Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 146 из 267)

Мур (Moore 1968) и Шерфи (Sherfey 1972) относятся к тем, кто поддержал работу Мастерса и Джонсон. Мэри Джейн Шерфи использовала результаты их исследования, чтобы подтвердить тезис, что вагинального оргазма не существует, а потому фрейдовская теория «переноса на вагину» является ложной. Она цитирует Терезу Бенедек, которая утверждает, что женская сексуальность не может соответствовать мужской модели, поскольку ее осуществлением для женщин являются беременность и вскармливание. Кроме того, она ссылается на Хелен Дойч, которая считает, что женщина вообще не обладает оргазмическими компонентами, и заявляет, что «вагина наделена природой функцией, которую мы у нее и предполагаем» . То есть клитор является сексуальным органом, вагина же — органом продолжения рода. Шерфи полагает, что «теория переноса» является эволюционистским идеалом, которого могут достичь лишь немногие женщины, обладающие высокоразвитой и тренированной корой головного мозга — надо сказать, несколько необычное представление. Я согласна с Мастерсом и Джонсон и считаю, что множественный оргазм является нормальной женской способностью и, следовательно, женщины обладают необычайно сильным половым влечением и огромными оргазмическими возможностями, но вынуждены и то и другое подавлять ради развития нашего общества и культуры.

420

СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖЕНЩИНЫ

Когда Фрейд обратился к непосредственным аспектам женского полового развития и опыта, это делалось в контексте уже созданных им теоретических разработок. Фрейд пишет (1925): «Анализы фаллической древности научили меня тому, что у девочки вскоре после проявления зависти к пенису наступает интенсивное противодействие онанизму, которое нельзя сводить исключительно к влиянию воспитателей. Этот импульс является, очевидно, предвестником того мощного вытеснения, которое в период пубертата устранит огромную часть мужской сексуальности, чтобы создать пространство для развития женских качеств». Конечно, наблюдения Фрейда были верными, но вот его вывод о господстве влечения, то есть о том, что здесь есть нечто большее, чем просто воспитательное воздействие, приводит к тому, что игнорируются культурные влияния, а женственность выступает как

нечто пассивно-дефектное.

Несмотря на это, он признался, что не может объяснить себе «сопротивление маленькой девочки фаллическому онанизму», которое «здорово отравляет ей удовольствие от этого занятия», и поэтому он предположил, что речь здесь, по-видимому, идет о «связанной с завистью к пенису нарциссической обиде». Такова подоплека сексуальной недостаточности или фригидности женщины. Он добавляет, что женщина в результате «начинает презирать мужчину, мстя за укороченный в столь важном месте женский пол» (XIV, 263—264). Таким образом, Фрейд не ищет других причин пренебрежительного отношения к мужчине, а исходит из особенностей строения женского тела.

По поводу же сексуальных чувств Фрейд утверждает: «Пубертат, сопровождающийся у мальчика стремительным вторжением либидо, у девочки характеризуется новой волной вытеснения, которым затрагивается как раз клиторальная сексуальность... Тогда клитор, сам возбуждаясь во время наконец позволительного полового акта, выполняет роль проводника этого возбуждения к соседним женским органам, подобно тому как используют сосновые щепки, чтобы зажечь не так легко воспламеняющиеся дрова. Нередко, чтобы произошел этот перенос, требуется определенное время, в течение которого молодая женщина лишена чувствительности. Эта анестезия может стать постоянной, если клиторальная зона отказывается передать свою способность возбуждаться... Известно, что анестезия женщин часто является лишь кажущейся, локальной. Они нечувствительны во входе во влагалище, но отнюдь не при стимуляции клитора или же других зон. К этим эрогенным причинам анестезии присоединяются затем еще и психические... Если перенос эрогенной раздражимости от клитора во вход во влагалище удался, это означает, что у женщины произошла смена ее ведущей зоны для последующего полового поведения» (V, 124).

Важно еще раз подчеркнуть этот вывод. При этом, однако, необходимо отметить, что клитор не теряет полностью своей возбудимости, он только, лишается своей главной сексуальной роли. Но тут возникает вопрос: что же является причиной этого «переноса» у женщин? Обусловлено ли это процессом развития? Что препятствует правильному использованию органов или реакции органов, которые с физиологической точки зрения потенциально являются дееспособными? Решающую роль здесь играют некоторые принципиальные моменты: в сексуальной реакции обычно выражается вся личность человека, хотя, разумеется, и здесь тоже есть исключения. Поэтому возникающий в конце концов оргазм испытывает на себе влияние множества самых разных факторов. Необходимо четко осознавать, что две сексуальные реакции у одного и того же человека или у двух разных людей никогда не бывают абсолютно одинаковыми. В этой связи мы должны обратиться к рассмотрению исторического и социокультурного развития сексуального опыта женщины.

421

СЕКСУАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Правильно понять женскую реактивность всегда оказывалось делом непростым. Нередко это было следствием фаллоцентрированной позиции мужчины, того, что он не видел парадоксальной дихотомии между потребностями и реакциями женщины, а также того, что он рассматривал женщину как служанку, удовлетворяющую его потребности. Представлению, что женщины по своему происхождению не являются кастрированными мужчинами и тоже обладают сексуальной потенцией, особого значения не придавалось. Собственно сексуальная реакция у обоих полов сходна, поскольку важной предпосылкой для тех и других является тумесценция (диффузное набухание), приводящая к усилению определенных чувственных впечатлений и повышению функции. Тот факт, что у женщин это проявляется менее явно (выражение глаз, повышение кровяного давления, отвердение сосков), не противоречит этому никоим образом.

При переходе от «первобытной» стадии к «цивилизованной» женщина, похоже, сталкивается с экзистенциальной дилеммой, создающей ей значительные трудности. Дело в том, что если на первобытной, или чисто биологической, стадии мужчина и женщина включены в свои паттерны копуляции биологически и находятся в согласии друг с другом, оба реагируя на одну и ту же биологическую сексуальную потребность, то у цивилизованного человека это может привести к дисгармонии. Так, например, изнасилование — это чисто человеческий феномен, то же самое касается согласия вступить в сексуальные отношения без настоящей в этом потребности. Как показала Симона де Бовуар (De Beauvoir 1949), мужчина трансцендирует в оргазме полового акта, чтобы затем вновь вернуться к самому себе. Женщина же, наоборот, сначала подвергается насилию (то есть ее телесная целостность повреждается), затем она отчуждается от самой себя (превращаясь в период беременности в кого-то другого, чем она сама). Половой акт современного мужчины не особенно отличается от полового акта мужчины глубокой древности. Для женщины же из-за социальных последствий полового акта и еще больше из-за возможной беременности он, наоборот, существенно изменился, поскольку эти обстоятельства зачастую, если не всегда, находятся в диссонансе с биологической стадией. Поскольку мужчина определил условия и рамки, в которых должна жить женщина, ее жизнь нередко напрямую зависит от того, насколько она желанна и в какой мере она задействует свою половую функцию в других целях. Это возможно только потому, что во время полового акта женщина может помогать партнеру, по-настоящему в нем не участвуя. Так складывается образ, который женщина создает себе о своей собственной сексуальной жизни, нередко о своей желанности, и она идентифицируется с мужским представлением, что служение мужчине является более важным; но в результате ее собственные сексуальные потребности становятся безразличными ее сознанию. Тот факт, что у мужчины иные нормы полового поведения, чем у женщины, а также «табу девственности» (Freud 1918), которое, пожалуй, точнее будет назвать «принуждением к целомудрию» у незамужней женщины, — все это ведет к появлению серьезных проблем в сексуальной сфере. Хотя женщина и принимает эти условия, она вместе с тем протестует, ибо фригидность, которой она зачастую реагирует, является не только следствием урезанной власти и социальных условий, которые ей приписаны, но и выражением ее тревоги, ее страха, ее гнева, ее сопротивления или же выражением ее потребности контролировать своего партнера, мстить ему и победить его. Эта дутая победа над своим партнером, который — в браке или нет, — возможно, вообще не был ее избранником, в своей деструктивное™ целит в обратном направлении, так что в результате женщина в первую очередь вредит только сама себе.

422

СПЕКТР ЖЕНСКИХ РЕАКЦИЙ

Я попыталась (Shainess 1968) представить женские реакции в виде спектра, демонстрирующего, что сексуальная реакция есть дистиллят всей личности, при этом задействованы также конституциональные и физиологические факторы. В отличие от Фрейда и других первых психоаналитиков я считаю активность важной составной частью вагинальной или — как мне больше нравится ее называть — «аутентичной реакции», тогда как пассивность и в физическом смысле, и в смысле структуры личности ведет к фригидности.