От усадебного дома до церкви более двух километров. Расстояние значительное, и, чтобы включить ее в создаваемый ансамбль, нужна была определенная смелость. В выборе такого решения несомненно сказался опыт построения петербургских перспектив. К 60-м гг. кусковкая усадьба в основном сложилась. Определились ее масштаб и планировка. В дальнейшем даже такие большие работы, как устройство пейзажного парка «гай» или строительство существующего ныне дворца, не нарушили основ ее пространственной композиции.
Большой дворец усадьбы Кусково строился специально для светских развлечений. Старый дворец был разобран до основания и выстроено новое, одноэтажное, но более просторное здание в модном стиле раннего классицизма. Дворец выполнен из дерева, оштукатурен и окрашен. Белокаменные колонны выполнены из цельной сосны. Вход украшает высокий портик с 12 колоннами, с парадной лестницей и двумя пандусами (дорожками для въезда карет). Обычно экипаж поднимался по пандусу на крыльцо и останавливался у больших двустворчатых дверей, ведущих в Парадный вестибюль.
Фронтон центрального портика заполнен барочной резьбой. Динамичный растительный узор из дерева создает фон для надписи «PS», обозначающей латинские инициалы Петра Шереметева. Трудно распознать присутствие дерева в архитектуре дворца. Только смелый вынос портика и, может быть, слишком свободная расстановка колонн выдают этот традиционный материал.
Края парапетов украшают статуи со львиными туловищами и женскими головами. Первые сфинксы были вырезаны из дерева, но в 1957 г. их место заняли цементные копии, созданные по сохранившимся оригиналам. Планировка дворца отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Назначение дворца — не для жилья, а только для приема гостей, — отразилось в его оформлении. Это своеобразный театр, который должен поражать и восхищать зрителей, а программа приемов гостей чередоваться от парадных шествий, знакомства с уникальными произведениями до праздничных обедов, танцев, музыкальных концертов и игр.
Число комнат дворца не так велико (всего 26, включая совсем малые), но среди них нет двух одинаковых: различны пропорции помещений, оригинальны архитектурная композиция, декор, цветовая гамма и предметы убранства. Однако вместе они образуют целостную композицию, где различные виды искусств, каждое отдельное произведение и декоративная деталь подчинены общей художественной идее. Планировка дворца проводилась с учетом парковых видов, которые, словно картины, рассматривались как элементы убранства.
Главное помещение дворца — танцевальный зал — традиционно отличается крупными, низко расположенными окнами, обращенными на зеленый ковер регулярного парка. При жизни Петра Борисовича Танцевальный зал называли Зеркальной галереей. Три стеклянные двери и шесть окон занимают всю поверхность наружной стены. Напротив выстроились зеркала, множащие потоки света. Подобное расположение зрительно раздвигает помещение, уводя в бесконечность перспективу интерьера. Благодаря перемычкам зеркала напоминают рамы окон. Кроме того, в простенках установлены 14 больших зеркальных трюмо. На потолке картина на тему «Славы рода Шереметевых», рисунок ее рамы — свитые ленты орденов, которыми были награждены Шереметевы.
Танцевальный зал предназначался не только для балов. Здесь проводились концерты, приемы и парадные обеды. Он сразу задумывался как самый просторный и нарядный интерьер дворца: картина на потолке, обилие зеркал, сверкающая позолотой отделка стен, великолепный паркет.
Усадьба Кусково вызывала восторг и удивление современников. Шереметев воздвигнул колоссальный дворцовый комплекс, где проводились столь же грандиозные торжества. Из письма управителя Никиты Александрова известно, что «для увеселения зрителей были три театра, в доме обед, ужин, бал; сад за прудом, каскад, остров, яхта, шлюпки были иллюминированы, и повеселились до пяти утра, и такое множество народа — надо думать, до 30 000 или более. Одних карет по счету было 2800, опричь прочих повозок. В Москве лошадей недоставало: за четверку платили по 25 рублей».
Расцвет Кускова пришелся на 1770–1780-е гг., когда возникла и укрепилась театральная традиция, прославившая род более, чем дипломатические или военные успехи. Петр Борисович устроил в имении вполне профессиональный крепостной театр. Артисты Шереметевых работали постоянно; спектакли устраивались один или два раза в неделю.
Из восьми сценических площадок Шереметевых три располагались в имении Кусково: Старый, Новый и Воздушный (Зеленый) театры. Семейству принадлежали московские сцены на Воздвиженке и Никольской улице, два театра в селе Маркове, а также театр–дворец в Останкине. Репертуар в шереметевских театрах насчитывал до 116 опер, балетов и пьес зарубежных и русских авторов.
В 1750—1770-х гг. в Кусково была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в.
В 1774 году по проекту московского архитектора Карла Бланка (по другим источникам французского архитектора Шарля де Вайи) был сооружён Дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Планировка Дворца отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения кусковского Дворца последовательно объединены в три композиционные группы.
Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.
Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.
В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 г. была объединена с музеем керамики, единственным в России. Сегодня, музей «Усадьба Кусково» - это один из крупнейших в мире обладателей специализированной коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. В фондах музея сосредоточено свыше 30000 произведений искусства: итальянская майолика, венецианское, английское и русское стекло, мейсенский, севрский и восточный фарфор. Особой гордостью «Государственного музея керамики» являются уникальные коллекции русского фарфора российских мануфактур, начиная с XVIII века.
Концепция музея
Лесопарк Кусково с буферной защитной зоной вдоль транспортных магистралей – сохранение и воспроизводство «густого кусковского леса», воссоздание ценных композиционно-планировочных элементов, научная реставрация разрушенных объектов культурного наследия, использование для прогулок и свободного отдыха.
В лесопарковой части выделяются следующие зоны:
3а – буферная защитная полоса вдоль транспортных магистралей;
3б – луговые пространства Большого пруда и залива;
3в – зона приема и обслуживания посетителей;
3г – «зеленая кулиса» западнее усадебного ядра;
3д – пруд «Зеркалы», расположенный восточнее ул.Юности.
Концепцией предлагается:
- реставрация Вешняковской перспективы с каналом и каскадом, Вешняковского пруда с предварительными исследованиями и изысканиями;
- очистка зеркала Большого пруда;
- восстановление контура острова на Большом пруду и устройство причала;
- восстановление контура залива Большого пруда;
- реконструкция рядовых посадок вдоль Московской дороги;
- включение в территорию лесопарка пруда под названием «Зеркалы», восточнее улицы Юности;
- реабилитация луговых пространств на берегах Большого пруда и залива, снос разрушенного здания кафе;
-сохранение и благоустройство административно-хозяйственной территории;
- благоустройство спортивно-оздоровительной зоны;
- устройство парковок и сервисного центра в зоне приема и обслуживания для посетителей в северо-западной части;
- организация отдыха у пруда «Зеркалы».
2. Экспозиция усадьбы.
Разбивка регулярного парка.
В то время как общество оставалось далеким от провозглашенных идеалов, его правители пытались создать иллюзию регулярного мира в так называемых французских, или регулярных, парках, ставших обязательной частью резиденции коронованных особ или имений придворной знати. Природа здесь как бы теряла объемность, сплющивалась и превращалась в спирали и завитки, вырезанные в дерновой массе. В таком парке человек не чувствовал себя частью природы. Парк внушал человеку идею порядка, давал представление о человеческой воле, предусмотревшей все и вся.
Сад позади Кусковских хором превращался в регулярный парк постепенно, но его коренное переустройство началось в 1750 году, когда Елизавета дала обещание приехать в Кусково в свой следующий приезд в Москву. Это было большой честью для Шереметьева, как представителя Московского дворянства, и подготовка к приему началась. С весны 1750 года на расширение Большого пруда были согнаны сотни крепостников. В следующем, 1751 году Кологривов привлек наемных землекопов.
Ранней весной 1754 года Большой пруд наполнился водой. В раме выровненных по ниточке берегов перед Шереметьевским домом распростерлось огромное водное зеркало в форме трапеции. Прежде Кусковский дом, пруд и роща за прудом существовали отдельно, сами по себе. Теперь же прямая линия прорезала просеку с каналом, пересекла большой пруд и, объединив разнородные части, как ось, прошла по Шереметьевским хоромам и парку позади хором.