с другом., однако столь же верно, что каждый индивид остается сепаратным, некоммуницирую-щим, навсегда неизвестным и фактически непонятым» (Schacht 1973,152).
10 Развивая положения Кохута (Kohut 1969), Аргеландер устанавливает связь между нарцис-сическим аспектом объектного катексиса, который описан им как идеализация, и либиди-нозным или агрессивным инстинктивным катексисом объектов. Он полагает, что Я-идеал возникает вследствие нарциссических влияний на либидинозный катексис объекта, а Сверх-Я — вследствие нарциссических влияний на агрессивный катексис объекта, которые нейтрализуются и интроецируются (Argelander 1971, 369—370). Нарциссический компонент создает нимб, притязания на абсолютизм системы Я-идеал/ Сверх-Я.
11 Подводя итог рассуждениям о развитии нарциссической системы регуляции, следует обсудить еще один важный вопрос, а именно: каковы движущие силы, которые лежат в основе развития и функционирования нарциссической системы? Есть ли это потребность в благополучии (защищенности, надежности, гармонии, единстве и т.д.) или же это потребность во власти (могуществе, величии, ценности, уникальности, независимости) ? Иначе говоря: должна ли нарциссическая система регуляции по возможности воссоздавать гармоническое первичное состояние или же она должна способствовать избеганию нарциссической катастрофы базальной неуверенности? Разумеется, должно быть и то и другое. В основе различных подходов в рамках теории нарциссизма лежит либо один аспект, либо другой, и это имеет определенные последствия для самой теории.
480
В данной статье, в которой основной акцент делается на механизмах компенсации и их роли в патологии (см. ниже), на переднем плане выступает аспект избегания нарциссической катастрофы. Другие подходы ориентированы скорее на представление об утраченном благополучии в момент разделения Я и объектов. Так, например, Шумахер (Schumacher 1970), присоединяясь к фрейдовской формулировке о тенденции Я к возврату к состоянию первичного нарциссизма и изначальной тенденции влечений находиться в Я, прослеживает развитие нарциссической системы с точки зрения потребности в воссоединении с отделенным объектом или же в отрицании объектов как самостоятельных сущностей (см. также: Rosenfeld 1965 и 1971). Соответственно, в его изложении основное значение придается нарциссическому аспекту объектных отношений на различных стадиях развития. Вместе с тем развитие репрезентантов себя он оставляет без внимания или же рассматривает их исключительно как результат интернали-зации. (Отделенные объекты идеализируются и интернализируются заново в качестве идеальных объектов. Грандиозная личность есть интроект анальной фазы, идеальная личность — интерна-
лизированный идеальный объект. Нарциссичес-кое стремление приравнять реальную личность и идеальную замыкает круг отделения и воссоединения.) Шумахер называет интернализацию «исполнителем нарциссизма».
Никто не подвергает сомнению, что процессы интернализации имеют большое значение для запечатления репрезентантов себя, однако и опыт самого человека — реальный или в фантазии — может стать важным источником для их содержания (ср.: Sandler, Holder, Meers 1963; Jacobson 1964; Kohut 1966; Loch 1967; Smith 1971 и др.). Это означает, что нарциссические фантазии и соответствующие аффекты относятся не только к благополучию и защищенности, но также к власти и всемогуществу (Beland 1971; Loch, личное сообщение).
12 Понятие нарциссического нарушения применялось Фрейдом (например: Freud 1914, 1923) в первую очередь к психозам. Сегодня оно распространяется на множество состояний, в которых отражаются нарушения установки к себе и регуляции благополучия, уважения к себе и идентичности. К ним относятся также и депрессивные реакции (Joffe, Sandler 1967).
ЛИТЕРАТУРА
Abraham, К.: Ansätze zur psychoanalytischen Erforschung und Behandlung des manisch depressiven Irreseins und verwandter Zustände. Zbl. Psychoanal., 2,1912,302-311 Argelander H.: Ein Versuch zur Neuformulierung des
primären Narzißmus. Psyche, 25,1971,359-373 Balint, M.: Frühe Entwicklungsstadien des Ichs. Primäre Objektliebe (1937). В: М. Balint: Die Urformen der Liebe und die Technik der Psychoanalyse. Frankfurt/ M.: Fischer 1969
Angstlust und Regression. Stuttgart 1959 Primärer Narzißmus und primäre liebe. Jb. Psychoanal., 1,1960,3-34
Therapeutische Aspekte der Regression — die Theorie der Grandstörung (1968). Stuttgart: Klett 1970 Beland, H.: Bemerkungen zum Selbstgefühl. B: Psychoanalyse in Berlin. Meisenheim 1971 Bibring, E.: The Mechanism of Depression (1953). В: Ph. Greenacre (ed.): Afftective Disorders. New York 1968, 13-48
Bing, J. F., McLaughlin, E, Marburg, R.: The Metapsy-chology of Narcissism. Psycho-Anal. Study Child, XIV, 1959,9-28
Eisnitz, A. J.: Discussion of «Narcissistic Object Choice — Selfrepresentation». Int.J. Psycho-Anal., 51,1970,151-
157
j
Erikson, E. H.: Autobiographisches und Identitätskrise
(1970). Psyche, 27,1973,793-831 Fenichel, О.: The Psychoanalytic Theory of Neurosis.
New York: Norton 1945
Freud, A.: Das Ich und die Abwehrmechanismen. Wien: Int. Psa. Vlg. 1936; Geist und Psyche, т. 2001. München: Kindler 1973
Freud, S.: Zur Einführung des Narzißmus (1919). G.WX Triebe und Triebschicksale (1915). G. W. X Trauer und Melancholie (1916). G.WX Das Ich und das Es (1923). G. W. XIII Das Unbehagen in der Kultur (1930). G. W. XIV Grunberger, В.: Ober das Phallische. Psyche, 17, 1964,
604-620
Hartmann, H.: Bemerkungen zur psychoanalytischen Theorie des Ichs. Psycho-Anal. Study Child, V, 1950, 74-96
Henseler, H.: Die Bedeutung narzißtischer Objektbeziehungen für Verständnis und Betreuung von Suizidpatienten. Z. AUgemeinmed., 46,1970,505-510 Selbstmord und Selbstmordversuch: Vorurteile und Tatsachen. Dtsch. Ärzteblatt, 68,1971,789-791 и 2892-2894
Der unbewußte Selbstmordversuch. Nervenarzt, 42, 1971,595-598
481
Ein psychodynamischer Deutungsversuch des präsui-zidalen Syndroms. Nervenarzt, 1974
Theorien zur Psychodynamik der Suizidalität. Wege zum Menschen, 1974
Die Suizidhandlung unter dem Aspekt der psychoana-lytischen Narzißmustheorie. Psyche, 1975
Narzißtische Krisen — Zur Psychodynamik des Selbstmords. Reinbek: Rowohlt 1974
Der psychoanalytische Beitrag zum Suizidproblem. B: Die Psychologie des 20. Jahrhunderts. II. Zürich: Kindler 1976 Нисн, R.: Romantik. Leipzig 1908
Jacobson, E.: The Self and the Object World (1954). New York 1964
Joffe, W. G., Sandler, J.: Über einige begriffliche Probleme im Zusammenhang mit dem Studium narzißtischer Störungen. Psyche, 21,1967,152-165
Kanzer, M.: Freud's Uses of the Terms «Autoerotism» and «Narcissism». J. Amer. Psychoanal. Assoc, 12,1964, 529-539
Kernberg, О. К: Factors in the Psychoanalyic Treatment of Narcissistic Personalities. J. Amer. Psychoanal. Assoc, 18,1970,51-85
Further Contributions to the Treatment of Narcissistic Personalities. Int.J. Psycho-Anal., 55,1974,215-240
Klein, M.: The Oedipus Complex in the Light of Early Anxieties. Int. J. Psycho-Anal., 24,1945,304-312
Über das Seelenleben des Kleinkindes (1952). Psyche, 14,1960/61,284-314
Конит, A.: Formen und Umformungen des Narzißmus. Psyche, 20,1966,561-587
Die psychoanalytische Behandlung narzißtischer Persönlichkeitsstörungen. Psyche, 23,1969,321-349
The Analysis of the Self. New York 1971
Überlegungen zum Narzißmus und zur narzißtischen Wut. Psyche, 27,1973,513-554
Leibbrand, W.: Die spekulative Medizin der Romantik. Hamburg 1956
Loch, W.: Studien zur Dynamik, Genese und Therapie der frühen Objektbeziehungen. Psyche, 20,1967,881-903
Pulver, S. E.: Narcissism — the Term and the Concept. J. Amer. Psychoanal. Assoc, 18,1970,319-341
Reich, A.: Pathologie Forms of Self-Esteem Regulation. Psycho-Anal. Study Child, XV, 1960,215-232
Richter, H. E.: Eltern, Kind und Neurose (1963). Reinbek: Rowohlt 1969
Rosenfeld, H.: On the Psychopathology of Narcissism;a Clinical Approach. Int.J. Psycho-Anal., 45,1965,332-337
A Clinical Approach to the Psychoanalytic Theory of the Life and Death Instinct: An Investigation into the Aggressive Aspects of Narcissism. Int.J. Psycho-Anal., 52,1971,169-178
Rosenkötter, L.: Zum Problem des Narzißmus und seiner Bedeutung bei der psychoanalytischen Behandlungstechnik. Jb. Psychoanal., 6,1969,105-118
Sandler, J., Holder, A., Meers, D.: The Ego Ideal and the Ideal Self. Psycho-Anal. Study Child, XVIII, 1963
Schacht.L.: Subjekt gebraucht Subjekt. Psyche, 27,1973, 151-168
Schumacher, W.: Bemerkungen zur Theorie des Narzißmus. Psyche, 24,1970,1-22
Smith, J. H.: Identificatory Styles in Depression and Grief. Int.J. Psycho-Anal., 52,1971,259-266
Spitz, R. A.: First Year of Life. New York 1966
Stierlin, H.: Die Funktion innerer Objekte. Psyche, 25, 1971,81-99
Winnicott, D. W: The Use of an Objekt and Relating through Identifications. B: Playing and Reality. London 1971
Wisdom, J. O.: Die psychoanalytischen Theorien über die Melancholie.Jb. Psychoanal., 4,1967,102-154
482
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАЗОХИЗМА СО ВРЕМЕН ФРЕЙДА: ПРЕВРАЩЕНИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ
Жан-Марк Алби и Франсис Паше
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах.
Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой топической теории психического аппарата, затем та, которую Фрейд развивал с 1920 года и включил в свою новую метапсихологию. Некоторые ближайшие последователи Фрейда предпочли придерживаться первой топической модели, тогда как другие включили концепцию влечения к смерти в свои клинические или теоретические работы по мазохизму.
Во втором разделе дается обзор некоторых более поздних работ, в которых делается акцент на связи мазохизма со способностью к интернализации конфликтов, а также с процессами индивидуации и формирования идентичности, а именно идентичности субъекта, принимающего самого себя и противостоящего социальной реальности г.
ТЕОРИЯ МАЗОХИЗМА ФРЕЙДА
В самом широком смысле под мазохизмом понимаются различные типы поведения, проявляющиеся в стремлении к неприятному. Это «неприятное» может быть разной природы и интенсивности: физическая боль, нанесение телесных увечий, унижение, распад и даже смерть.
В сексуальной перверсии, именуемой мазохизмом, очевидной целью такого поведения является удовольствие, поэтому его добиваются сознательно. В так называемом моральном мазохизме, где часто можно обнаружить (пусть даже и бессознательное) стремление к удовольствию, оно, напротив, не столь важно и обратно пропорционально тяжести унижений и поношений, которые вызывает и претерпевает субъект. Поэтому Фрейд предполагал, что этот процесс скорее вызывается навязчивым повторением и влечением к смерти. Он протекает «по ту сторону принципа удовольствия» в том смысле, что является реализацией инстинктивной задачи — стремления страдать, быть униженным или разрушить себя самого, — и именно страдание становится его целью, тогда как удовольствие является скорее следствием избавления от этого напряжения, а не самоцелью, и его сексуальный характер представляется сомнительным. Таким образом, теоретически мазохизм можно лишить, пожалуй, его эротического содержания, но не его стремления к боли и уничтожению.
483
В случае сексуальной перверсии мазохист нуждается в дополнении партнером-садистом, моральный же моралист, напротив, иногда обвиняет конкретного и в самом деле склонного к жестокости человека из числа близких; однако, чем менее ситуация связана с эротикой, тем более обезличивается объект-гонитель, который принимает основные черты несчастья, судьбы или совести и в крайних случаях растворяется вовсе. Наблюдателю представляется тогда картина самоуничтожения в чистом виде, которая драматическим образом иллюстрирует нарциссическую природу мазохизма.