· Вместе с тем в школах произошло следующее: то есть, есть группы элитных учреждений высокого результата, есть группы школ с очень, с очень стабильным качеством образования, вот которые четко, на хорошем уровне, ну, со средним, чтобы было привычно, со средним, так сказать, баллом 3,5–4 балла. Безусловно, есть и кластер школ, ну, которые выполняют совсем другую функцию – не социально лифта, а социального сейфа. То есть, это школы, которые, ну, дай бог, чтобы не все на «2» это называется, да? Но там другая функция перед ними стоит – это, наверное, правильно. Вот поэтому для системы образования такая задача стоит – все время отслеживать ситуацию и стараться нивелировать разницу результатов очень высокую. У нас вот эта вилка между самым высоким и самым низким чрезвычайно высока в Самаре (Надежда Колесникова, руководитель Самарского управления Министерства образования и науки Самарской области).
Наиболее тяжелым признается положение дошкольных образовательных учреждений. Их основная проблема - дефицит мест, связанный с закрытием и перепрофилированием детских садов вследствие демографического кризиса 1990-х – середины 2000-х:
· «Но опять же у нас рядом и садики есть, и школы есть. Наверное, так и пошли бы по этому пути. Но ряд садиков у нас, конечно, закрылся. В том числе и где наша дочь была. То есть близлежащих, наверное, 3-4 садика закрылось. Это минус большой. Это все знают» (групповые интервью с жителями).
Недостаточность мест в муниципальных детских садах не компенсируется сегодня ни действием муниципальных структур – строительством новых садов, ни рыночных механизмов - появлением доступных частных детских садов или услуг нянь. Дефицит мест заставляет родителей принимать невыгодные условия, существующие в детских садах – платить большой вступительный взнос или взятку за поступление ребенка в садик и, кроме того, регулярно совершать платежи на нужды детского сада:
· «Детский сад не даёт, абсолютно, никаких средств... На плаву держится за счёт родителей только. За счёт родительских денег. На ремонт - родители, на игрушки – родители. И всё прочее. Всё, всё, родители, абсолютно» (групповые интервью с жителями);
· «Проблема детских садов. У меня маленький ребёнок. В садик благо дело устроила. Но как бы проблема такая жёсткая стояла. Когда ребёнок только родился. В какой садик устроить? Много детских садов. Всякие там центры «Семья», всякие частные фирмы, частные лавочки и туда и сюда, и т.д. и т.п. И садиков-то осталось вот по пальцам пересчитать. Ну, там единицы какие-то. Открылись частные садики, за которые, конечно, нормально рядовому, даже не среднестатистическому, ну, нормальному рядовому жителю, ну, конечно, не по карману заплатить. Так что попасть в садик, там, и взятки и туда и сюда. То есть садов очень мало» (групповые интервью с жителями).
Можно предположить, что через несколько лет дефицит мест в детских садах обернется недостатком школьных мест, обостряя и без того сложное положение с качеством школьных условий.
Основная стратегия, направленная на изменение ситуации, должна быть связана с диверсификацией предложения: увеличением доступности муниципальных детских садов (строительством новых, возвращением старых), а также созданием массового и доступного рынка частных детских садов и услуг по уходу за ребенком на основе льготных условий ведения бизнеса.
Если оценивать другие уровни образования с точки зрения их стратегической ценности и способности быть не только проблемой, но и ресурсом развития города, особенно важными становятся учреждения высшего образования. Именно с их развитием можно связывать успешность Самары как образовательного и интеллектуального центра. По оценкам экспертов, они вполне конкурентноспособны в российском образовательном пространстве и могут обеспечивать приток образованной и квалифицированной рабочей силы, а также столь необходимых городу инвестиций.
Превращение Самары в образовательный центр должно подкрепляться созданием специальной инфраструктуры и более современными условиями ведения образовательной деятельности и образовательными технологиями.
Самарское здравоохранение: оценка текущего состояния и перспективы развития
Здравоохранение, также как и образование, преимущественно является предметом интереса только специалистов, работающих в этих сферах, а также для жителей города, для которых в настоящее время актуально получение соответствующих услуг. Состояние здравоохранения в Самаре, таким образом, не являлось предметом массового интереса, что, по мнению эксперта, достаточно типично для общего восприятия ситуации – здравоохранение также не является приоритетной статьей городского бюджета или приоритетной сферой реализации инноваций:
· «Ну и вот по опыту моей работы вот, как сейчас, конечно, трудно и надеяться на то, что проблемы здравоохранения выйдут на 1-е место, но как бы вот мудрость руководства в том-то и должна состоять, что надо найти вот тот минимум, даже не минимум, оптимальный, максимум мы не получим никогда, система здравоохранения не ждет этого от тех, кто выделяет эти ресурсы, что они будут выделены по максимуму. А вот тот оптимальный объем, меньше которого нельзя дать здравоохранению, вот этого, конечно, мы от власти бы хотели» (Ольга Чертухина, Главный консультант управления здравоохранения, управления первичной медико-санитарной помощи реализации проектов Департамента реализации медицинской помощи населению Самарской области).
Горожане констатируют несовершенство самарского здравоохранения вследствие «проблем в организации медицинского обслуживания, в материально-техническом обеспечении, кадровом обеспечении» (Ольга Чертухина). Указанные проблемы достаточно типичны для российской ситуации в целом.
Жители города низко оценивают качество общедоступной помощи, предоставляемой муниципальными структурами, отмечая несоответствие самарской медицины современному уровню развития системы здравоохранения:
· Поэтому до этого уровня мы не дотягиваем, это основная причина проблем, которые есть в здравоохранении. В первую очередь это материально- техническое обеспечение, устаревшее оборудование, транспортный парк, нет денег на ремонт лечебно-профилактических учреждений, и соответственно не те условия, санитарные условия, и просто эстетический вид наших лечебных учреждений страдает, да, ну а самое главное, конечно, что не обновляются технологии, с помощью которых осуществляется медицинская помощь. Для этого нет денег, нет оборудования, нет расходных материалов, вот из-за дефицита финансовых ресурсов (Ольга Чертухина, Главный консультант управления здравоохранения, управления первичной медико-санитарной помощи реализации проектов Департамента реализации медицинской помощи населению Самарской области).
Диверсифицированность предложения медицинских услуг – основное обстоятельство, позволяющее горожанам, преодолевать несовершенства муниципального здравоохранения и получать услуги желаемого качества. Именно медицина становится одной из наиболее коммерциализированных социальных сфер, гибко и преимущественно качественно реагирующих на потребности клиента. Кроме того, существование медицинских учреждений ведомственной подчиненности (например, железнодорожной больницы) также позволяет горожанам получать медицинские услуги более высокого качества по сравнению с муниципальными учреждениями:
· «Железнодорожная больница, там современно всё сделано. И там огромное количество специалистов, тех же самых терапевтов, которых в обычных медсанчастях, в обычной медсанчасти, там, очередь, там, до самого туалета. А здесь не больше двух человек перед тобой в очереди сидит. То есть никогда не бывает очереди. Потом на входе обязательно там проходишь через турникет, обязательно надеть бахилы. Бахилы нужно покупать самим, но обязательно там бахилах нужно проходить. Очень чисто, очень всё хорошо сделано, современное оборудование» (групповое интервью с жителями).
Вместе с тем, горожане замечают, что качество обслуживания отличается и среди муниципальных медицинских учреждений, среди которых существуют более и менее клиенто-ориентированные учреждения и отдельные специалисты:
· В плане бесплатной медицины. Медсанчасть 14, которая на заводе Тарасова находится. Там в последнее время, за последние 2 года сделали ремонт и он продолжается. Ааа, как сказать автоматизированная система у них стала. То есть приходишь, как в банках, нажимаешь к какому врачу тебе надо, и тебе автоматически выходит талончик. У тебя время указано. Либо ты можешь из дома позвонить и записаться. Вот. Это огромный плюс. Но это может быть частный, на самом деле, случай (групповое интервью с жителями)
Наибольшее число прозвучавших оценок горожан было связано с деятельностью поликлинических учреждений, то есть тех структур, в которые горожане обращаются наиболее часто. Особенно оговорим, что наш анализ работы медицинских учреждений – это не исследование специфики обращения людей, имеющих хронические заболевания или инвалидность, и соответственно предъявляющих высокие требования к качеству и регулярности получаемой помощи. В данном докладе описываются трудности «среднестатистического» горожанина, более или менее регулярно обращающегося за медицинскими услугами.
Обозначим основные проблемы, по мнению горожан, наиболее остро стоящие перед муниципальными медицинскими учреждениями и их пациентами:
1. Неориентированность медицинской системы на пациента:
· «Больничный легко дают. Очень легко. С полпинка. Это я могу подтвердить точно. Абсолютно. И выписывают тут же. Тут же. Легко. Никому ты не нужна, абсолютно» (групповое интервью с жителями).
2. Непрозрачность предоставления медицинских услуг, затрагивающее, прежде всего, систему обязательного медицинского страхования и целевые программы (например, ориентированные на работающее население). В частности, пациенты не оповещаются о реестре бесплатных медицинских услуг или бесплатных диагностических процедурах в рамках программ. Эта ситуация, по словам горожан, нуждается в кардинальном изменении. Осознается потребность в создании механизма оповещения об общедоступных услугах, покрываемых действием ОМС, задействования многочисленных информационных каналов (радио, телевидения, прессы и пр.) для распространения информации о доступных медицинских услугах: