431
Moore, В. Е.: Panel on Frigidity in Women. J. Am. Psychoanal. Ass., 9,1961
Psychoanalytic Reflections on the Implications of Recent Physiological Studies of Female Orgasm. J. Am. Psychoanal. Ass., 16,1968, 569-587 Müller, J.: Beitrag zur Frage der Libidoentwicklung des Mädchens in der genitalen Phase. Int. J. Psychoanal., 17,1931
Müller-Braunschweig: Die erste Objektbesetzung des Mädchens in ihrer Bedeutung für Penisneid und Weiblichkeit. Psyche, 12,1959
Zur Genese des weiblichen Überichs. Int. J. Psychoanal., 11,1959 Mullahy, P.: Oedipus: Myth and Complex. New York:
Hermitage Press 1948
Orr, D. W.: Anthropological and Historical Notes on the
Female Sexual Role. Int. J. Psychoanal. Ass., 16,1968
Payne, S.: Zur Auffassung der Weiblichkeit. Int. Z.
Psychoanal., 22,1936
Pfaff, D: Hormone Binding Neurons and the Neuro-physiology of Sex Behavior. Presented at the Eighth Biennial Divisional meetings of the New York District Branches of the American Psychiatrie Association. .March 16,1974
Ploog, D.: Die Sprache der Affen und ihre Bedeutung für die Verständigungsweisen des Menschen, München: Kindler 1974, Geist und Psyche 02133 Radö, S.: Die Kastrationsangst des Weibes, Leipzig/ Wien/Zürich. Internationaler Psychoanalytischer Verlag 1934
A Critical Examination of the Concept of Bisexuality. B: J. Marmor (изд.): Sexual Inversion, New York: Basic Books 1965 Reich, A.: Narcissistic Object Choice in Women. J. Am.
Psychoanal. Ass., 1,1935 Sachs, H.: Über einen Antrieb bei der Bildung des
weiblichen Überichs. Int. Z. Psychoanal., 14,1928 Salzmann, L.: Psychology of the Female. Arch. Gen.
Psychiat, 17,1967,195-203
Sarlin, Ch. N.: Feminine Identity. J. Am. Psychoanal. Ass., §4,1963
The Current Status of the Concept of Genital Primacy. J. Am. Psychoanal. Ass., 2,1970
Shainess, N.: A Re-evaluation of Some Aspects of Femininity through a Study of Menstruation: A Preliminary Report. Сотр. Psychiat., 2,1961,20-26 Feminine Identity and Mothering. B: J. Masserman (изд.): Science and Psychoanalysis, T. VII, New York: Grune & Stratton 1964
The Formation of Gender Identity. J. Sex Res., 5,1969, 75-85
Shainess, N., Masters, W. H., Johnson, V. E. (изд.): Review: Human Sexual Inadequacy. J. Am. Med. Ass., 213,1970,20-84
The Problem of Sex Today. J. Am. Psychiat., 124,1968, 94-99
Is there a Normal Human Sexual Response? Psychiatric Opinion, 5,1968, 27-30
A Re-assessment of Feminine Sexuality and Erotic Experience. B: J. Masserman (изд.): Science Psychoanalysis, T. X, New York: Grune & Stratton 1966 The Therapy of Frigidity. B: J. Masserman (изд.): Current Psychiatric Therapies, T. VIII, New York: Grune & Stratton 1968
The Distaff Side of Impotence. Medical Insight, 5, 1973,34-41
Sherfey, M. J.: The Evolution and Nature of Female Sexuality in Relation to Psychoanalytic Theory. J. Am. Psychoanal. Ass., 1,1966
The Nature and Evolution of Female Sexuality. New York: Random House 1972
Staewen, R: Identifizierung und weibliche Kastrationsangst. Psyche, 24,1970
Strouse, J.: Women and Analysis. Dialogues on Psychoanalytic Views of Femininity. New York: Grossman Publishers 1974
Sullivan, H. S., Perry, H. S., Gawel, M. L. (изд.): Collected Works. New York: Norton 1953 Thompson, Ci The Role of Women in this Culture. Psychiatry, 4,1941,1
Cultural Pressures in the Psychology of Women. Psychiatry, 5,1942, 331
Penis Envy in Women. Psychiatry, 6,1943,123 Interpersonal Psychoanalysis (M. J. Green: ИЗД.). New York: Basic Books 1964 -
432
РАЗВИТИЕ ФРЕЙДОВСКОГО ПОНЯТИЯ Я
Гемма Яппе
ВВЕДЕНИЕ
Фрейд вошел в историю психологии как прославленный (и ославленный) первооткрыватель психосексуальности (см. статью Б. Ницшке) и бессознательного (см. статью Г. Кнаппа). Первые психологические наблюдения он сделал на невротических больных, первые гипотезы служили объяснению психических болезней, и поскольку исходным пунктом и ядром его работы было исследование явлений патологических, это до сих пор дает повод считать его теорию приложимой лишь к небольшому кругу аномалий, хотя уже в 1900 году книгой «Толкование сновидений» он замахнулся на создание общей психологической теории.
Точно так же принято смотреть и на фрейдовскую психологию Я. Пока не была посмертно напечатана рукопись Фрейда «Проект психологии», даже большинство психоаналитиков были убеждены, что психоанализ вначале состоял из теории либидо и учения о бессознательном, и лишь после была сформулирована гипотеза психологии Я, которая, стало быть, оказалась как бы позднейшим добавлением; более того, уверяли даже, что лишь она и позволила проложить мост к общей психологии и гуманитарным наукам. Мы же попытаемся показать, что концепция Я с самого начала присутствовала в психоаналитической теории, и порой в явной форме (например в «Проекте»), а если где и не высказана явно, то и там вся теория построена на противопоставлении двух принципов; иными словами, психоанализ изначально основывался как на понятии либидо, так и на понятии Я.
«ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИИ»
В «Проекте психологии» Фрейд стремится «создать естественнонаучную психологию» (Freud 1895, 305); это означает, что он прилагает свои психологические наблюдения и гипотезы к неврологической модели. Эта модель интересна нам постольку, поскольку из нее легко вылущить психологические идеи, в которых просматриваются основополагающие идеи будущего психоанализа. Наряду с материалистическим, в данном случае анатомо-физиологическим, обоснованием Фрейд прежде всего стремится вывести из нескольких принципов множество требований
к теории.
В качестве такого фундаментального принципа Фрейд постулирует принцип инерции, то есть стремление нервных клеток по возможности не допускать к себе возбуждение или сразу же вновь его отводить. Этому принципу, по Фрейду, противостоит «жизненная необходимость» (306), приводящая к изменению этой изначальной потребности. По всей видимости, принцип инерции прежде всего отра-
433
ПСИХОАНАЛИЗ. Теория психоанализа. Психология Я
жает некое внутреннее стремление нервной системы, а жизненная необходимость — наоборот, воздействие извне; вместе с тем это отношение парадоксальным образом инвертируется: тенденция к избеганию раздражения характеризует как раз отношение организма к внешнему миру, жизненная необходимость — напротив, невозможность избавиться от эндогенных раздражителей, то есть потребностей организма (питание, дыхание, сексуальность), принуждения передать их внешнему миру.
Второй главный постулат — гипотеза о том, что, с одной стороны, существуют нейроны, обособленные друг от друга так называемыми конттапными барьерами, а с другой стороны, от одного нейрона к другому идет некий поток. Если в изменении инерции жизненной необходимостью выражено представление о развитии, то взаимодействие разнонаправленных факторов второй гипотезы связывает понятия структуры и энергии. Из этих четырех элементов Фрейд конструирует модель психического, или нервного, аппарата, который отчасти служит для защиты от раздражителей, отчасти для их накопления и переработки. К психическому в узком смысле Фрейд относит только ту часть аппарата, что выполняет эту вторую функцию, обозначив относящиеся к ней клетки как f-нейроны.
Уже в этой первой попытке расчленения, в известном смысле пока еще допси-хологической, просматриваются важнейшие черты фрейдовской психологии Я: организму, вопреки его исходному, первичному стремлению, навязана вторичная функция, которая хотя сама по себе и является лишь частью целого, однако вызывает важнейшие дифференцировки и порождает сложнейшие структурные образования; этой обособленной от всего организма сфере психического присуща способность хранить однажды возникшие изменения, которую Фрейд называет памятью: «Любая достойная внимания психология должна дать объяснение "памяти"» (308). Внутри этой сферы Фрейд опять-таки выделяет особую группу нейронов, сцепленных друг с другом и обладающих постоянством; иначе говоря, это высокоорганизованная группа, которая работает как единая структура, мало подвержена изменениям, и пребывает, по определению Фрейда, в «связанном» энергетическом состоянии (367). Этой группе он дает название «Я».
Фрейд наделяет здесь Я теми же свойствами, что и в последующих сочинениях: это всего лишь часть психического, зато прочно организованная и целостная. Я возникло, с одной стороны, благодаря способности накапливать приятные воспоминания, с другой стороны, в виду необходимости противостоять неуправляемому, вредному для организма оживлению неприятных воспоминаний, отделять восприятие от желания. Таким образом Фрейд пытается, ссылаясь на биологическую необходимость, вывести из клинического опыта общее правило: защита (уже здесь названная этим словом) исходит от Я (348 и далее), а неприятные для Я представления подвержены вытеснению. К непременным функциям Я относятся, кроме того, способность накапливать негативный опыт вопреки первичному стремлению избегать неудовольствия, а именно через воспоминания о собственной реакции, о плаче. Это объясняет, во-первых, почему именно негативный опыт больше всего способствует обособлению Я от остальной психики, во-вторых, почему выражение, а в дальнейшем развитии и речь, участвуют в деятельности Я в качестве непременных составляющих (365). Постепенное затухание болезненного воспоминания Фрейд объясняет тем, что Я мало-помалу усваивает его, а это одновременно наводит на мысль о синтетической функции Я, как и тезис, что мышление стремится в своей работе достичь идентичности восприятия и воспоминания (318).
Деликатность, с которой Фрейд в этом сочинении подходит к мыслительным процессам, проблемам суждения, распознавания, воспоминания и не в последнюю очередь к теме заблуждения, явно говорит о весьма серьезном занятии философи-
434
ей, вопреки его заявлениям о неприязни к ней. В этом смысле «Проект психологии» в корне отличается от последующих сочинений Фрейда: он не раз заявлял потом о своих новых идеях по поводу сознания, но до нас они не дошли, а может так и не были сформулированы.
РАННИЕ ТРУДЫ О НЕВРОЗАХ
В отличие от державшегося под замком «Проекта психологии», ранние работы Фрейда по психоанализу посвящены сугубо клиническим вопросам: речь в них идет не о теоретических обобщениях, а об объяснении и лечении отклонений. «Психоаналитическая терапия... возможна лишь тогда, когда больной находится в нормальном психическом состоянии, позволяющем совладать с патологическим материалом» (I, 513). Таким образом, понятие Я у Фрейда практически идентично нормальному психическому состоянию. Уже в «Очерках об истерии» (1895а) говорится, что «нормальная личность» вновь берет власть в свои руки (I, 96), или наоборот — «гипноидное сознание» «завладело всем существом» (I, 95), причем все это в контексте, где в остальных случаях употребляется термин «Я». Это словоупотребление совпадает вначале с общепринятым, без четкого разграничения Я и личности, и опирается прежде всего на работы Жане, сводившего истерию к психической неполноценности, следствием которой является распад Я и возникновение вторичных личностей (I, 161), и называвшего нормальное состояние «первичным Я» (I, 148). Вместе с тем для Фрейда Я не есть просто синоним личности или нормального состояния. Скорее это понятие относится к теории, которая, с одной стороны, включает в себя элементы модели, изложенной в «Проекте», а с другой стороны, содержит основные положения последующего учения о защите.