Мазохина И.
Наш организм является сложной, самонастраивающейся и самовосстанавливающейся системой. При наличии необходимых ресурсов человек достаточно быстро через механизм отреагирования приходит в состояние эмоционального гомеостаза (равновесия). Чаще всего бессознательно мы "сжигаем" негативные эмоции посредством движения. Таким образом, мы спасаем структуры головного мозга от излишней "черной" энергии. Но поэт как личность рефлексирующая и тонко организованная отвергает это грубое средство. Поэт предпочтет в силу своей творческой природы внутреннее отреагирование аффектов. Он избавляется от напряжения посредством языка, слова. Все мы помним: "В начале было слово…". Слово чудотворящее, оно наполнено невероятной энергией, энергией движения и действия в том числе, о которой многие из нас и не догадываются! Смена сильных и слабых единиц, ритмический порядок слов, динамизм слова - вот внутренний жест и внутренняя мимика поэта.
Кстати, это внутреннее мускульное, практически телесное усилие можно почувствовать в стихах. Маяковский писал: "Я стихи пишу всем телом… Шагаю по комнате, жестикулирую, расправляю плечи. Всем телом делаю стихи" (Кожинов, 1980, с. 286). И А. Блок говорил о поэме "Возмездие": "Все движение и развитие поэмы для меня тесно соединилось с развитием мускульной системы". Интермодальный аспект
Это далеко не все аргументы в пользу занятий поэтическим творчеством.
Заключение.
На основе вышеизложенного материала можно выделить основные тезисы от пользы поэтического творчества.
Во-первых, в поэзии есть практически вся полноценная гамма чувств, необходимая для процесса продуктивного развития души, а также для наполнения и обогащения внутреннего мира человека. Вряд ли для кого-то будет большим откровением то, что наша жизнь в целом непроста и не линейна. Состоит она не только из доброжелательных улыбок окружающих нас людей и бравых киношных героев, но и из другой незримой для окружающих реальности — из одиночества, внутренней боли, различных душевных страданий, разочарований и проч. Поэзия способна облекать человеческие чувства в лаконичную словесную оболочку, озвучивать их наиболее глубоко, ёмко и доходчиво, тем самым избавляясь от негатива или восхищаясь и получая радость от позитива.
Во-вторых, поэзия обладает богатейшим «техническим арсеналом», в котором — побуждающие к обобщённым размышлениям парадоксы, многомерные смыслы, философские сентенции и прочее. Поэзия — это своеобразный эмоциональный концентрат впечатлений от наиболее ярких моментов полноценной человеческой жизни: грустной и весёлой, серьёзной и шутовской… а также многое другое. Поэзия отвлекает от повседневных забот и серого существования гармонией и музыкой слов.
В-третьих, поэзия развивает образное, абстрактное и логическое мышление, воображение и фантазию, а также расширяет в целом кругозор нашего познания о человеческой сущности.
В-четвёртых, поэзия помогает более глубоко понимать и воспринимать как свой внутренний мир, так и внутренний мир других людей.
В-пятых, вот что писал о поэзии выдающийся поэт XX-го века Иосиф Бродский: «Поэзия — не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от неё, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и тому подобное. Это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали: данные в языке, в речи. Это уникальный инструмент познания».
Стихи идут от сердца. В стихах можно говорить о вещах, которые трудно выразить в обычном разговоре или рассказе. В поэзии человек может позволить себе быть свободным и увлеченным даже чрезмерно. Свобода излияния чувств – это главный принцип психически здоровой личности, а значит поэтическое творчество – одно из важнейших направлений терапии творческим самовыражением.
Литература.
1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1999.
3. Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М., 2000.
4. Копытин А.И. Системная арт-терапия / А.И.Копытин – СПб: Питер, 2001
5. Оганесян Н.Т.Самоактуализация психических состояний через поэзию, режим доступа к ст. http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1425
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка : Руководство по психотерапии/ пер. с англ. – М: Независимая фирма «Класс», 2005 – 336с.
7. Портал «Русские рифмы», режим доступа к ст: http://rifma.com.ru/Poetry.htm
8. Поэзия и авторская песня Украины/ Шошанни Николай « О формуле поэзии», режим доступа к ст: http://poezia.org/ru/publications/325
Ирина, очень интересный поэтический реферат. Есть небольшие дополнения в тексте. Также мне кажется, что было бы хорошо дополнить реферат параграфом, посвященном практическому применению чтения стихов и сочинения поэзии в терапии искусствами, терапевтическому подходу к сочинительству и описать принципы такого подхода (например, отсутствие критики), техники, позволяющие клиентам, которые испытывают страх и не уверенность перед литературным и поэтическим творчеством начать писать, позицию терапевта и др. Также хотелось бы напомнить, что тема реферата «Введение в арт-терапию» и было бы хорошо написать о возможном совместном применении работы с рисунком и работы с поэзией, что общее и что отличает применение этих двух видов искусства в терапевтической практике. Мы уже делали некоторые такие упражнения, ты можешь написать об этом, исходя из собственного опыта. Также интересно было бы услышать об использовании разных форм поэзии- белый стих, рифмованные стихи разного размера, хайку и др.
С уважением
Варвара Сидорова