Смекни!
smekni.com

Психологическая культура этноса (стр. 4 из 4)

В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие психопрафилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психоправилактическое и психогигиеническое значение. Средства массовой информации модифицируют психокультуру и личности и этноса, например, в плане дополнения ее научными представлениями.

Актуальное состояние психокультуры характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества в целом. Один из аспектов психокультуры в современной России характеризует распространившееся эстрадное целительство. Имеют в виду телеи радиосеансы психотерапии, огромное количество встреч массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггустивные методы. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности. Наблюдаемое в наши дни в России широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе, что без сомнения усиливает стрессовые изменения психики у многих людей, но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением - удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в нашей стране очень невысок в сравнении с высокоразвитыми странами.

Развитую систему взглядов на психокультуру сохранения здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правили, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все доказано достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но тем не менее среди прочих направлений психокультуры данное выделяется наибольшей целостностью и сторойностью взглядов. Это неудивительно, если учесть возраст этих учений.

Преобразование психокультуры в широком временном маштабе для многих этносов характеризуется увеличением количества психогигиеническских и психокоррекционных воздействий, реализуемых индивидуально, отходом от коллективных норм вхождения в состояния ралаксации, измененные состояния сознания, другие состояния, нарпавленные в той или иной степени на психо санацию. В большей степени это присуще современным обществам, чем традиционным. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религиозных норм, характерных для данного этноса.

В настоящее время психокультурология находится в начальном периоде своего развития, обретает собственный понятийный аппарат. В круг источников для изучения этноса входят документальные, биографические, автобиографические и т.п. произведения, этнографические описания и свидетельства, архивы статистических данных, прежде всего в области медицины и педагогики. Для исследования психокультуры современных этносов особенно важны материалы наблюдений, данные экспериментально-психологических исследований, результаты социологических опросов. Разрабатывая процедуру интервьюирования, важно учесть, что выбор психического явления, которое будет предметом обсуждения с респондентом, должен отвечать некоторым требованиям. Изучаемое психическое явление должно быть значимым для большинства людей, не только для представителей одного какого-либо этноса, социальног слоя, если в дальнейшем предполагаются кросскультурные исследования. Это могут быть явления, связанные с такими событиями, которые бывают в жизни каждого человека. Например, переживания разочарования, фрустрации, переживания, возникшие вследствии психотравм. Желательно, чтобы они были значимы для обоих полов, разных возрастных групп, профессиональных и социальных групп и т.д. Особенно перспективны для психокультурологического изучения такие феномены, которые более инвариантны к историческому времени и географическому пространству.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гримак Л.П. Телепсихология: посягательство на экологию

психической сферы человека// Психологический журнал, Т.12, N6. 2. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 3. Лев-Старович С. Партнерский секс. М., 1990. 4. Мифологический словарь. М., 1991. 5. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского,

М.Г. Ярошевского. М., 1990. 6. Тарасонов В.М. Символы медицины как отражение врачевания

древних народов. М., 1985. 7. Шрейдер Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного це

леполагания.//Психологические механизмы регуляции социального поведения./ Отв.ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова. М., 1979. С.103-127.

8.Tseng W.-S. atc. Multi-cultural study of minor psychiatric disorders in Asia: Symptom manifestation.// International Journal of Social Psychiatry. 1990, v.36,N4, p.p.252-264.