На принципе самостоятельности ученика и основывается дидактика развивающего обучения Адольфа Дистервега. Знаменитый педагог считал, что главной, первостепенной задачей обучения является развитие умственных способностей ученика. Таким образом, он сделал акцент на важности формального обучения, в то же время не отрывая его от реальных знаний и материального образования.
Наиболее важными Адольф Дистервег считал такие дисциплины, как природоведение и математика. Он считал эти предметы важным средством интеллектуального развития учащихся. Огромное значение он придавал изучению детьми истории отечества, языку, литературе и географии.
Также Дистервег считал важным принцип наглядности в обучении. Как он писал в своих педагогических трудах, «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления – на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова – пустословием»[13].
Для того, чтобы можно было опираться на данный принцип в обучении, необходимо брать за основу воспринимаемого чувственно, и далее переходить к понятиям. От единичного нужно двигаться к общему, от конкретного к абстрактному. Как писал Адольф Дистервег, «… для учителя, которому … дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно»[14].
Крайне важным Дистервег полагал приучение детей к логически последовательной речи. По его мнению, это было очень важно для развития умственных способностей и логического мышления учеников. Необходимо, чтобы дети были способны последовательно излагать собственные мысли и давать обоснования основным положениям. Обязанностью же преподавателя является наблюдение как за ясностью и логичностью их построения, так и за четкостью дикции детей.
Необходимо позволить детям тренировать речь, привыкать к ней. Дистервег считал большим недостатком такую манеру преподавания, как превращение уроков в лекции, где говорит только учитель, а ученики выступают в качестве молчаливых слушателей. Дети должны активно участвовать в обсуждении предмета, излагать собственные мысли и соображения, таким образом саморазвиваясь под контролем преподавателя.
Заключение
Адольф Дистервег заслуженно признан одним из наиболее известных и общепризнанных немецких педагогов девятнадцатого века. Свою педагогическую деятельность Дистервег направил на изучение обучения в народной школе. Наиболее значительными достижениями ученого можно назвать успешное продолжение идей таких немецких ученых, как Кант, Руссо и Песталоцци, а так же всей немецкой классической философии, так высоко ценящейся по всему миру.
«Руководство к образованию немецких учителей» является наиболее важным из работ Адольфа Дистервега. В данном труде им были описаны принципы обучения и воспитания, тесно связанные между собой: принципы природосообразности, культуросообразности и самостоятельности. Важнейшим моментом в воспитании детей Адольф Дистервег считал развивающее обучение и саморазвитие учащихся. Им были предложены пути воспитания и обучения, основанные на природных способностях человека. По мнению Дистервега, принцип культуросообразности подразумевал организацию процесса обучения и воспитания с учетом культуры внешней, внутренней и общественной.
Адольф Дистервег делал акцент на расширении естественных наук в образовании. Основным методом, используемым им в обучении детей, являлся элементарный метод. Его дидактические положения относительно самостоятельности в обучении, а так же наглядности, четкости и последовательности, стали особенно важными для обучения в школе.
На своей родине Адольф Дистервег давно признан педагогами, его идеи развиваются его последователями. Работы Дистервега в области педагогики высоко ценятся по всему миру, а в самой Германии была учреждена медаль имени Адольфа Дистервега – ей награждаются заслуженные педагоги.
Список литературы
1. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1- 2.
2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 400 с.
3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – 374 с.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – 447 с.
5. Пискунов А.И. Дидактические взгляды А. Дистервега // Советская педагогика. – 1956. – № 1. – с. 63-70.
6. Ротенберг В.А. Дистервег об учителе // Советская педагогика. – 1940. – № 10.
7. Фрумов С.А. Педагогическая деятельность Дистервега // Советская педагогика. – 1951. – № 7. – с. 79-85.
8. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – 608 с.
9. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5.
[1] Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5
[2] там же.
[3] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 220.
[4] Там же. – С. 222.
[5] Там же. – С. 223.
[6] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 245.
[7] Там же. – С. 246.
[8] Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – С. 93.
[9] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 229.
[10] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 229.
[11] Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.,1956. – 374 с.
[12] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 223.
[13] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 226.
[14] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 227.