Сегодня в психоанализе тезис о возникновении Сверх-Я в первую фазу жизни уже не является предметом спора. Но к этому пришли путем долгих и ожесточенных баталий. В особенности Анна Фрейд отстаивала воззрения своего отца и придерживалась убеждения, что Сверх-Я возникает только после преодоления эдипова комплекса (то есть с началом латентного периода). Однако постепенно, на основе собственных наблюдений при работе с маленькими детьми, ей пришлось согласиться с кляйнианца-ми. Она стала допускать, что существует предтеча Сверх-Я (А. Freud 1936). Эта идея особенно тщательно разрабатывалось, развивалась и распространялась Рене Шпицем (например: Spitz 1960). Но и позиция Анны Фрейд тоже оказалась верной. Оба представления можно объединить. Говорят ли ныне с оглядкой на старые разногласия о «раннем Сверх-Я» или о «предтече Сверх-Я» — это лишь дань уважения предыдущему поколению аналитиков. Установлено, что понятия о добре и зле развиваются на первом году жизни в качестве основы Сверх-Я. Но в этот период ребенок еще ничего об этом не знает. Такой опыт остается бессознательным и в дальнейшем, если только он не воспроизводится с помощью особой техники анализа в ситуации переноса и контрпереноса и тем самым, поскольку он переживается теперь во взрослом возрасте, становится способным к осознанию. С другой стороны, однако, для психоаналитика бесспорно, что полностью развитое Сверх-Я становится функционально способным только к школьному возрасту, то есть со вступлением в латентный период. При тяжелых расстройствах может произойти даже частичная утрата Сверх-Я. Но это не означает, как часто еще утверждается, будто бы имеет место недостаток Сверх-Я. Скорее в этом случае верх берет раннее, то есть бессознательное, Сверх-Я. Речь идет о недостаточном развитии сознательных нормативных представлений и ценностного сознания, обеспечивающих критический анализ этих ценностей и тем самым большую гибкость.
517
Грунбергер (Grunberger 1974) сумел показать, что концепция абсолютного послушания, «послушание трупа» полностью связана с представлением о праматери (к примеру в армии, церкви или «альма-матер»-университете), а не с патриархальными воззрениями. Однако он пытается свести истоки стремления человека к всемогуществу к периоду внутриутробного развития. Я бы скорее согласился с Винникоттом (Winnicott 1945), что оно восходит к здоровому развитию в симбиотическую фазу. У маленького ребенка, имеющего добрую мать, возникает чувство, что он все может, все знает, на все имеет право и все получит. Это является основой, необходимой ему для того, чтобы научиться признавать ограничения со стороны реальности и вырабатывать техники самостоятельного поведения.
В период раннего детства, когда еще преобладают симбиотические элементы, интроекции, а затем и идентификации могут привести лишь к изменениям Я. И только когда Я можно однозначно осмыслить в образах самопереживания, то есть когда ребенок умеет дистанцироваться от самого себя, возникают предпосылки того, что интроекции и идентификации достигнут более высокого уровня сознания и поэтому уже не будут изменять Я непосредственно, а интернализируются в качестве независимой и отдельной от Я инстанции, то есть Сверх-Я. Такие процессы начинаются примерно с двух лет (возможно, даже с полутора) и в дальнейшем связаны с частичными изменениями Я. Их начало относится к тому моменту, когда зеркальное отражение воспринимается как таковое. Процесс завершается, когда становится возможным осознание трехсторонних отношений, то есть когда групповые процессы, в которые вовлечен ребенок, воспринимаются осознанно. Некоторым людям это так никогда и не удается, а в оптимальном случае совпадает со вступлением в латентный период, то есть соответствует так называемому преодолению эдипова конфликта. Осознание групповых процессов продолжается, по существу, на протяжении всего латентного периода. Если все складывается хорошо, этот процесс научения заканчивается в пубертатный период, и тогда, согласно Эриксону (Erikson 1956), может произойти формирование идентичности. В обычном случае детское развитие приводит к частичным решениям; самовоспитание во взрослой жизни должно восполнить то, что не было осуществлено в процессе развития в построении Сверх~Я и отделении от Сверх-Я.
ЛИТЕРАТУРА
Abraham, К.: Ansätze zur psychoanalytischen Erforschung und Behandlung des manisch-depressiven Irreseins und verwandter Zustände. Zentralbl. f. Psychoanalyse, 2,1912,302
Bahnt, В.: Gerechtigkeit und gegenseitige Anerkennung als Erziehungsziele. Psyche, 27,1973,118-128
Balint, M.: Frühe Entwicklungsstadien des Ich. Primäre Objektliebe. Imago, 23,1937,270
Bion, W. R.: Learning from Experience. London 1962
Bitter, W.: Das Gewissen in der Tiefenpsychologie. B: W. Bitter (изд.): Gut und Böse in der Psychotherapie. Stuttgart: Klett 1959
Bonhoeffer, D.: Ethik. München: Kaiser 1963
Bychowski, G.: The Ego and the Introjects. Psychoanal. Quart., 25,1956,11
Coser, L. A.: Theorie sozialer Konflikte. Neuwied: Luchterhandl965
Descartes, R.: Passions de 1 'Arne, цит. по: R. Meyer: Der Protest des Gewissens in der Philosophie. Diss. Zürich 1941
Dürckheim, K. Graf: Der Alltag als Übung. Bern, Stuttgart: Huber 1962
Eder, M. D.: Zur Ökonomie und Zukunft des Ober-Ichs. Intern. Zschr. Psychoanal., 15,1929,192
Eicke, D.: Der Körper als Partner. Geist und Psyche, T. 2108. München: Kindler 1973
Erikson, E.H.: Observations on Sioux Education. Journal of Psychology, 7,1939,101-156
The Problem of Ego Identity. J. Amer. Psychoanal. Ass., 4,1956,56
Fenichel, O.: Die Identifizierung. Intern. Zschr. Psychoanal., 12,1926,309
Freud, A.: Conscience and consciousness in medical psychology. Psychoanalytic Review, 17,1930,20—25
518
Das Ich und die Abwehrmechanismen. Wien: Intern. Psychoanal. Verlag 1936; Geist und Psyche, T. 2001. München: Kindler 1973
Wege und Irrwege in der Kinderentwicklung. Stuttgart: Klett 1968
Freud, S.: Zur Einführung des Narzißmus (1914). G. W X Triebe und Triebschicksale (1915) G. W. X Das Unbewußte (1915). G. W. X Trauer und Melancholie (1916). G. W. X Massenpsychologie und Ich-Analyse (1921). G. W XIII Das Ich und das Es (1923). G. W. XIII Hemmung, Symptom und Angst (1926). G. W. XIV Das Unbehagen in der Kultur (1930). G. W. XIV Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1933). G. W. XV Gehlen, A.: Der Mensch, seine Natur und seine Stellung
in der Welt. Bonn: Athenäum 1958 Gründel, J.: Humanum. Moraltheologie im Dienste des
Menschen. Düsseldorf: Patmos 1972 Grunberger, В.: Gedanken zum frühen Über-Ich. Psyche,
28,1974,508-529 Hartmann, H.: Ichpsychologie und Anpassungsproblem.
Psyche, 14,1960,81 Horn, К.: Dressur oder Erziehung. Frankfurt/M.:
Suhrkamp 1967
Jaspers, K.: Philosophie. T. II. Berlin: Springer 1956 Jones, E.: Der Ursprung und Aufbau des Über-Ich. Intern.
Zschr. Psychoanal., 12,1926,253 Jores, A.: Menschsein als Auftrag. Bern, Stuttgart: Huber
1964
Klein, M.: Die Psychoanalyse des Kindes. Wien: Intern. Psychoanal. Verlag 1932
Das Seelenleben des Kleinkindes und andere Beiträge zur Psychoanalyse. Stuttgart: Klett 1962 Lampl-de Groot, J.: Ichideal und Überich. Psyche, 18, 1963,321-332
Superego, Ego Ideal and Masochistic fantasies. B: Develop of theory mind. New York: Int. Univ. Press 1965 Lewin, В. D: Zur Geschichte der Gewissenspsychologie.
Imago, 14,1928,441-446
Lincke, H.: Der Ursprung des Ich. Psyche, 25,1971
Loch, W: Biologische und gesellschaftliche Faktoren der
Gewissensbildung. B: Zur Theorie, Technik und
Therapie der Psychoanalyse. Frankfurt/M.: Fischer 1972
Mahler, M. S.: On Human Symbiosis and the Vicissitudes
of Individuation. London: Hogarth 1969 Mayer, F.: Schöpferische Sprache und Rhythmus (изд. Е.
Siemenauer). Berlin: de Gruyter 1959 MiTSCHERLiCH, A.: Aggression und Anpassung (II). Psyche, 12,1958,523
Moser, Т.: Lehrjahre auf der Couch. Frankfurt/M.: Suhrkamp 1974 Naegeli, E.: Das Böse und das Strafrecht. Geist und
Psyche, T. 2021. München: Kindler 1966 Neumann, E.: Tiefenpsychologie und neue Ethik (1948).
Geist und Psyche, т. 2005. München: Kindler 1964 Nunberg, H.: Über den Genesungswunsch. Intern. Zschr.
Psychoanal., 11,1925,179
Parin, P., Morgenthaler, F., Parin-Matthey, G.: Die Weißen denken zuviel. Zürich: Atlantis 1963; Geist und Psyche.T. 2079. München: Kindler 1972 Portmann A-: Die biologische Bedeutung des ersten Lebensjahres beim Menschen. Stuttgart: Universitas 1949 Reich, A.: Pathologie Forms of Self-esteem Regulation.
Psa. Study Child, 15,1960,215 Reik, Th.: The Need to be Loved. New York: Farrar, Straus
andGiroux 1966
Richter, H. E.: Die Gruppe. Reinbek: Rowohlt 1972 Ritter, P., Ritter, J.: Freie Kindererziehung in der Familie.
Reinbek: Rowohlt 1972 Rycroft, Ch.: Jenseits des Realitätsprinzips. Psyche, 28,
1974,340 Searles, H. F.: Collected Papers on Schizophrenia and
Related Subjects. London: Hogarth 1965 Spitz, R. A.: Genese des premieres relations objectales. Paris: Presses Universitaires de France 1954 No and Yes. New York: Internat. Univ. Press 1957 Städter, E.: Psychoanalyse und Gewissen. Stuttgart:
Kohlhammer 1970 Stärcke A.: Das Gewissen und die Wiederholung. Intern.
Zschr. Psychoanal., 15,1929,222-230 Sterba, R. F.: Das Schicksal des Ichs im therapeutischen Verfahren. Intern. Zschr. Psychoanal., 20,1934,66-73 Walk, R. D., Gibson, E. J.: A comparative and analytical Study of visual Depth Perceprion. Psychological Monographs, 75,1961,1-44
Winnicott, D. W: Primitive Emotional Development. Int. J. Psycho-Anal., 26,1945,137 Primäre Mütterlichkeit. Psyche, 14,1960,393 Die Lokalisierung des kulturellen Erbes. Psyche, 24, 1970,260
Playing and reality. London: Tavistock 1971 Psycho-Analysis and the Sense of Guilt (1958). B: Joan D. Sutherland (изд.): The Maturational Processes and the Facilitating Environment. London: Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis 1965 Zuiunger, H.: Psychoanalyse und die Entwicklung und Erziehung des Gewissens. В: J. Cremerius (изд.): Psychoanalyse und Erziehungspraxis. Frankfurt/M.: Fischer 1971
519
СТРАХ
Концепции фрейдистского психоаналитического направления
Дитер Айке
Страх — это душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Тем не менее совсем не просто понятийно пояснить, что же такое страх в своей сути.
Как и во всех душевных явлениях, трудность состоит в том, что эти феномены нельзя понять пятью органами чувств. Душевные явления нельзя сделать доступными для этих органов чувств и с помощью тех или иных приборов (например, микроскопа, рентгеновского аппарата, радара, компьютера и т.д.).
Чтобы абстрактно осмыслить душевные феномены и вместе с тем «наглядно» и «понятно» суметь включить их в понятийные схемы, мы вынуждены постоянно прибегать к определенным заключениям по аналогии. Хотя мы и располагаем для установления душевных феноменов известными переживаемыми качествами, а именно, эмоциями. Но эти эмоции при нынешнем уровне развития человека (пока еще?) не столь связаны с мыслительными процессами, как восприятие органами чувств. Остается выяснить, обусловлено ли такое положение вещей культурными предрассудками или же оно объясняется особенностями самого внутрипсихичес-кого аппарата.
Всякий раз, когда в дискуссии речь заходит об «объективной» констатации или «доказательстве» вместо субъективных переживаний, на самом деле имеется в виду проверка соответствующего предмета дискуссии с помощью пяти органов чувств. Наблюдения, установления фактов, суждения и смысловые связи, в создании которых участвуют эмоции, до сих пор не считаются доказательными или поддающимися проверке.
На примере страха, однако, можно было бы вполне доказать, что эмоции обладают качеством констатации, столь же надежным, что и при восприятии органами чувств, которые, однако, легко поддается обману и иллюзиям. Иллюзии возникают даже при использовании «объективных» инструментов, таких, как микроскоп и пр.