Смекни!
smekni.com

Нелегальная миграция как фактор организованной преступности (стр. 1 из 9)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Региональные особенности и новые формы преступного поведения нелегальных мигрантов

2. Противодействие нелегальной миграции на региональном уровне

3. Проблемы законодательного регулирования миграционных процессов и возможные пути их решения

4. Проблемы организации контроля над мигрантами и практические рекомендации по их устранению

Заключение

Список использованных источников

Введение

Миграция населения – это один из самых чутких инструментов, незамедлительно реагирующих на социальные, экономические и политические изменения в мире, стране или отдельном регионе[1]. Однако, плохо организованные и слабо контролируемые миграционные процессы представляют реальную угрозу государственной целостности и общественного благополучия. Поэтому, на наш взгляд, те вероятные неудобства, которые претерпевают иностранные мигранты, находящиеся на территории РФ, при прохождении соответствующих процедур, вполне оправданны и имеют место в практике регулирования и контроля миграции многих зарубежных демократических стран.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ[2], к угрозам национальной безопасности отнесена неконтролируемая миграция, которая способствует национализму, политическому и религиозному экстремизму, этносепаратизму и создает условия для возникновения межнациональных конфликтов.

По мнению многих ученых-криминологов[3] миграция в целом и нелегальная миграция в частности являются одними из факторов, влияющими на состояние преступности в отдельных регионах. В последние годы, в связи с близостью границ с другими государствами, благоприятными социально-экономическими условиями развития губернии, либеральным миграционным законодательством в Самарской области встал остро вопрос о нелегальной миграции и ее влиянии на криминальную ситуацию в регионе.

Демографическая ситуация в Самарской области сегодня, как и в предыдущие годы, остаётся сложной. Отрицательные показатели прироста населения, превалирование числа лиц предпенсионного возраста, дефицит трудоспособных работников сферы производства имеет негативное влияние на экономику региона. Легальная трудовая миграция является основным источником стабилизации численности населения области. Главным образом, мигранты приезжают к родственникам и знакомым и временно регистрируются по их месту жительства. Наибольшее количество мигрантов сосредоточено в крупных городах области: Тольятти, Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, Жигулёвске. Наименьшее количество мигрантов проживает в г. Октябрьске, что связано с неблагополучной экологической обстановкой и высокой безработицей[4]. Однако, в Самарской области имеет распространение и незаконная миграция. Данная часть сферы нелегальной (неформальной) занятости является неотъемлемым элементом криминальной экономики[5]. Нелегальную миграцию обоснованно можно отнести к одним из факторов организованной преступности. Несомненно, такая специфическая преступность – это «не только уголовно-правовое, но и политическое явление, представляющее угрозу национальной безопасности; основной фактор криминализации власти в России и в целом страны»[6].

Исследование ставит своей целью рассмотреть региональные особенности, новые формы преступного поведения нелегальных мигрантов; выявить существенные связи между обострением криминальной ситуации и нелегальной миграцией; определить пути противодействия нелегальной миграции на региональном уровне; выработать законодательные и практические рекомендации по совершенствованию системы мер по борьбе с нелегальной миграцией.

1. Региональные особенности и новые формы преступного

поведения нелегальных мигрантов

В Самарской области в целом позитивные миграционные процессы нередко соприкасаются, а в некоторых случаях сливаются криминалом. Многонациональный состав области и обширность её территории обусловливают функционирования преступных сообществ, формируемых на этнической и земляческой основе. К региональным особенностям организованной преступности с участием нелегальных мигрантов можно отнести непрекращающееся увеличение числа участников этнических ОПГ, а также «специализацией» последних. Этнические преступные группировки совершают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ[7].

В зависимости от принадлежности к определенной народности, учитывая менталитет, опрошенные в ходе исследования правоохранители[8] выделяют основные направления преступной деятельности отдельных этнических ОПГ. Так, в крупнейшем городе губернии – Тольятти - цыганские и таджикские преступные группировки традиционно занимаются наркобизнесом. Чеченская ОПГ – хищениями комплектующих с АвтоВАЗа, торговлей оружием и похищенными нефтепродуктами. Грузинская ОПГ контролирует часть наркотрафика, алкогольного и игорного бизнеса, специализируется на похищениях людей и угонах автотранспорта. Традиционный промысел грузинских «воров» – квартирные кражи, в которых они, несомненно, превосходят другие этнические преступные группировки.

Грузинские «воры в законе» доминировали в преступном мире Самарской области практически все 90-е годы прошлого столетия[9]. «Смотрящим» по гор. Тольятти долгое время был Анзор Хуцишвили (Анзори). Из гор. Жигулевска многие процессы, происходившие в других городах и районах Самарской области, контролировали старейший в губернии вор в законе Гиви Джеджейшвили (Колыма) и Гиви Парцхаладзе (Дудука). Позднее в Самарскую область перебрались Роланд Гегечкори (Роланд), Гиули Гачаев (Бадри) и Важа Рамишвили (Важа). С убийством в 1998 году Гиви Парцхаладзе, грузинская ОПГ стала утрачивать свое влияние на процессы в губернии. В Тольятти постепенно отошел от дел Анзори Хуцишвили. В мае 1999 г. на воровской сходке в доме Анатолия Темникова (Сапог) в пос. Царевщино был убит приехавший из Уральска грузинский вор Варлам Иосилиани. В ноябре 1999 г. на ул. Губанова в Самаре была расстреляна «десятка», в которой ехали Важа Рамишвили и его гость Таймураз Киквадзе, а в мае 2000 г. на выходе из нотариальной конторы на ул. Матросова был убит старейший «вор в законе» Гиви Джеджейшвили. После этих убийств влияние грузинских авторитетов в области относительно ослабло, но фактов совершения ими тяжких преступлений против личности не уменьшилось.

Приведем пример. Летом 2004 г. Самарский облсуд рассматривал уголовное дело о похищении армянского предпринимателя Арменака Мирзояна. Обвиняемыми по делу проходили авторитет грузинской ОПГ Альберт Саркисов (Або), Зураб Чихрадзе и Ираклий Гегечкори, племянник Роланда. Процесс завершился ничем, а некоторое время спустя Ираклий погиб при странных обстоятельствах, якобы от передозировки наркотиков. 12 сентября 2005 г. было совершено покушение и на самого Роланда. Киллер открыл по нему стрельбу, когда он вместе с зятем Давидом Лазария заходил в подъезд дома № 121 по ул. Советской Армии в г. Самаре. Роланд уцелел, но погиб его зять[10].

После обострения отношений между Россией и Грузией осенью 2006 г. началась волна гонений правоохранительных органов на граждан Грузии или этнических грузин, находящихся в Самарской области. Все коммерческие предприятия, контролируемые грузинским сообществом и (или) в которых учредителями (участниками) зарегистрированы граждане Грузии, подвергались всевозможным проверкам. Были задержаны все водители, которые осуществляли автобусные и грузовые рейсы между Самарой и Тольятти, а их транспорт поставлен «на прикол». За одни только сутки, 4 октября, были проверены 24 фирмы, контролируемые уроженцами Грузии. Большинство из них закрыто. Выявлено 113 различных правонарушений, совершенными выходцами из Грузии. Задержаны 64 гражданина Грузии, незаконно находящихся на территории субъекта РФ – Самарской области[11].

В ходе проверок по фактам совершения преступления возбуждались различные уголовные дела в отношении нелегалов. Приведем следующие примеры. 05 октября 2006 года в ходе оперативно-розыскных мероприятий в Тольятти был задержан Гваралия Теймури Сергеевич, 1957 г.р., уроженец Грузии. С конца 2004 г. он находился в международном розыске за совершение кражи в особо крупном размере. Оперативникам он представил старый паспорт советского образца с пропиской в Свердловской области. Чуть ранее под зачистку попал и один из старейших в Тольятти воров в законе, бывший «смотрящий» за городом 68-летний Анзор Хуцишвили (Анзори). При досмотре его «Шевроле-Нивы» было обнаружено несколько патронов 11 калибра.

Завершено следствие в отношении 43-летнего Раула Гегечкория - брата Роланда Гегечкория, одного из авторитетов грузинской диаспоры в Самаре. Суд приговорил его по ч. 1 ст. 228 УК РФ за приобретение и хранение наркотиков без цели сбыта к шести месяцам лишения свободы, месяц из которых он уже отбыл[12].

Представители органов внутренних дел, Федеральной миграционной службы РФ (далее – ФМС) открыто говорят, что нелегалы сформировали «этнический теневой бизнес», причем с использованием труда незаконных мигрантов. Так, в 2004 году, в одном из домов поселка Станция Козелки Самарской области сотрудниками ОБЭП был обнаружен нелегальный «цех» по изготовлению поддельной водки, в котором работали шесть незаконных мигрантов из Молдавии. Производство «паленой» водки было налажено простейшим способом и в антисанитарных условиях. «Работники» мыли бывшие в употреблении бутылки, а потом наливали в них спирт. Во дворе дома оперативники обнаружили тридцать 200-литровых пустых бочек, в которых привозили спирт. В доме нашли 38 тысяч региональных и федеральных акцизных марок. Эксперты установили, что часть их них уже была в употреблении, другая часть – совсем новые. Ежемесячно на мини-заводе изготавливали до полутора тысяч бутылок. Реализовывали товар в мини-магазине на 18-м километре Московского шоссе в г. Самаре[13].