Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 112 из 267)

Понятие об искажении сновидения входит в разработанное позднее Фрейдом понятие работы сновидений. Следует принципиально отметить, что термины Фрейда проистекают исключительно из топографической модели и подвергаются изменениям только в ходе дальнейших теоретических и метапсихологических работ Фрейда, а потому неизбежно перекрываются. Так и термин «цензура сновидений» изначально происходит из топографической модели. Позднее Фрейд попытался включить функцию цензуры в разработанную затем структурную модель: если в топографической модели он понимает цензуру как функцию системы Псз, то в структурной модели он рассматривает ее как функцию Я под влиянием Сверх-Я. «Под этой цензурой мы, однако, не понимаем никакой особой силы, а выбрали это выражение для определенной стороны господствующих над Я вытесняющих тенденций, обращенной к (скрытым. — А. Б.) мыслям сновидения. Стоит нам дальше проникнуть в структуру Я, то в Я-идеале и в динамических проявлениях совести мы сможем также обнаружить цензора сновидений» (X, 165). Следовательно, в состоянии бодрствования этот цензор сновидений во многом соответствует защитной функции Я. В 1917 году Фрейд попытался дать описание этого процесса с экономической точки зрения на языке топографической и структурной модели. «Желание во сне пытается вобрать в себя все посланные от Я катексисы и создать абсолютный нарциссизм. Это всегда удается только отчасти, поскольку вытесненное в системе Без не следует за этим желанием. Следовательно, должна сохраниться также часть контркатексиса и остаться, пусть и не в полной мере, цензура между Без и Псз. Насколько простирается господство Я, обе системы освобождаются от катексисов. Чем сильнее катексисы влечений в Без, тем лабильнее сон» (X, 417). Цензуру можно распознать непосредственно в явном сновидении, но также и в стоящих за ним скрытых мыслях сновидения. Повсюду, где есть пробелы в явном содержании сновидения, причинами их оказывается цензура сновидений. Также и в том, что

324

тот или иной элемент сновидения вспоминается среди прочих, более четко оформленных элементов особенно плохо и расплывчато, в большинстве случаев повинна цензура сновидений. Однако в столь неприкрытой форме цензура сновидений встречается лишь крайне редко. Чаще она дает о себе знать по второму типу, а именно в самих скрытых мыслях сновидения. Из-за того, что места настоящих элементов занимают их ослабленные, приблизительные, едва обозначенные отражения, из-за смещения акцента или полной перегруппировки элементов, явное содержание сновидения становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения, так что эти последние уже невозможно угадать в первом. Только работа по толкованию во время анализа способна обнаружить эти столь измененные скрытые мысли сновидения. Часто, однако, такие реконструкции оказываются весьма несовершенными, осознанию бессознательного препятствует сопротивление. Этому сопротивлению, с которым мы сталкиваемся при толковании сновидений, соответствует цензура во время работы сновидения. Цензура сновидения представляет собой одну сторону работы сновидения, тогда как искажение сновидения — другую. Эти понятия, как уже говорилось, Фрейд не всегда четко разграничивал.

Под работой сновидения Фрейд подразумевает психическую деятельность, преобразующую скрытое содержание сновидения в явное. Явное сновидение он сравнивает с неким ребусом, отдельные знаки которого должны быть переведены на язык неосознаваемых нами мыслей сновидения. Лишь в уже описанных непосредственных сновидениях и в детских сновидениях желанию удается относительно неприкрыто выразиться в явном сновидении; здесь, следовательно, оно во многом совпадает с его скрытыми мыслями.

То, что конкретно побуждает спящего человека видеть сны, Фрейд называет источниками сновидения. При этом он главным образом имеет в виду источники, из которых заимствуется материал, то есть содержание для построения сновидения. Наряду с этим он употребляет термин возбудитель сновидения. Этот термин происходит из энергетической концепции Фрейда и относится к остающейся или становящейся активной во сне энергии, которая может разрушить желание спать. Фрейд называет эту присущую представлению или мысли энергию «катектической

энергией» (см. статью П. Цизе).

Полный перечень выявленных им источников сновидений Фрейд впервые дает

в «Толковании сновидений»:

1) внешнее возбуждение органов чувств;

2) внутреннее возбуждение органов чувств;

3) внутреннее, то есть органическое телесное раздражение;

4) чисто психические источники сновидения.

Однако уже в главе V он более подробно разбирает три источника материала

сновидений, а именно:

а) недавний и нейтральный материал сновидений, к которому относятся остатки дня; к ним примыкает

б) инфантильный материал, который стремится найти свое выражение в сновидении и, наконец,

в) соматические источники сновидений, которые имеют, правда, второстепенное значение и вместе с инфантильным психическим материалом и остатками дня перерабатываются в исполнение желания.

Фрейд предполагает, что ввиду того, что соматические источники раздражения способны вызывать множество возможных реакций со стороны сновидения, эти источники играют роль, сходную с недавними, но индифферентными пред-сознательными остатками дня. Оба эти источника могут быть осознаны, если они сопряжены с психически значимыми источниками возбуждения и тем самым

325

образуют сновидения. В 1938 году в своей работе «Очерк о психоанализе» Фрейд по-новому сформулировал теорию сновидений в рамках своей структурной теории. В этой работе он еще раз высказался об источниках сновидений. Они представляют собой либо порождаемые Оно инстинктивные побуждения, то есть бессознательное желание, которое было вытеснено или возникло из актуального соматического возбуждения, навязавшего себя Я, или же «предсознательный ход мысли со всеми сопряженными с ним конфликтными побуждениями» (XVII, 88), проистекающее из Я желание (остаток дня), усиленное бессознательным элементом. Так или иначе перед спящим Я выдвигается требование сохранить сон, устранив благодаря образованию сновидения помехи-раздражители, возникающие из названных источников. Явное содержание сновидения скрывает теперь в более или менее замаскированной и искаженной форме желание, которое может быть выражено таким образом. Источники сновидения приводят к бессознательному содержанию сновидений, причем Фрейд в большинстве случаев употребляет понятие «скрытое содержание сновидения» и «скрытые мысли сновидения» в том же смысле, что и элементы сновидения, скрывающиеся за явным сновидением, которые могут быть вскрыты только через интерпретацию; к ним относятся динамические бессознательные желания, предсознательный материал и чувственные или телесные раздражители. В своей работе «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» (1916) Фрейд применяет термин «скрытые мысли сновидения» все же в более узком смысле: «Эти остатки дня мы распознаем в анализе в качестве скрытых мыслей сновидения и должны как по их природе, так и вследствие общей ситуации признать их псз представлениями, принадлежностью системы Псз... эти остатки дня, если они хотят появиться в виде образов сновидения, должны получить усиление из источников без инстинктивных побуждений» (X, 413—414). А в работе «Сновидение как средство доказательства» (1913) он добавляет, что может причислить скрытые мысли сновидений не к сновидению, а к предсознательным размышлениям, хотя узнал об этих размышлениях только из толкования сновидения. Наконец, в 1932 году в своем «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» он подчеркивает, что сильнейшим элементом скрытых мыслей сновидения является вытесненное инстинктивное побуждение, которое, использовав случайно имевшиеся раздражители, нашло в них смягченное и замаскированное выражение.

Если захочется последовать за Фрейдом в его рассуждениях, то скрытые мысли сновидения следует понимать как часть общего содержания сновидения. Они происходят из предсознательного и могут стать скрытым содержанием сновидения только тогда, когда получат подкрепление и тем самым возможность выразиться благодаря динамически бессознательным желаниям (стремлениям Оно), которым цензура (защита Я) не дает наяву достичь сознания или хотя бы предсознательного. В сновидении часто бывает много таких желаний, которые в свою очередь, как при симптоме, могут стать узловыми пунктами для множества сфер представлений. Большинство из этих стремлений имеет сексуальную природу и уходит корнями в период раннего детства.

Скрытое содержание сновидения, таким образом, состоит, с одной стороны, из этих динамически бессознательных желаний, а с другой — из возможных физических побуждений, таких, как жажда или сексуальные инстинктивные импульсы, поскольку они склонны соединяться с содержанием представлений психических источников сновидений. Сюда же можно отнести вытесненные детские желания, которые находят свое выражение благодаря ассоциации со скрытыми мыслями сновидения, то есть с актуальными предсознательными склонностями и желаниями или индифферентными впечатлениями из жизни, катексис которых частично сохранился во сне (так называемые остатки дня).

326

Значение сновидения, следовательно, лежит в скрытом, а не в явном содержании сновидения, которое при образовании сновидения является основным в динамическом отношении желанием, скрытым в латентном содержании, и создает себе в нем также и дозволенную цензурой возможность удовлетворения. Если образование сновидения прошло успешно, то сновидец может спать дальше; в противном же случае он пробуждается, как это, к примеру, наблюдается при сновидениях страха (см. ниже).

Это желание сновидения или эта исполняющая желание фантазия может разрешиться тремя различными способами: 1) способом, который был бы нормальным для бодрствования, а именно из Псз пробиться в сознание, или 2) создать себе непосредственный моторный выход в обход сознания, или 3) пойти неожиданным путем, за которым нам действительно можно понаблюдать. «В первом случае она превратилась бы в бредовую идею с содержанием исполнения желания, однако в состоянии сна этого никогда не происходит... Второй случай, то есть непосредственный двигательный выход, исключается подобным принципом, ибо доступ к подвижности обычно лежит в некотором отдалении от цензуры сознания. Хотя в виде исключения его можно наблюдать в форме сомнамбулизма. Нам неизвестно, какие условия являются его предпосылкой и почему он не встречается чаше. То, что происходит при образовании сновидения, является весьма удивительным и совершенно непредвиденным решением. Процесс, начавшийся в Псз и усиленный через Без, идет обратным путем от Без Js восприятию в сознании. Эта регрессия (топическая регрессия. — А. Б.) является третьей фазой образования сновидения... усилением псз остатков дня через| Без — созданием сновидения-желания» (X, 417—418) — следовательно, третьи|м путем является топическая регрессия. «Разворот процесса возбуждения от Псз через Без является одновременно возвратом к ранней ступени галлюцинаторного исполнения желания» (X, 418).