Откуда появляется эта фраза? «В книге Э. Ренана «Жизнь Иисуса» приведено законоположение из древней Мишны (свод законов): когда кого-либо провоцировали на богохульство с целью дальнейшего привлечения к суду, то делалось это так: двух свидетелей прятали за перегородкой, а рядом с обвиняемым непременно зажигали две свечи, чтобы занести в протокол, что свидетели его видели». В окончательной редакции упоминания о «двух свидетелях» нет, но они, наверняка, присутствуют.
Как уже отмечалось ранее, Иуда отличается от всех героев «евангельских» глав романа, отличается даже от себе подобных. Доказательство этому находим в словах И. Виноградова, который отмечает, что «...М. Булгаков ...резко противопоставляет двух предателей - Пилата и Иуду, кающегося грешника и безмятежного сластолюбца без тени не то что раскаяния, но хотя бы какой-то тяжести в душе получающего свою плату за донос и в тот же день, после казни преданного им человека, спешащего на любовное свидание». М. Булгаков неоднократно подчёркивает тот факт, что Иуда не задумывается о том, свободен он или нет. Всё внимание персонажа приковано к самому себе. Он наделён внешностью благостного красавца: «...молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи, ниспадающем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и новеньких скрипящих сандалиях». Согласно символике цветов, приводимой в книге П. Флоренского «Столп и утверждение Истины», можно говорить о том, что Иуда действительно простодушен и наивен, искренне радуется тридцати тетрадрахмам. Единственное, к чему стремится персонаж - любыми средствами стать богатым: «У него одна страсть... Страсть к деньгам». Автор «Мастера и Маргариты» намеренно одел Иуду в бело-голубые, такие же, как и на Иешуа, одежды. Тем самым бродячий философ, одетый в рваньё, но с чистой свободной душой, противопоставляется Иуде, внешняя красота которого по контрасту оттеняет безобразие души этого персонажа, лишённого свободы. В сцене убийства Иуды М. Булгаков вновь обращает внимание читателя на причину смерти персонажа, используя символический образ Истины - Луны. «Левая ступня попала в лунное пятно, так что отчетливо был виден каждый ремешок сандалии». Иными словами эту фразу можно трактовать так: для героя самым важным в жизни было стремление к красивым вещам и одежде, к богатству любыми путями, что в соединении с предательством привело к смерти.
Завершая разговор о существовании или отсутствии свободы у героев «евангельских» глав романа «Мастер и Маргарита» можно сделать следующие выводы:
а) М. А. Булгаков наделил только один образ изначальной и исключительной свободой. Это - бродячий философ, проповедник Истины - Иешуа Га-Ноцри. Свобода героя обусловлена его искренней верой в справедливость и доброту всего человечества, желанием помочь людям.
б) Левий Матвей обретает свободу благодаря знакомству с Иешуа, учеником которого впоследствии становится, а после гибели Га-Ноцри своими действиями утверждает завещанные ему принципы. Именно это позволяет утверждать, что Матвей, пройдя сложный эволюционный путь, становится свободной личностью.
в) Понтий Пилат и Иуда из Кириафа, будучи предателями, изначально лишены свободы. Однако, прокуратор Иудеи, осознав свою вину и искренне раскаявшись, обретает свободу, пусть даже и через две тысячи лет. Иуда же, хладнокровный, без каких-либо признаков угрызения совести после своего подлого поступка, никогда не был и не может быть свободным. И в итоге, по мнению автора произведения, такой человек заслуживает только одного - смерти, то есть то, на что он обрекал других людей.
г) При выявлении свободы - несвободы у героев «евангельских» глав романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков использует художественные приёмы:
- Иешуа Га-Ноцри - цветовая символика, противопоставление (антитеза), портретные зарисовки;
- Понтий Пилат - антитеза, образы-символы, внутренние монологи, диалоги, сны, портретные зарисовки.
- Левий Матвей - цветовая символика, антитеза, внутренние монологи, диалоги.
- Иуда - цветовая символика, антитеза.
Исходя из определения понятия «свободы», как «способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости», можно с уверенностью сказать, что замечательный писатель послереволюционного периода Михаил Афанасьевич Булгаков, продолжая лучшие традиции русской классической литературы, своей жизнью и творчеством доказал, что даже в самых неимоверно сложных условиях можно оставаться свободным человеком. Эту мысль он последовательно воплощал в своих произведениях, вершиной которых стал итоговый роман писателя «Мастер и Маргарита».
В произведении проблема свободы и несвободы отразилась наиболее остро. Писатель считает, что свободным может считаться не только тот человек, кто не только верит в высшую справедливость и проповедует её, но и тот, кто готов помочь людям поверить в её существование, помочь найти Истину, а, следовательно, и Свободу, даже ценой собственной жизни. В романе таким человеком является бродячий философ Иешуа Га-Ноцри.
Однако, люди, чаще всего, не задумываются о своей свободе и живут в неведении, оставаясь рабами обстоятельств, не зависящих от них. М.А. Булгаков на примере двух образов показал эволюцию таких людей. Левий Матвей, бывший сборщик податей, герой евангельских глав романа, и Иванушка Бездомный, поэт, - из московских. Оба героя приходят к Истине, а значит и к личной свободе, различными путями. Если Левий Матвей, став учеником Иешуа Га-Ноцри, записывая его мысли (пусть иногда и неверно) на пергаменте сразу проникается духом свободного человека, то Иван Бездомный показан как раз в процессе познания Истины, обретения свободы под влиянием общения с Мастером.
В романе три предателя: прокуратор Иудеи Понтий Пилат, Иуда из Кириафа и житель Москвы 30-х годов ХХ века Алоизий Могарыч.
Если Понтий Пилат, осознавая свою вину, наконец-то отпускается на свободу после того, как провёл почти две тысячи лет в одиночестве и тоске своего бессмертия, терпя неимоверные муки совести, то Иуда и Алоизий Могарыч, которые действуют обдуманно и хладнокровно, не терзаясь, подобно Понтию Пилату, угрызениями совести после совершения своих подлых поступков, никогда не были и не будут свободными людьми. По мнению М. Булгакова, оба несут заслуженную кару за содеянное: Иуда погибает под ударами ножей, Алоизий Могарыч отделывается «лёгким» испугом и исцарапанным в кровь лицом.
Сложнее проблема свободы решается в отношении Мастера и Маргариты. Мастер, создавая роман о Понтии Пилате, чувствует себя свободным. Для него в мире существует только его произведение и любимая женщина, Маргарита, которая воодушевляет его. Но, после публикации романа и появления вслед за этим газетных статей ругательного характера, Мастер поддаётся страху, отчаянью, теряет веру в Истину, страшась её, а, следовательно, теряет драгоценную свободу. И только благодаря мужеству, сильной и преданной любви Маргариты, которая находит любимого и пытается вернуть его к прежней жизни, появляется надежда, что Мастер обретёт свободу. Пока же он и его верная подруга («...тот, кто любит должен разделять участь того, кого он любит») награждены «покоем» о котором так мечтал Мастер.
Отказ от борьбы, не препятствие злу, отказ от своего романа: «Ах, нет, нет, ...я вспоминать не могу без дрожи мой роман...» - вот главная вина Мастера. Поэтому он, видимо, и не заслужил «света», то есть полной свободы.
Вот главная мысль Михаила Булгакова, доказанная собственной жизнью.
Библиография
1. Бессонова М.И. Отмеченные лунным светом //Видродження. -1991.- №8.-С.14-18.
2. Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - 670 с.
3. Виноградов И. Духовные искания русской классики. - М.: Советский писатель, 1987. - 380 с.
4. Вулис А.З. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художественная литература, 1991 -224с.
5. Королёв А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. -1991.-№13.-С.28-31.
6. Краткая литературная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1971. - 1040 с.
7. Крепс М. Булгаков и Пастернак, как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго» Энн Эрбор: Ардис,1984. - 284 с.
8. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 750 с.
9. Сахаров В. М. Булгаков: уроки судьбы // Наш современник. - 1991.- №11. - С.64 -76.
10. Соколов Б. «Мастер и Маргарита»: проблема бытия и сознания или разума и судьбы? // Лепта.-1997.- №36 -С.205-215.
11. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, -837 с.
12. Яновская Л. Треугольник Воланда. К истории романа «Мастер и Маргарита». - К.:Либідь, 1992.-188 с.