Смекни!
smekni.com

«Неоднозначность личности митрополита Мануила (Лемешевского)» (стр. 4 из 5)

Монахиня Лидия (Державина), вдова известного самарского священника протоиерея Иоанна Державина, вспоминала: "Я не думаю, что эти обвинения в адрес Владыки справедливы. В его биографии Владыка Иоанн про него писал, что он очень стойким был, твёрдым. С обновленчеством боролся, не жалел себя. На все воля Божия - и на его прославление тоже. Но он, конечно, святой человек был. Мы с отцом Иоанном часто приезжали к Владыке, когда он был правящим архиереем. На приёмах он вел себя тихо, аккуратно, лишнего слова не скажет, знал, что вокруг много доносчиков. Всегда тихо говорил - у него опыт арестов был большой. Какой тяжелый крест ему дал Господь, сколько лет он находился в заключении! Очень многие святые земной Церковью не прославлены, но они все равно ведь в славе находятся у Бога".

Вот такие мнения… Если и было в жизни митрополита Мануила предательство, то мы можем только представить себе, предположить, как же трудно ему было жить с таким «грузом на душе».

«Лубянская тайна», - как считает А. Жоголев, - ставит перед церковным сознанием непростой вопрос о том, а что же такое святость, применительно к современным подвижникам. Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин по поводу этой ситуации делает интересные выводы. «Такие документы (имеется в виду «дело» Владыки Мануила) существуют. Я видел их копии, - говорит он. – Конечно, далее встает вопрос о том, насколько достоверны сами документы, не имеет ли место фальсификация… Но когда идет суд над кем-то, обвиняемом в преступлении, то действует презумпция невиновности. Канонизация же процесс противоположного направления. Здесь речь идет о святости… всякое обстоятельство, набрасывающее некую тень на образ канонизируемого, принимается всерьез. «Презумпция виновности», если только она станет одним из руководящих принципов в работе комиссии по канонизации, приведет к тому, что на каждого «кандидата в святые», как во время выборных баталий, будут вываливаться мешки всевозможного компромата. Апелляция к лубянским документам, по сути, стала первой попыткой применить чуть ли не выборные политические технологии (своего рода черный «пиар») к такому сакральному делу, как причисление к лику святых… Протоиерей Владислав Цыпин в своём интервью не отрицает, что мотивы у сторонников прославления Владыки Мануила очень серьёзные - есть многочисленные свидетельства о чудесах на его могиле. Да и почитание его православными самарцами давно стало фактом».

И всё же, несмотря на неоднозначность мнений о личности митрополита Мануила, одно можно сказать с уверенностью: в течение всей своей жизни он оставался преданным Русской Православной Церкви. Не миновали владыку ни лагеря, ни тюрьмы, ни ссылки, в которых он провёл более двадцати лет. Каждый раз обретая свободу, архиерей-труженик снова и снова включался в церковную жизнь…

Однако споры о канонизации митрополита не стихают до сих пор. Удивительна его личность, удивительна его судьба…

3.Заключение

На нашей Самарской земле жил и работал подвижник Православия, один из самых ярких иерархов Русской Церкви за весь советский период – митрополит Мануил. Он широко известен как крупнейший церковный библиограф, историк и литургист. Авторитет митрополита Мануила для церковных историков безусловен, а неоднозначность его личности каждый оценивает по-своему.

Что же касается вопроса канонизации, то хочется отметить, что в те годы далеко не все смогли выдержать натиск репрессивных органов, не все смогли не сломаться под пытками и иными изощрёнными методами ведения следствия. Да, было немало и таких, кто не пошёл ни на какие контакты со следствием, виновным себя не признавал, - например, так вёл себя на следствии и сомолитвенник митрополита Мануила иеромонах Никита (Сапожников). Но судить (и тем более осуждать!) за минутную слабость человека, пусть и в епископском сане, оказавшегося в нечеловеческих условиях «советского ада» – мы, наверное, не имеем права. Нам сегодня даже трудно представить, каким издевательствам и пыткам подвергались подследственные. И ставить «клеймо» отвержения на человеке, всей своей жизнью доказавшего свою верность Христу, удостоившегося исповеднического венца и дара чудотворений, было бы опрометчиво.

В Государственном архиве Российской Федерации хранится интересный документ: список Архиереев, не приславших советскому правительству поздравлений с праздником Октябрьской революции. В их числе значится митрополит Мануил. Уполномоченный В.Х. Корчагин так характеризовал в своих донесениях в Москву владыку Мануила: «Мануил был и остаётся глубоко верующим человеком. Всю свою деятельность он направляет на усиление религиозного влияния на верующих». Сменивший В.Х. Корчагина Н.А. Трофимов говорил о святителе как о "фанатично верующем человеке с весьма реакционными взглядами". И в этом признании властей, наверное, и заключается ответ на многие наши вопросы.

Время обязательно всё расставит на свои места, и если это будет угодно Богу, то мы ещё не раз услышим о чудесной помощи людям самарского архиерея, что станет ещё одним подтверждением святости митрополита.

Подвижники земли нашей: и иеромонах Никита (Сапожников), и митрополит Мануил, и многие, многие другие - прошли тернистый жизненный путь каждый по-своему, но объединяло их одно: святая вера и преданность Русской Православной Церкви.

Список литературы

1. Бархотников В. А. Курс лекций, прочтённых в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Самара: Книга, 2008.

2. Бочков В. А., Зубова О. В., Мельникова Н. В., Радченко О. И., Подмарицын А. Г. Православные святыни самарского края. – Самара, 2001.

3. Дорофеев А., Тутина Ю. Патриархи Всея Руси. История Русской Православной церкви в лицах. // «Аргументы и факты», №6, 2009.

4. Дудко М., Лоргус А. Книга о церкви. – Москва: Паломник; Город, 2008.

5. Жоголев А. Последний рубеж. // Благовест. – Самара, № 3 (21), 1993.

6. Жоголев А., Макаров И. Подвижники Самарской земли. - Духовный собеседник: Самара, 1995.

7. Подмарицын А. Г. Очерки истории Самарской епархии. Учебное пособие. – Самара: «Книга», 2008.

8. Прокофьев И. Дом Мануила. // Благовест. – Самара, № 3 (21), 1993.

9. Огудина Н. Книги митрополита Мануила. // Благовест. – Самара, № 6, 1996.

10. Опавшие листья. Из дневника святителя (Митрополит Мануил (Лемешевский)). //Духовный собеседник. Под ред. Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского. – Самара, № 3-4, 1995.

11. serafim. com. ru / site / nstr_ 1_ 1_01. html От меня это было Иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьёв)

12. Якунин В. Н. Истории самарской епархии в портретах её архиереев. – Тольятти, 1999.

13. http// www . katehizis. ru / index / php… Катехизис. ру.

14. http// www. cofe. ru / artiste / asp? Навет – Благовест

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕЗИСЫ

Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский…

Эта работа посвящена жизни и деятельности местночтимого подвижника Самарской земли митрополита Мануила. Будучи крупнейшими агиографом и богословом, он имел необыкновенную популярность среди простого народа.

Митрополит Мануил, исповедник и историк Русского Православия, нашёл своё последнее пристанище в кафедральном Соборе Самарской (Куйбышевской) епархии (Покровский собор). «Живые цветы на надгробном камне могилки – доказательства величайшего уважения и веры самарцев в святость своего митрополита, - писала в книге "Подвижники Самарской земли" Ирина Шестун. - А кто был в Покровском соборе 12 августа, в день памяти митрополита Мануила, знает, сколько людей приходят почтить его память, и видит, что люди помнят и любят своего молитвенника»…

Неожиданно для многих молодой Виктор Лемешевский решился уйти из мирской жизни и принять обет монашества. Что послужило причиной такого важного решения? Летом 1909 года серьёзно заболел брат Виктора Павел, и было мало надежды на его выздоровление. Тогда Виктор дал обет принять монашество, если умирающий брат пойдёт на поправку. И чудо действительно произошло. В апреле 1910 года Виктор поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии, где был пострижен в рясофор. 2 июня 1911 года был пострижен в монашество с именем Мануил (что означает «Божие определение»), 11 декабря 1911 года – рукоположен в иеродиакона, а спустя полгода – в иеромонаха.

Отец Мануил решительно выступал против обновленческого движения. Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа. За 125 дней епископства преосвященного Мануила из 115 обновленческих церквей во владение Патриарха перешло 83 прихода. Это было победой над расколом, положившей начало борьбе с ним по всей России.

Епископ Мануил был арестован. Когда он находился в Соловецком лагере (1924 –1928 гг.), написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь», «Соловецкие письма о епископстве», «Новый Соловецкий патерик», «Соловецкие синодики». Даже находясь в заключении, не оставлял он научной и библиографической работы. После освобождения был направлен в Серпухов митрополитом Сергием для борьбы против «иосифлянского» движения, получившего значительное распространение в Московской епархии. И вновь тюрьмы, лагеря, ссылки…

С 14 февраля 1945 года – епископ Чкаловский. Там судьба свела его с Иваном Снычёвым и Андреем Савиным (бессменным секретарём куйбышевских архиереев). С июля 1945 года – епископ Чкаловский и Бузулукский. С 21 апреля 1946 года – архиепископ. Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имён всех святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», написал ряд других работ. 4 сентября 1948 года владыка Мануил вновь был арестован, приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии. В 1955 году был освобождён по амнистии.