Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 174 из 267)

В оптимальном случае удачной регрессии становится возможным, имея обеспеченную регрессией основу для отступления, вновь приступить к исполнению требований слишком сложной поначалу задачи приспособления. Этот процесс, представляющий собой вторую часть инициированного регрессией общего процесса восстановления нарушенного равновесия, может рассматриваться как определенный случай так называемой регрессии на службе у Я. Несмотря на исключительное психоаналитическое значение этого процесса, его название не слишком удачно, поскольку и ранее представленные регрессии в качестве целенаправленного процесса приспособления по определению находятся на службе у Я. Далее, обретение нового уровня адаптации с обеспеченного исходного основания даже

500

с психогенетической точки зрения является прогрессом, а не отступлением. Эти идеи подробно изложены у Лоха (Loch 1963/1964). Кроме того, обеспеченное исходное основание регрессии на службе у Я не всегда является результатом этой самой регрессии, так что обе формы регрессии не обязательно возникают одновременно. Наконец, сфера данностей регрессии на службе у Я представляет собой в основном подражания по образцу естественных процессов интеграции (игры, юмора, искусства, психоаналитической ситуации). Опасение, что подобная критика лишит понятие регрессии на службе у Я главного момента — увеличение адаптивных способностей за счет устранения вытеснений, содержания которых по своей природе все же являются регрессивными, — неоправданно. Ведь интеграция вытесненного при «нормальных» внешних условиях всегда является непосредственным шагом вперед в приспособлении, а не регрессией, которая, правда, косвенным путем может привести к такому прогрессу. Также и содержания, проявляющиеся в этом непосредственном процессе, отнюдь не являются регрессивными; это просто содержания, которые, если рассматривать с психогенетической точки зрения, можно идентифицировать по их психосексуальному происхождению. Тем самым понятие регрессии на службе у Я не дает нам никакого средства, чтобы отличить хорошую регрессию от плохой. Плохая регрессия — это не регрессия, а состояние дезинтеграции, которое при известных условиях преодолевается прежде всего посредством регрессии. Хорошая же регрессия, регрессия на службе у Я — если уж разделять общий процесс удачной регрессии — тоже является не регрессией, а прогрессивным процессом, который в некоторых случаях начинается с регрессии. Исходный пункт регрессии на службе у Я не должен быть достигнут благодаря регрессии в общепринятом значении. Это, несомненно, верно, однако трудно дать альтернативное название образованию этого исходного пункта. Во всяком случае в психоаналитических феноменах — естественных или смоделированных (сновидениях, остроумии, искусстве, психоаналитическом методе) — имеются исходные пункты, которые достигаются если не через регрессию, то через редукцию напряжения, и эффективно действуют только на этом редуцированном основании (состояние сна, «иллюзорность» ). Это позволяет рассматривать регрессию скорее как определенный случай редукции, нежели как более общий процесс.

Что вызывает регрессию? Необходимым условием возникновения процесса регрессии является определенная констелляция раздражителей, оказывающих травматическое воздействие из-за того, что отсутствует адекватная реакция в смысле адаптивной переработки раздражения. Степень травматизации не может быть столь велика, чтобы не наступила остановка и оказался закрыт обратный путь от замещающего основания до травматической исходной ситуации. Побуждающее к регрессии воздействие травматической констелляции раздражителей является переменной, зависимой от адаптивного стандарта развития личности, то есть это не абсолютная величина. Чем более выражен этот стандарт развития, тем меньше при обычных внешних условиях опасность возникновения регрессий, в особенности тех, что граничат с дезинтеграцией и симптомообразованием. Однако, несмотря на эту зависимость, сама по себе констелляция раздражителей — получившая столь малоудачное и недифференцированное название — тоже небезразлична. Насколько она является важной, учитывая эти отношения, показывает выяснение причины регрессии.

Какова причина регрессии? Причина регрессии состоит в недостатке адаптивности, слабом месте в репертуаре приспособления, вызванного травматическими воздействиями. Но чтобы специфическая причина регрессии оказалась действенной, наряду с этим недостатком адаптивности в поведенческом репертуаре должно

501

быть хотя бы одно место, к которому можно вернуться обходным путем и которое в психогенетическом отношении проистекает из более ранней, неповрежденной фазы развития. Условия альтернативного выбора регрессии (или выбора других адаптивных обходных действий, «защитных механизмов» — см. статью В. Шмидба-уэра) и условия распространения регрессии до сих пор еще не выявлены. Не установлено также и значение регрессии как «формы защиты». Без сомнения, имеющийся богатый эмпирический психоаналитический материал еще не настолько теоретически проработан (в сравнении, например, с общими причинами регрессии), чтобы его можно было уже использовать. Во всяком случае регрессивные процессы, по-видимому, ведут к симптомообразованию, а потому за регрессией — как неудачным обходным маневром, регрессией без возврата — можно, пожалуй, признать ключевую позицию с точки зрения психопатологии. Также весьма вероятно, что кратковременные и неглубокие регрессии являются самым распространенным (как сохраняющим наибольшую автономию) средством выбора для осуществления адаптивной переориентации.

В конечном счете причины регрессии, позволившие вывести ее цель, о которой здесь говорилось, лежат, с одной стороны, в направлении предполагаемого конге-нитального характера регрессии: в онто- и филогенезе, а с другой стороны — в общественной организации жизни и производственных отношений. Правда, едва ли уже возможно показать на самой регрессии, каким более глубоким может быть ее смысл, если исходить из этих основных параметров.

«Строго теоретически обосновав комплексность феномена» регрессии, мы получили по крайней мере возможность более четко разграничить различные способы применения этого термина.

Регрессия — это мера по восстановлению нарушенного адаптивного равновесия. Как таковая она обращается к замещающему основанию, которое — если рассматривать с психогенетических позиций — проистекает из ранних фаз развития, чтобы оттуда вновь вернуться к месту, которое вызвало нарушение. Этот общий процесс можно назвать регрессией в значении медиального обходного маневра.

Однако, как уже отмечалось, имеется тенденция называть регрессией фрагмент из этого общего процесса, а именно, отступление, явный шаг назад. Затем особо подчеркивается его характер избегания и в итоге регрессия подается как защитная мера.

Оставаясь защитой, регрессия как защитная мера переходит в симптомообра-зование. В таком случае «регрессия» означает — ив этом смысле термин «регрессия» также часто применяется — психопатологическое состояние, сопровождающееся симптомами.

В этом направлении негативное значение термина «регрессия» зачастую заходит столь далеко, что им обозначаются и психопатологическое состояние дезинтеграции, и замещающее основание, и закрепление возникших в результате симптомов.

В соответствии с этой цепочкой разнится также и значение прилагательного «регрессивный»: от временно отступающего до окончательно дезинтегрированного.

По-видимому, выражением «регрессия на службе у Я» (Kris 1941) была сделана попытка спасти хотя бы часть позитивного значения регрессии. В нем делается акцент на том, что (вновь) достичь с исходного основания (пусть даже обеспеченного редуктивно) бессознательной, вытесненной области с риском дойти до предела дезинтеграции — это вопрос высокой адаптивности. Таким образом, вновь становится очевидной прогрессивная сторона процесса регрессии как промежуточной меры — возвращения к месту повреждения.

502

ЛИТЕРАТУРА

Alexander, F.: Two Forms of Regression and Their Therapeutic Implications. Psychoanal. Quarterly, 25,

1956. Переизд. в: The Scope of Psychoanalysis. New

York: Basic Books 1961 Arlow, J.: Conflict, Regression and Symptom Formation.

Int. J. Psycho-Anal., 44, 1963 Arlow, J., Brenner, C: The Concept of Regression and

the Structural Theory. Psychoanal. Quarterly, 1960 Balint, M.: Thrills and Regression. London: Hogarth

1959; New York: Int. Univ. Press 1959

The Regressed Patient and His Analyst. Psychiatry, 23,

1960,231

The Basic Fault: Therapeutic Aspects of Regression.

London: Tavistock 1968 Freud, A.: Das Ich und die Abwehrmechanismen (1936).

«Geist und Psyche», т. 2001. München: Kindler 1973

Regression as a Principle in Mental Development. Bull.

Menninger Clinic, т. 27,1963,126 Freud, S.: Die Traumdeutung (1900). G.W. II/III

Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse

(1916-1917). G. W. XI

Massenpsychologie und Ich-Analyse (1921). G. W. XIII

«Selbstdarstellung» (1925). G. NK XIV

Greenacre, P.: Regression and Fixation. J. Amer.

Psychoanal. Ass., 8,1960, 703

Kris, E.: The Psychology of Caricature. 1935. Переиздание в: Psychoanalytic Explorations in Art. New

York: Int. Univ. Press

Probleme der Ästhetik. Int. Z. Psa. u. Imago, 26,1941,

142-178

Psychoanalytic Explorations in Art. New York: Int.

Univ. Press 1952 Laplanche, J., Pontalis, J.-B.: Vocabulaire de la

Psychanalyse. Paris: Presses Universitäres de France

1967. На нем. яз.: Das Vocabular der Psychoanalyse.

Frankfurt/M.: Suhrkamp 1972 Lewin, В. D.: Dreams and the Uses of Regression. New

York: International Universities Press 1958 Loch, W.: Regression, Psyche, 17,1963/64, 516 Panel Discussions: Technical Aspects of Regression

during Psychoanalysis. 1957. J. Amer. Psychoanal. Ass.,

1958, 6

Severe Regressive States during Analysis. J. Amer.

Psychoanal. Ass., 14,1966, 538

503


СВЕРХ-Я: ИНСТАНЦИЯ, ЗАДАЮЩАЯ НАПРАВЛЕНИЕ НАШИМ ПОСТУПКАМ

Дитер Айке

ВВЕДЕНИЕ

Понятие Сверх-Я — ключевой момент всей психоаналитической теории. Благодаря понятию Сверх-Я Фрейд, на мой взгляд, совершил одно из величайших своих открытий, наряду с открытием детской сексуальности, символики сновидений, бессознательного и переноса.