Смекни!
smekni.com

Психологическая культура этноса (стр. 2 из 4)

Факторами, обусловливающими специфику психокультуры этноса, являются этнические особенности психики, культурно-исторические традиции, экономический уклад и экономическое состояние (статус), географические, экологические факторы. На психокультуру личности влияют кроме этих факторов также уровень общей культуры, знания о психике, образ жизни, характер трудовой деятельности, черты микросоциума, к которому принадлежит человек.

Психокультурология как междисциплинарная область науки имеет внутри разделы: психокультура чувств и эмоций; психокультура познания и интеллекта; психокультура воли и саморегуляции; психокультура сознания и самосознания; психокультура самосовершенствования и саморазвития личности.

Истоки психологической культуры

Важнейшим явлением культурной истории человечества на этапе первобытного общества было мифотворчество. Мифология - совокупность преданий, сказаний о богах, духах, героях, обожествленных или связанных с богами своим происхождением. В то же время, - это система фантастических представлений о мире и человеке. В первобытном обществе мифология была основой понимания мира. Мифотворчество являлось следствием того, что человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды. Построение мифов несет в себе черты первобытного мышления: диффузность, образность, большая эмоциональная насыщенность, акцент на действии в противовес ориентировке, рефлексии.

В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Все эти элементы затем развиваются и становятся самостоятельными сферами общественного сознания, сохраняющими многочисленные связи с мифологией. Мифология не остается исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Особенности мифологического сознания могут сохраняться рядом с формами научного знания, соседствовать с научной логикой. Согласно мифологическим представлениям в мифическое время - время создания и жизни первопредков, которое предшевствовало историческому времени,- была определена природа человека, его души, тела. Особым актом сотворения человека во многих мифах является наделение душой животного или вещи, из которых создается человек. В мифическое время были определенны образцы и санкции социального поведения. Для мифологического мышления объяснение устройства вещи тождественно рассказу о том, как она делалась. Порядок в природе и обществе может поддерживаться за счет магических духовных сил, возникших в мифическое время. Активизировать эти силы можно ритуалами, инсценирубщими события мифического времени ( особенно во время календарных праздников, инициаций и т.п.). Считалось, что магические силы оказывают свое влияние не только через ритуалы, но и сны. В мифах душа часть связывается с воздухом, дыханием, ветром, бурей. По библейской мифологии Бог вдул в лицо Адама дыхание жизни и стал человек живою душою. Множественность проявлений жизнедеятельности повлияла на представления о множественности душ человека: душа живущего и душа мертвеца ( египетская традиция), светлая и темная часть души ( китайская традиция). Распространено представление о существовании внешней души ( нанайцы, чеченцы, бирманцы), которая покидает тело во время сна в виде животного, птицы или насекомого. После смерти душа находит прибежище в загробном мире, по другим представлениям - возвращается в тотемическим центр племени ( к священному животному, растениб, реже неодушевленному предмету,- прародителю племени), к мировому древу и т.п. То есть, возвращается к источнику жизни, после чего вновь воплащается в новорожденного.

Душой человека управляли духи. Духи - мифологические существа, причисляемые к низшей мифологии, в отличии от богов, входящих в пантеон. Духи делились на добрых и злых, собственных - воплощавших душу человека, духов его рода, семьи и духов его предков. Во многих мифологиях различались также духи-помощники, соотносившиеся с разными частями тела (дух лба, глазной дух и пр.). Во многих первобытных племенах считалось, что человек имеет помимо собственной еще и "лесную душу". И что эта лесная душа воплощена в диком животном или дереве (друиды), с которыми тот или иной человек имеет некоторую психическую идентичность. Если лесная душа принадлежит животному, само животное считается человеку как бы братом. Предполагается, что человек, чей брат крокодил, находится в безопасности, когда плавает по реке, кишащей крокодилами. Если его душа - дерево, то считается, что дерево имеет по отношению к нему нечто вроде родительской власти. В обоих случаях тот или иной ущерб, нанесенный лесной душе, истолковывается как повреждение самому человеку.

Для излечения применялись различные магические акты, в которых здоровье человека приравнивалось целостности творимого космоса ( сотворенного мира), они были обращены к богам, связанным с космическими стихиями и порядком. Например, в заговорах против водянки упоминается божество водной стихии. От болезней избавляют боги(духи)-целители. Распростаненный мотив заговоров - перечисление основных элементов и стихий мироздания и соотнесение их с частями тела человека.

Миф давал возможность подойти к осмыслению действительности путем обнаружения и узнавания типического в многообразии явлений. Миф - это структура, которая позволяет человеку переживать очень важное для него чувство единения, целостности, устойчмвости мира. Мифы могут быть и ложными, в этом плане они аналогичны иллюзиям в восприятия. Но это не умаляет значения мифов для формирования картины мира как этноса, так и отдельного человека. В когнитивном аспекте миф выступает как средство усвоения социального опыта, его конденсации, структурирования и сохранения.

Возникновение и жизнь мифа обычно были связаны с определенными архетипами. Архетип - неосознаваемая базовая схема представлений, тенденция к образованию представлений общих для людей, незамисимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций, уровня психического развития, уровня образования и т.д. По мнению К.Юнга некоторые мыслительные формы, универсально понимаемые жесты, многие установки следуют образцам, сформировавшимся задолго до того, как человек обрел рефлексорное мышление и продолжают существовать независимо от рефлексивного мышления. Это продукты биологического, доисторического развития разума архаического человека, психика которого была еще близка к животной. В них отражены мифологические в широком смысле мотивы, формы примитивногосознания. К таким образам относятся: образ дерева, яйца, змеи и др. В них символически отражены вечные общечеловеческие идеи, идеи голода, болезни, старости, смерти, войны, богочеловека, богатыря, побеждающего зло в виде драконов, змей, демонов и освобождающего свой народ от смерти и разрушения. Они вошли во множество мифов, религий и философий и оказали воздействие на целые народы и историческме эпохи.

Повествование или ритуальное повторение священных текстов и церемоний и почитание образа героического деяния с помощью танцев, музыки, гимнов, молитв и жертвоприношений возбуждают и охватывают людей возвышенными эмоциями и возвышают человека через идентификацию с героем. Роль архетипа в том, что являясь структурными элементами человеческой психики, общими схемами поведения, они хранят опыт филогенетического развития человечества, обеспечивают понимание мира, себя, других людей, единство человеческой культуры, приемственность различных эпох. Архитипическое восприятие является одним из механизмов проявления обобщенности и осмысленности в социальной перцепции на ее верхних уровнях. Оно являлось базисом и ориентиром в понимании группового и индивидуального поведения и деятельности, в понимании мотивов, установок, отношений, причин решений и поступков.

Архетип, связанный с мифом, и содержание мифа, которое соотносится с действительностью и помогает ее понимать, более постоянны в своем историческом и географическом существовании. Оформление же мифа, то есть, те сюжеты, сказания, легенды, через которые и в которых он передается, более изменчиво и большую культурно-историческую обусловленность, зависимость от этнических факторов.

Одним из основных механизмов передачи психокультуры были и остаются ритуалы. Ритуальное действо самоценно. Форма и средства его существования очень важны. Ритуалы эффективны для изменения эмоциональных состояний, для формирования и поддержания чувства общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семью, способствуют ее сплочению, позволяют отдельному индивиду ощутить свою идентичность этническую и групповую. Ритуалы позволяют сохранять цунностные ориентации этноса, являются составной частью психологического механизма этнизации личности.

Самоидентификация личности, переживание собственной уникальности предполагают возможность уединения, периодического одиночества. Но для личности не менее важна и противоположная потребность - быть с другими и вести себя как другие7 Ритуальные действа - праздники, карнавалы, шествия, танцы, совместная трапеза, удовлетворяют эту потребность, дают широкий спектр и интенсивных, и приглушенных эмоций, оказывают благотворное психологическое воздействие через эмоциональную разгрузку. Рождение ребенка, совершеннолетие, вступление в брак, смерть являются значимыми для человека событиями, сопровождающимися насыщенными, интенсивными переживаниями. Для их когнитивного и эмоционального принятия требуется и время и внутренняя работа. Ритуал с одной стороны, помагает этой внутренней работе, предлагает исходные точки для осмысления важного события, с другой стороны, уравновешивает интенсивную внутреннюю работу адекватным объемом внещней поведенческой активности. В любое переживание вовлечены и душа, и тело, их активность должна быть согласована. Это имеет важное психологическое значение.