученых. Заслуга психодинамически ориентированных психологов, обратившихся к проблеме избавления от одиночества, вероятно, наиболее существенна.

Что касается проблемы преодоления одиночества, то следует обратить внимание на работу Д.Янга [10]. Он использует теорию «подкрепления» и модель терапии когнитивного поведения. Развитие теории не было основной целью Янга, тем не менее его анализ содержит немаловажные элементы для анализа одиночества с точки зрения теории «подкрепления». Можно отметить, что Янг развил тщательно сформулированный, теоретически обоснованный когнитивный подход к лечению пациентов, испытывающих одиночество, начал разрабатывать конкретную методику помощи одиноким людям.

Анализируя различные подходы к изучению проблемы одиночества, можно увидеть, что большинство теоретических рассуждений по данной теме было связано с практикой или же вытекало из уже существующей теории. Некоторые исследователи считают одиночество по своей сути извращенным и неприятным переживанием, и лишь немногие рассматривают одиночество как чисто патологическое явление. Для основной же массы специалистов одиночество является феноменом, свойственным широки и самым различным слоям населения, весьма распространенным в настоящее время.

Наиболее разработанное исследование одиночества представлено интеракционистским и когнитивным направлениями. Труд Р.Вейса с этой точки зрения представляет собой прежде всего как бы вторую стадию концептуального развития проблемы [72]. Р.Вейс исследует понятие одиночества и его разновидности. Но в то же время он рассматривает и причины возникновения одиночества. Теоретики когнитивного направления (Л.Пепло и ее сторонники) опубликовали множество работ по одиночеству. Представители этого направления определяют слагаемые одиночества и формулируют взаимосвязи между ними в теории.

Тем не менее существующие подходы к изучению проблемы одиночества все же недостаточно разработаны, что является следствием начальной стадии развития данной области исследований. Однако, существование различных подходов к исследованию одиночества несомненно будет стимулировать изучение данного феномена с различных точек зрения.

В большинстве случаев существующие концепции могут разрабатываться и дальше, ибо их потенциал довольно значителен и может быть более полно реализован в будущем. Можно предположить, что интеракционистские и когнитивные модели (или их разновидности) способны сыграть плодотворную роль в проведении исследований одиночества. Идеи теории «подкрепления» также могут иметь большое значение. Однако, какое бы течение ни стало доминирующим, остается надеяться, что в самом ближайшем будущем произойдет переход от второй к третьей стадии концептуализации: от исследований природы одиночества как такового к развитию систематизированных принципов его взаимосвязи с другими переменными.

В заключении необходимо отметить, что проблема одиночества с середины 1960 гг. рассматривалась и в рамках психологии. Однако, как и социологические, психологические концепции рассматривали ограниченное количество факторов, влияющих на формирование чувства одиночества.

Отсюда нужно сделать вывод, что личность и личностные взаимоотношения невозможно сводить к элементарным психическим, либо социальным процессам, сопоставлять нужно не случайные, вырванные из контекста качества, имеющие для разных индивидов неодинаковые значения, а наиболее важные «личностные конструкты», которые позволяют очертить контуры индивидуального «семантического пространства», то есть пространства главных жизненных ценностей и производных от них частных установок. А осуществить такой подход возможно только осмыслив и определив место общения в жизни человека.


Список использованной литературы

1. Бергман И. Статьи. Рецензии, Сценарии. Интервью. М.: Искусство, 1969.

2. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1993.

5. Камю А. Избранное: Сборник. М.: Радуга, 1989.

6. Коган М.С. Мир общения. М., 1988.

7. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.

8. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Личность в одиночестве // Вопросы философии. 1971.№ 7.С. 121-138.

9. КиркегорС. Несчастнейший // Северные цветы, кн. 4. СПб., 1908.

10.Лабиринты одиночества. М., 1990.

11.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. 1992. № 2-4.

12.Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества // Наука и религия. М.,1987.

13.Проблема человека в западной философии. М., 1988.

14.Покровский Н.Е. Одиночество в зеркале философской культуры // Перепутья и тупики буржуазной культуры. М., 1986.

15.Ренуар Ж. Моя жизнь и мои фильмы. М: Искусство, 1981.

16.Сартр Ж.-П. Тошнота. Избранные произведения. М., 1994.

17.Современная американская социология. М., 1994.

18.Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1980.

19.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

20.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.