Смекни!
smekni.com

«Самара сегодня и завтра: жители и эксперты о проблемах и перспективах развития города» (стр. 7 из 12)

· «Если, допустим, у нас есть у каждого медицинская страховка. Приходишь в больницу и не знаешь, что там, что вот это, это, это тебе делают бесплатно. Должен висеть список. Об этом тоже никто не знает. Заходишь сюда, ой, это уже надо платить. Кто что должен платить? Если выделяют, я не помню, по-моему, 120 тысяч на человека. Да, кто у нас вообще туда ходит. Зубы, там, нужно поставить за те же деньги, никто же ничего не знает» (групповое интервью с жителями);

· У меня знакомая тоже. Она пошла, говорит: буду бить на принцип. Пришла в больницу, говорит, у меня там стали зубы что-то крошиться. Ей отвечают: ойййй, вот это бесплатно, а это за денюжки. Ну, ладно, сделали бесплатно коронку. Вылетела опять. В общем, она дошла до заведующей и говорит: «Вы мне предоставьте мои услуги, которые за меня оплачивает государство страховое. Что мне должны бесплатно делать? Она, наверное, целый час искала этот список, дала. В общем, ей всё сделали бесплатно. Ой, пожалуйста, пожалуйста, приходите, вот, мы записали» (групповое интервью с жителями);

· сейчас идёт президентская программа. Но она, к сожалению, для тех, кто работает. Вот человек, действительно, да. У меня знакомая просто работает, она говорит, вот, по этой программе прошли, ну, шикарные анализы. То есть они очень дорогостоящие анализы и это всё они прошли бесплатно при всём при этом. Недавно, недавно, буквально, было объявление. По нашему значит, нашему телевидению, по местному. Что вот, ээээ, есть такие сейчас услуги, у нас предоставляются, абсолютно, бесплатно. А люди не идут, опять не знают. Опять мы не знаем, куда идти, зачем идти (групповое интервью с жителями).

3. Коммерциализация медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения и как следствие – уменьшение доступности качественной медицинской помощи различным социальным слоям:

· «В том плане: сколько ты заплатишь, столько ты и получишь. То есть ты пришёл по полису, получил, я извиняюсь, комбинацию» (групповое интервью с жителями);

· «Я не говорю сейчас про платную медицину. Я говорю о том, что бесплатно. Вот у меня мама, была потребность в операции. Ей говорят: мы Вам можем предоставить вот такой набор услуг. Это бесплатно. То есть бесплатно, это значит распахать от подбородка до пупка, кое-как зашить, может что-нибудь зашить. И потом Вы будете валяться в общей палате, и к Вам раз в день будут приходить, градусник ставить. Или Вы нам заплатите вот такую вот сумму денег, мы Вам сделаем две дырочки, и через неделю Вы домой пойдёте» (групповое интервью с жителями).

4. Неудобный график работы медицинских учреждений (особенно профилактических), совпадающий с рабочим графиком трудящихся:

· Обсуждение:

«А там в рабочее время что ль идти?

В рабочее время.

Ну, после работы.

Ну, после 7-ми то поликлиника не работает. Ну, после 7-ми в поликлинику не попадёшь. (групповое интервью с жителями)

5. Низкое качество медицинского обслуживания, связанное с нехваткой квалифицированных и постоянно повышающих квалификацию «узких» специалистов в муниципальных учреждениях:

· «То есть вот в частную клинику приходим мы. Мы знаем, что мы там можем получить помощь, потому что врачи, там, уже идут в ногу со временем. Они постоянно проходят обучение, у них достойная зарплата. Держатся за это место. И ты понимаешь, что тебя там оближут и всё скажут нормально. Возьмём наши поликлиники, где врачи получают, такие узкие специалисты. Они получают где-то, примерно, ну, копейки, меньше 10-ти тысяч. Я говорю про обычные клиники, про узких специалистов. Всё равно это нужно обучаться, нужно повышать свою квалификацию, потому что мы не стоим на месте. Вот это острая проблема. Мне кажется, нужно какие-то средства выделять. Я, конечно, не знаю, с некоторыми врачами общалась, они говорят, что просто сидишь за эту копеечную зарплату и, там, никуда не двинешься. Как там у меня одна девочка говорит, я сижу, для того, чтобы пока получить опыт. Хожу на повышение квалификации. Потому что я не хочу потом отстать, я хочу потом пойти в частную клинику, опять же, работать. И получать нормальные деньги и постоянно совершенствоваться» (групповое интервью с жителями).

6. Неудобство получения услуг: долгие очереди, хамское отношение к пациентам:

· «Меня раздражает больше всего не то, что даже нужно сходить за этой справкой, а то, что просто хамское отношение, даже в регистратуре. Вот я пошла в частную клинику, вот. И этот же день пошла в нашу больницу. Вот. И просто, там, и музычка играет, там и все такие девушки, прям, щебечут. А в нашу зашла, сидит какая-то тётка с прожжёнными волосами, с какой-то химией отвратительной. И чёкает: чё Вам, чё?» (групповое интервью с жителями).

Учитывая прозвучавшие оценки жителей города, сформулируем основные направления совершенствования медицинской поликлинической системы.

Необходимо повышение ориентированности учреждений на пациента, а именно, учета особых потребностей различных социальных групп:

- большее внимание потребностям работающего населения: адаптация графика работы медицинских учреждений к графику работающих пациентов,

- создание автоматической или интернет системы записи на прием к врачу,

- обеспечение наличия в поликлиниках узких специалистов,

- упрощение принципов оказания медицинской помощи узких специалистов (возможность получения услуг в порядке очереди, минуя консультацию терапевта);

- повышение качества обслуживания,

- развитие системы эффективного информирования населения о доступных медицинских услугах (информационных центров при поликлиниках, размещение информации на интернет-сайтах, в социальных киосках, созданных Министерством здравоохранения и социального развития).

Состояние культурной сферы: оценка сохранности архитектурного наследия

Наибольшую обеспокоенность горожан вызывает состояние городской архитектурной среды, в частности, исторического центра города. В случае Самары, исторический центр – это территория, имеющая особое значение: она значима для местных жителей как место, формирующее локальный патриотизм (приверженность самарцев городу, сплачивающее их общей историей и досуговыми возможностями):

· «Вот и получается, что это не просто красивые домики, это некая такая идеология. У нас патриотическое воспитание военно-патриотическое. А вот, например, я считаю, что охрана памятников и знание истории родного края – это очень патриотично. Мне кажется, что оно вызывает любовь и гордость за Родину, гораздо большую, чем некие военные победы советского государства» (Дмитрий Лобойко, председатель Комитета по спасению старой Самары).

Сохранность исторического центра крайне важна для развития туризма, являясь «визитной карточкой» города. Городское сообщество солидарно в оценке современного состояния исторического центра как недопустимого:

· «Я езжу, смотрю по улице Венцека, по улице Фрунзе, по Самарской, по Ленинской – это Сталинград, ужасная разруха» (Михаил Чураков, директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика»).

По мнению горожан, произошло необратимое разрушение исторического облика города вследствие уплотнительной застройки центра, надстройки зданий при реставрации, массовых поджогов. Исторический центр, по общему признанию, находится в упадке, темпы реставрационных работ не соответствуют существующим потребностям, провоцируя разрушение объектов исторического и культурного значения, являющихся визитной карточкой Самары (дом Курлиной, дом Шахобаловых и др.) и имеющих особое значение для горожан. Невнимание к историческому облику города проявляется и в отсутствии стратегии сохранения советского архитектурного наследия (как отдельных зданий – фабрики-кухни, так и районов концентированной застройки – районы улиц Победы, площади Кирова и др.).

Обеспокоенность городского сообщества разрушением исторического центра проявляется в создании инициативных объединений (например, Комитета по спасению старой Самары), направленных на защиту и сохранение архитектурного наследия, мобилизацию жителей города и организацию регулярных и массовых компаний, цель которых - привлечь внимание властей и населения к недопустимому состоянию памятников архитектуры, инициировать создание реестра памятников архитектуры. Подобные общественные движения постепенно становятся политической силой и действенным механизмом коллективного действия:

· «Организованные действия по решению местных вопросов легко превращаются в решение политических вопросов, потому что рано или поздно воспринимаются они политически. Вот, например, чем мы занимаемся в Комитете, мы организовываем общественность в первую очередь. И только в этом случае она становиться некой силой, которая позволяет решать те задачи там по спасению памятников культуры и так далее, потому что есть люди реальные, которые ходят на наши мероприятия и власть может убедиться и увидеть, что блин там народ» (Дмитрий Лобойко, председатель Комитета по спасению старой Самары).

Способами преодоления сложившейся ситуации и горожане, и эксперты считают:

1. Создание реестра архитектурных памятников, обеспечивающего защиту зданий от сноса;

2. Контроль властными структурами (как областными, так городскими) и общественностью эффективности освоения средств, выделяемых на реставрацию, в том числе и с помощью механизма общественных запросов органам власти;