Смекни!
smekni.com

П. Эльбан Хабаровского края Понятия свободы – несвободы в романе М. А. Булгакова (стр. 2 из 5)

Следуя многовековым традициям рус­ского народа, которые обязывали сына идти по стопам отца, продолжая начатое им дело, Михаил Афанасьевич должен был бы стать культовым работником. Ведь отец и дед всю свою жизнь проработали препо­давателями в Киевской Духовной академии. Однако, вопреки традициям, молодой Бул­гаков поступает в университет, после окончания которого, получив профессию детского врача, работает по специально­сти в русской глубинке. Уже в этом поступке проявляется независимость будущего писателя, его представления о свободной личности. Жить приходилось в очень сложной обстановке послереволю­ционных событий: гражданской войны, раз­рухи, скудного питания, невежества и темноты простого люда, их агрессивной подозрительности к «образованным».

Работа врачом даёт богатый жизненный материал для писателя, который все своё свободное время посвящает литературе. Время работы врачом является временем начала активной творческой деятельности писателя. С помощью создаваемых произведений М. Булгаков пытается пробудить в современниках стремление познать истинную свободу. Так, уже в 1922 году появляется рассказ «Необыкновенные приключения доктора», а в 1925 - «Записки юного врача».

Но настоящая известность пришла в 1927 году, когда в журнале «Россия» был опубликован роман «Белая гвардия». Это произведение объявило о приходе в русскую литературу незаурядной личности, таланта.

Максимилиан Волошин, прочитав роман, заметил, «что такой дебют можно сравнить разве что с дебютами Толстого и Достоевского».

Вся дальнейшая жизнь и творчество Михаила Булгакова были связаны, прежде всего, с темой прозрения и обретения своего пути в жизни и литературе. Очень сложным оказался для писателя этот путь, а сам ход событий и литературные недруги пытались столкнуть его с выбранного пути. Наверно, не зря Михаил Афанасьевич так много думал и писал «...о нелепости судьбы таланта, о самых страшных опасностях на пути таланта...» В одном из писем писателя есть следующие строки: «Я ни за что уже не берусь давно, так как не распоряжаюсь ни одним моим шагом, а Судьба берет меня за горло».

Однако подобные строки являлись минутной слабостью, и писатель в условиях несвободы, оставаясь честным и свободным по отношению, прежде всего, к самому себе и будучи истинным преемником лучших традиций русской классической литературы, продолжал писательскую деятельность.

В чем же причина опалы, драматизма жизненных обстоятельств М. Булгакова?

По мнению советского критика Анатолия Королева, причины кроются в следующем: «...В начале века, по мере усиления давления на личность, заметен рост... сопротивления в литературе, а в случае с Булгаковым перед нами пример полного разрушения суверенности вымысла и судьбы... Личность обрела исключительное право ответственности за собственную суверенность. Но использовать право на поведение на виду у государственного ока было одиозным вызовом. Булгаков не только использовал своё право быть, но еще и - вызывающе - утрировал личную суверенность вплоть до мелочей». Далее автор отмечает, что, написанная Михаилом Булгаковым пьеса «Дни Турбиных», роман о «Белой гвардии», создание «романа о дьяволе», то, что писатель «зацепил» великого Станиславского в «Записках сумасшедшего» - всё это было далеко за гранью одиозного. М.А. Булгаков, будучи правдивым художником и историком, позволил самостоятельность в литературе, то есть оставался свободным как личность.

Почему же М. Булгаков, такой «неудобный» писатель и человек не был просто физически уничтожен в тюрьме или лагере, где в то время гибли сотни лучших представителей русской интеллигенции (например, О. Мандельштам, Н. Гумилёв, П. Васильев, В. Мейерхольд)? Жизнь и относительную свободу писателю оставили по двум причинам:

а) политическая: Советскому правительству было очень важно поддерживать высокий авторитет цивилизованной, свободной и культурной страны перед западными державами. И такие люди, как М. Булгаков, нужны были для того, чтобы можно было сказать миру: «Видите, у нас тоже есть таланты!»

Таких людей посылали на различные международные мероприятия: съезды, симпозиумы, конференции и т.п. (Так Б. Пастернак, против собственной воли, был направлен в Париж на писательскую конференцию; М. Горький выступает на открытии «Беломорканала», построенного на трупах заключенных. Для всего мира, естественно, была открыта только одна сторона этого события). М. Булгакова, правда, не выпускали за пределы государства, догадываясь о степени его внутренней свободы, но автор такого романа, как «Мастер и Маргарита», поддерживал престиж страны.

б) «человеческая»: «верхи» понимали неординарность такого явления в литературе, каким был, без сомнения, М.А. Булгаков. Сознавая величину этого таланта (не случайно же Сталин около 20 раз приходил на постановку пьесы «Дни Турбиных»), побоялись уничтожить писателя ещё и из-за собственного эгоизма (дабы остаться в памяти людей ценителями и «благодетелями» талантливого писателя)...

Наверно, понимая сложившуюся обстановку, М.А. Булгаков, как настоящий писатель, не бросил литературную деятельность, не изменил самому себе, продолжая работать «в стол». Одним из произведений, которое было опубликовано почти через тридцать лет после смерти писателя, был роман «Мастер и Маргарита».

В этом произведении отражены извечные проблемы человечества: добро и зло, любовь и ненависть, вера и безверие, преданность и предательство, судьбы таланта и бездарности. И одной из главных стала проблема свободы - несвободы личности, выстраданная художником всей его трагической жизнью.

2.2 Художественное воплощение категорий свободы и несвободы в «евангельских» главах романа: Иешуа Га-Ноцри - Понтий Пилат - Левий Матвей - Иуда.

Роман «Мастер и Маргарита» имеет сложную композицию. Трудно определить его в жанровом соотношении. Об этом свойстве произведения точно заметил исследователь наследия Михаила Булгакова М. Крепс, считая, что «...роман Булгакова для русской литературы действительно в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со старой стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так. Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф на скрупулёзную историческую достоверность, теософия на демонизм, романтика на клоунаду». При этом сатира подразумевает создание фантастической среды обитания для своих персонажей, оживление «царства мёртвых», полёт на небо, нисхождение в преисподнюю, которая переворачивает общепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный от всяких условностей и предрассудков тип поведения героев.

В композиции романа «Мастер и Маргарита», в художественных приёмах, используемых Михаилом Булгаковым для обрисовки характеров персонажей при раскрытии проблемы свободы и несвободы, наблюдается влияние религиозной философии П. Флоренского, в частности учения о троичности как первооснове бытия и цветовой соотнесённости с традициями католической церкви. В своём труде «Столп и утверждение Истины» П. Флоренский говорит «...о числе «три», как присущем Истине, как внутренне неотделимом от неё... Только в единстве Трёх каждая ипостась получает абсолютное утверждение...» Философ доказывает Божественную природу числа три на примерах «...основных категорий жизни и мышления...»: трёхмерность пространства, времени (прошедшее, настоящее, будущее), наличие трёх грамматических лиц во всех существующих языках, минимальный состав полной семьи, три координаты человеческой психики: разум, воля, чувства; закон лингвистики: во всех языках мира первые три числительных - один, два, три - относятся к древнейшему лексическому пласту и никогда не заимствуются. Божественное значение числа «три» П. Флоренского отразилось в романе в следующем: во-первых, повествование ведётся практически от трёх лиц: автора, Воланда и Мастера, во-вторых, связь трёх миров романа: древнего ершалаимского, вечного потустороннего и современного московского, взаимопроникновение которых обостряет решение проблемы свободы - несвободы в целом.

Из художественных приёмов, используемых М. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», выделяется цветовая символика, которая основывается также на работах П. Флоренского. Ученый приводит такое объяснение цветов и оттенков: «...белый цвет «знаменует невинность, радость и простоту», голубой - небесное созерцание, красный «провозглашает любовь, страдание, могущество, справедливость, кристаллически-прозрачный олицетворяет беспорочную чистоту, зелёный - надежду, жёлтый «означает испытание страданием, серый - смирение, чёрный - скорбь, смерть или покой...» Через использование цветовой символики, построенной на ассоциативном восприятии, автору «Мастера и Маргариты» удаётся точнее и глубже передать внутренний мир героя, а так же обнаружить у него свойства свободного или несвободного человека.

Действия в романе «Мастер и Маргарита» переносят читателя то в Москву 20-30 годов ХХ века, современное для автора романа время, то в «ветхозаветный» Ершалаим и его окрестности, возвращаясь тем самым на две тысячи лет назад. Для какой цели Михаил Афанасьевич сравнивает события и людей, между которыми пролегли столетья? Писатель, несомненно, хотел тем самым показать повторяемость проблем, их вневременной характер. Определяя жанр романа «Мастер и Маргарита», критика утверждает, что это роман философский, так как проблемы, поднятые в произведении, носят не только социальный, политический, бытовой, но и, в большей степени, философский характер. К таким проблемам, наверняка, можно отнести проблему свободы и несвободы, актуальную в любые времена.

Михаил Булгаков использует различные художественные средства и приёмы для раскрытия этой проблемы. Выделяют несколько основных средств и приёмов писателя. Прежде всего, приёмы, раскрывающие психологию: внутренние монологи, диалоги, сны героев, портретные зарисовки, наконец, антитеза, подчёркивающая двойственность персонажа, и образы-символы.