Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 184 из 267)

Фрейд описывает эдипов комплекс, переживание первосцены и страх кастрации в качестве постоянно наблюдаемых феноменов, определяющих конфликты ребенка в ходе его развития (Rangell 1973). Они составляют основу нашего человеческого становления и означают освобождение от первичной элементарной сим-биотической любви к матери, преодоление конфликта, вызванного необходимостью выбирать между потребностью в групповых (трехсторонних) отношениях и индивидуальными желаниями, а также формирование самооценки, включая возникающие впечатления и представления о генитальности, хотя она пока еще не может быть задействована и должна быть спроецирована в будущее. Применительно к страху кастрации это означает: ребенок тяжело страдает от обиды, что он не может использовать свои гениталии подобно взрослым. Некоторые люди вовсе не могут преодолеть этого без посторонней помощи и продолжают вести себя в соответствии с идеалом неполноценности (чего я только не свершу, когда вырасту большой!) вместо того, чтобы постараться действительно чего-то достичь.

Если подобные страхи кастрации переносятся на внешний объект или явление, возникают типичные фобии. Под фобией мы понимаем страх не справиться с определенной ситуацией, перейти улицу, повстречать собаку или лошадь, страх

528

нечистот, страх оказаться в запертой комнате и т.п. Здесь речь идет о феноменах навязчивости. Фобии представляют собой симптомы навязчивости и возникают так же, как и последние.

В психологии различают страх и тревогу: страх относится к известным опасностям, тревога — к неясным. Следовательно, фобия — это страх перед чем-то определенным, но не тем, чего человек боится внешне. Настоящей опасностью может быть, к примеру, инцестуозное желание или страх разоблачения этого желания.

При фобии опасность проецируется на символический объект. Также и страхи экзаменов представляют собой подобные фобии. Как уже отмечалось, здесь (в основном) речь идет о страхе перед новой ступенью в развитии. Экзамены в большинстве случаев подобны обрядам инициации, тем обрядам посвящения мальчиков в группу мужчин, когда их запугивают и причиняют разного рода боль, а они должны все вытерпеть. Эти действия активизируют прежний страх кастрации или, иначе говоря, чувство зависимости при конфронтации со взрослыми (сохраняющим благодаря этому свой авторитет), по отношению к которым собственными силами и способностями занять достойную позицию невозможно.

Фенихель (Fenichel 1966) цитирует десяток авторов, писавших об этой взаимосвязи, причем статья Задгера, по его мнению, заслуживает быть прочитанной и сегодня. Просто удивительно, сколь немногие авторы становятся и продолжают оставаться известными, тогда как остальные целиком предаются забвению.

Эритрофобия, или страх покраснеть, основана на неуверенности в самом себе и подразумевает или означает зачастую нечто гораздо большее, нежели просто боязнь покраснеть. Но она может также представлять собой и чисто истерический симптом, выражая в таком случае бессознательные сексуальные фантазии, возникающие при взгляде на другого человека или его взгляде. То же самое относится и к болезненному волнению перед публичным выступлением, которое во многом похоже на страх экзаменов и является фобическим, но может быть также не просто истерическим симптомом, а проявлением базального нарушения, затрагивающего всю личность.

Из этого становится понятным, насколько могут варьировать психиатрические или психотерапевтические диагнозы как в литературе, так и на практике. В зависимости от того, на каких явлениях делается основной акцент, легко может измениться и классификация. Например, существует целый ряд исследований, в которых показано, что со сменой главного врача меняется также и частота определенных диагнозов, хотя состав пациентов никак не изменился.

Особо следует здесь подчеркнуть, что и в литературе, и на практике диагнозы истерия страха, невроз страха и фобия используются совершенно по-разному. Я предпочитаю говорить о неврозе страха, когда в картине болезни преобладает скрытый страх, особенно при разного рода физических нарушениях. Об истерии страха я говорю тогда, когда страх бессознательно вызывает удовольствие и поэтому истерически демонстрируется, и именно этот процесс полностью определяет картину болезни. И наоборот, как уже отмечалось, я говорю о фобии, когда для страха имеется известный, но при этом спроецированный объект. Как раз выражение «истерия страха» используется в старой литературе без строгого определения, например, у Фенихеля — как синоним фобии. Наконец следует еще сказать, что все эти формы страха имеют место также при психозах, маниях, перверсиях, психосоматических заболеваниях и прочих расстройствах, однако в этих случаях они, как правило, включены в общую картину болезни.

Во всех описанных формах страха является очевидным, как функционирует и приносит пользу предупреждающий об опасности сигнал, который, однако, может использоваться не по назначению и стать причиной болезни. Страх может привести и ко многим другим последствиям.

18 Зак.3183

529

Всякий раз, когда взаимосвязь, приведшая к возникновению страха, остается бессознательной, возникает страх без видимой причины. В таком случае мы говорим о свободно плавающих страхах. Часто таким «просто» страхом является невротический страх. Могут возникать также и обусловленные страхом соматические осложнения, при этом само чувство страха может оставаться бессознательным, как это особенно часто бывает при так называемых вегетативных расстройствах (Eicke 1973).

Может возникнуть беспокойство или неуверенность общего характера, но может произойти и сверхкомпенсация, следствием которой являются подчеркнуто дерзкая манера себя вести и поиск опасностей. Подобное поведение надо рассматривать как бегство вперед, тогда как сдерживание контактов означает уход в себя, бегство в улиточью раковину. Если страх переживается с удовольствием, возникает состояние, которое англичанин называет «thrill»; под этим подразумевается удовольствие от преодоления вызывающей страх ситуации (как, например, у альпинистов, канатоходцев и др.). Следствием страха может быть, однако, и возникновение защитных реакций, препятствующих проникновению неприятного чувства в сознание. И наконец, может возникать страх перед страхом, но это уже болезненный феномен.

Чем осознаннее страх и представление об опасностях, тем лучше функционирует психика; чем менее осознаны страх и опасности, тем более страх выступает в качестве патогенного фактора, и наконец, когда бессознательная часть оказывается слишком велика, страх оборачивается болезнью.

Поскольку никакое психическое развитие не может происходить без страхов, а каждый человек подвержен расстройствам, каждому приходится в жизни сталкиваться не только со страхами перед реальными опасностями, но и с невротическими ирреальными страхами. Поэтому в нашей жизни необходимо научиться в той или иной мере с ними управляться.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В языке различают чувства и ощущения, но между ними часто возникает терминологическая путаница. Чувствами можно было бы назвать впечатления, происходящие от внешних раздражителей, а те, что связаны с внутренним раздражением — ощущениями. Однако под чувствами могут подразумеваться и те качества, которые можно выразить доступным для других людей способом, в то время как под ощущениями — лишь те эмоциональные качества, которые не могут быть выражены (то есть обладают только качеством восприятия). Относительно этих терминологических различий до сих пор не существует общей договоренности.

2Ср: Eicke, D.: Das Gewissen und das Überich. B: D. Eicke: Von Einüben der Aggression. München: Kindler 1972

3 Лапланш и Понталис отмечают, что «это не есть наиболее ранний взгляд Фрейда на страх. Он сам указывает на то, что представления об актуальном, соматическом механизме страха ограничили его поначалу чисто психогенную теорию истерии. Ср. примечание к случаю Эммы

фон Н. в "Очерках об истерии" (1895): "Тогда я был склонен признать за всеми истерическими симптомами психическое происхождение. Сегодня я объяснил бы страхи этой воздержанно живущей женщины неврозом (невроз понимается здесь в своем первом значении, как нарушение в функционировании нервной системы)"» (Laplanche/Pontalis, Das Vokabular der Psychoanalyse. Frankfurt/M.: Suhrkamp 1972).

4 Ср.: Eicke, D.: Die Introjektion des eigenen Produktes. B: D. Eicke: Von Einüben der Aggression. München: Kindler 1972

s Ср. дискуссию К. Лоренца с X. Кунцем в: Н. v. Ditfurth (изд.): Aspekte der Angst. München: Kindler 1972

6 Ср.: Eicke, D.: Aggression, Grausamkeit und Unabhängigkeit. B: D. Eicke: Von Einüben der Aggression. München: Kindler 1972, и: Entwicklung normaler und pathologischer Formen der Aggression, в: Forum des praktischen Arztes, 1974, 13, 6, и: Der Zusammenhang von Ichentwicklung und Aggressionstrieb (не опубликовано) .

530

ЛИТЕРАТУРА

Abraham, К.: Untersuchungen über die früheste prä~ genitale Entwicklungsstufe der Libido. B: Ges. Schriften. Frankfurt/M.: Fischer 1969

Versuch einer entwicklungsgeschichte der Libido auf Grund der Psychoanalyse seelischer Störungen. B: Ges. Schriften. Frankfurt/M.: Fischer 1969

BowlbyJ.: Die Trennungsangst. Psyche, 15,1961,411 Separation: Anxiety and Anger, и: Attachment. Обе работы: Attachment and Loss. London: Hogarth Press 1970

Ditfurth, H. v. (изд.): Aspekte der Angst. Geist und Psyche, т. 2086. München: Kindler 1972

Eicke, D,: Die Introjektion des eigenen Produktes. B: D. Eicke: Vom Einüben der Aggression. Geist und Psyche, т. 2093. München: Kindler 1972

Das Gewissen und das Über-Ich. B: D. Eicke: Vom

Einüben der Aggression. Geist und Psyche, т. 2093.

München: Kindler 1972

Der Körper als Partner. Geist und Psyche, Bd, 2108.

München: Kindler 1973 Eissler, K. R.: Zur Notlage unserer Zeit. Psyche, 22,1968,

641 Erikson, E. H.: Identity and the Life Cycle. New York:

Int. Univ. Press 1968 Fenichel, O.: The Psychoanalytic Theory of Neurosis.

London: Routledge & Kegan 1966 Freud, A.: Aggression in Relation to Emotional

Development. B: Study of the Child III/IV, 1949, 37,

и в: The Writings of Anna Freud

Freud, S.: Über die Berechtigung von der Neurasthenie einen bestimmten Symptomkomplex als Angstneurose abzugrenzen (1895). G.WI

Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). G.fV Das Ich und das Es (1923). G. W XIII

Hemmung, Symptom und Angst (1926). G. W. XIV

Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die

Psychoanalyse (1933). G. W. XV Heidegger, M.: Sein und Zeit (1927). Tübingen: Niemeyer