Фрейд понимает мастурбацию после пубертата как часть «инфантильной сексуальной деятельности» (VIII, 341). Опасность ее состоит в «фиксации инфантильных сексуальных целей» и в «психической прототипичности» (VIII, 342). Под психической прототипичностью следует понимать то, что в сопровождающих мастурбацию фантазиях активируются желания и происходят идеализации, которые нельзя осуществить в реальном контакте с объектом любви или же которые не оставляют места будущему реальному объекту любви, занятое уже в фантазии. Реальный объект любви становится в этом случае объектом-заменителем, и в отношении к нему повторяются лишь инфантильные клише, тогда как действительно новый контакт в значительной степени исключается. И наоборот, психосексуальная зрелость выражается в том, что человек отказывается от фантазий благодаря полноценным реальным отношениям.
Сексуальные фантазии в пубертате, однако, имеют не только негативный аспект, о котором говорил Фрейд. Скорее они являются также выражением половой идентичности подростка и могут пониматься — по своему содержанию — как
382
признак успешно протекающей сексуальной социализации. «Эротические фантазии в пубертате являются, так сказать, основой половой идентичности. Они делают ясным то, что прежде существовало только в виде намеков: они подтверждают половую идентичность молодого человека как мужчины, женщины или как существа неоднозначного и противоречивого и позволяют определить, существуют у него или нет парафилические тенденции и как далеко они заходят. Содержание этих фантазий ни у юноши, ни у девушки не обусловлены гормонами пубертатного возраста; но они этими гормонами активируются. Под влиянием гормонов фантазии становятся более частыми, более длительными, более живыми и, как правило, приводят к сексуальному возбуждению и оргазму. Эти фантазии, которые проявляют себя в пубертате как сексуально стимулирующие, возникают в жизни человека намного раньше, задолго до пубертатного возраста» (Money, Ehrhardt 1975, 150). Таким образом, выражением задержки психосексуального развития является не наличие сексуальных фантазий, способных привести к сексуальному возбуждению и оргазму, но то место которое они занимают в психике человека; степень же, в которой они отвращаются от реальности, может быть соответственно истолкована как выражение инфантильности.
Последний момент, который имеет важное значение для выбора объекта и развития зрелой психосексуальности, здесь можно изложить лишь вкратце. В поздней фрейдовской теории влечений, которая исходит из противоречия между нацеленными на связь сексуальными влечениями (эросом) и нацеленными на разрушение деструктивными влечениями (танатосом), говорится о смешении влечений. Психосексуальная зрелость выражается, согласно этой теории, в том, что либидинозные влечения могут связать и нейтрализовать деструктивные. Если происходит смешение влечений, то в результате агрессивно-деструктивные влечения обособляются и поэтому следует ожидать высокой степени амбивалентности в объектных отношениях. В таком случае на сексуальный объект направляются в значительной мере несвязанные и сосуществующие либидинозные и агрессивно-деструктивные импульсы. Зрелая же психосексуальность характеризуется как раз небольшой амбивалентностью. Это означает отсутствие конкуренции, стремления доминировать и приводящей к чрезмерной амбивалентности реактивной защиты, которая может относиться как к либидинозным, так и к деструктивным импульсам. Соответствующее понимание зрелой психосексуальности, которую одновременно можно трактовать как фундамент интегрированной цельной личности, защищает Хеттлингер (Hettlinger 1970). Другими авторами, например Винникоттом, отстаиваются, однако, совершенно противоположные представления. Подводя итог, можно сказать, что постулированный Фрейдом процесс развития к зрелой психосексуальности подвергается многочисленным возможным нарушениям и, по его мнению, никогда не протекает идеальным образом. При этом психосексуальная зрелость не понимается Фрейдом как окончательно достигнутый результат; даже в том случае, если она достаточно закреплена, она подвержена угрозе инволюции.
ИНФАНТИЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ
Инфантильная сексуальность, как ее изображает Фрейд в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905а), отличается крайне «аналитической» интерпретацией. Согласно Фрейду, инфантильная сексуальность не является обособленным и единым феноменом, скорее она распадается на многочисленные компоненты, «парциальные влечения», связана с различными «эрогенными зонами» и проходит в своем развитии несколько общих для всех людей «фаз» (см. статью Й. Шторка).
383
«Три очерка по теории сексуальности» состоят из разделов о «сексуальных отклонениях» (перверсиях), «инфантильной сексуальности» и «преобразованиях пубертатного возраста», которые претерпевает сексуальность в период полового созревания. Из аргументации Фрейда, однако, становится ясно, что центральная проблема в «Очерках» — инфантильная сексуальность. В сексуальных отклонениях, по мнению Фрейда, выражается прежде всего психический инфантилизм, тогда как преобразования в пубертате подготавливаются и детерминируются судьбой инфантильной сексуальности.
Сексуальные девиации Фрейд подразделяет по объекту и цели — классификация, которую он заимствовал у Краффт-Эбинга (Krafft-Ebing 1886). Отклонения в отношении объекта Фрейд усматривает в гомосексуальности и в выборе детей и животных в качестве сексуальных объектов. То, что Фрейд причисляет к отклонениям в отношении сексуальной цели, в частности, куннилингус, фелляцию и фетишизм, понимаемые им как сексуальные аберрации, показывает, насколько сильно, несмотря на все свои просветительские намерения, Фрейд был скован моральными представлениями своей эпохи.
Тем не менее Фрейд не видит резких границ между девиациями и нормальной сексуальностью. В период инфантильной сексуальности их нельзя еще полностью отделить друг от друга. Ребенок предрасположен к «полиморфной перверсии», его сексуальность не отмечена знаком функции размножения. Более того, отказ от размножения как собственно цели сексуального поведения человека, имеющий место в случае перверсий, представляет собой общий по содержанию признак, присущий инфантильной сексуальности, с одной стороны, и девиантному сексуальному поведению — с другой. Однако, как замечает Фрейд, перверсии обычно характеризуются диктатом парциального влечения, которое завладевает всем поведением индивида и его направляет. У ребенка же подобной организации нет, а потому сравнение перверсии с инфантильной сексуальностью правомерно лишь до определенной степени.
Только благодаря воспитанию у ребенка образуются «душевные плотины» — так Фрейд называет здесь мораль, стыд и отвращение, — которые, однако, имеют не только сдерживающее значение. Скорее они способствуют тому, чтобы подготовить зрелую, гетеросексуально ориентированную и направленную на размножение психосексуальность взрослого человека. Взрослый также, как правило, обладает организованной и центрированной формой сексуальности, которая характеризуется приматом гениталий. Такая организация достигается благодаря отказу от ряда первоначальных целей влечений и поддерживается моралью, стыдом и отвращением. Однако в состоянии влюбленности эти культурно обусловленные препятствия вновь преодолеваются; мораль, стыд и отвращение снова ограничиваются вследствие «либидинозной переоценке сексуального объекта». Очевидно, что эти душевные барьеры прежде всего имеют функцию десексуализации социальных отношений между людьми, но при установлении объектных отношений они могут быть частично вновь устранены.
Для сексуальности невротика, по Фрейду, характерны прежде всего три признака: продолжение существования децентрированной, инфантильной сексуальности; с этим связано преобладание первертированных, пусть даже бессознательных или пережитых только в фантазии инстинктивных импульсов; и, наконец, наличие сильнейшего вытеснения инстинктивных импульсов, делающее прежде всего невозможным реализацию соответствующих желаний и способное привести к невротической защите, к невротическому конфликту и в конечном итоге к расщеплению психики. Влечения и компоненты влечений, которые расщепляются подобным образом, не могут быть включены в управляемые со стороны Я
384
интегрированные взаимосвязи, а потому их развитие сдерживается. Следовательно, чем обширнее вытеснение, тем больше должна быть область, остающаяся
инфантильной.
Процесс вытеснения осуществляется на разных фазах психосексуального развития, через которые проходит каждый человек и преодоление которых требует от него отказа от части инстинктов и должно привести к достижению намеченной воспитанием «культурной способности». Тем не менее вытеснение не является адекватным психическим механизмом, ведущим к зрелости; этот механизм скорее не позволяет должным образом контролировать влечения. Подлежащие вытеснению влечения и компоненты влечений остаются несоциализированными, архаичными и сохраняются в системе бессознательного в первоначальном виде.