Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 206 из 267)

Аналогичным образом в ходе анализа пациента со склонностью к фелляции может выясниться, что желание сосать пенис содержит бессознательную фантазию сосания груди. Однако у других пациентов (например в определенных случаях мужского гомосексуализма) фелляция может также служить бессознательной фантазии, что они сами обладают вагиной. Из всего этого следует, что при изучении психопатологических элементов психосоматических расстройств, в которых играет роль рот (или поглощение), мы не вправе тут же приходить к заключению, что эти элементы должны непременно указывать на патологические нарушения оральной эротики лишь потому, что здесь задействован рот. Нарушения в области рта и верхнего отдела пищеварительного тракта не обязательно являются репрезентантами патологических нарушений того, что мы формально называем «оральной эротикой». И наоборот, психопатологические элементы функционального расстройства органов, удаленных от рта, могут содержать оральную сексуальность. Так, например, было показано, что некоторые формы фригидности и импотенции связаны с хорошо известной фантазией о vagina dentata [«зубастой вагине» (лат.). Ред.] (Fenichel 1931, 1945).

Сосание и «безопасность». Теперь мы обратимся к следующей проблеме в исследовании понятия оральности. Такая деятельность, как, например, не служащее приему пищу, несомненно, чувственное сосание, может иметь иную психодинамику, нежели удовлетворение сексуального влечения (орального или какого-либо другого). Мы имеем в виду такие вещи, как «сосание, сопряженное с чувством защищенности». В более ранней работе один из авторов писал о «чувстве безопас-

590

ности» (Sandler 1960). При стрессе (например, в пробуждающей страх конфликтной ситуации) ребенок может прибегнуть к такой деятельности, которая выглядит как процесс удовлетворения влечения. Это может происходить потому, что тем самым ребенок вновь испытывает прежнее ощущение безопасности, например, чувство безопасности, которое было связано с сосанием из бутылки или груди. Это различие между бегством в сулящую безопасность ситуацию «защищенности» и оживлением прежних влечений и инстинктивных желаний недостаточно учитывается в психоаналитической литературе. Курение и сосание пальца чересчур поспешно связывают с оральными выражениями сексуального или агрессивного влечения, хотя при этом с той же вероятностью речь может идти о воссоздании в чувствах и в фантазии сулящей безопасность психической связи с объектом из раннего детства. В новой формулировке (Sandler, Holder, Meers 1963) это можно выразить так: деятельность, такая, как сосание ради чувства защищенности, связана с «желанием достичь "идеальных" состояний, пережитых когда-то в реальности или в фантазии». Даже если вначале «идеальное» состояние с его особой аффективной ценностью могло достигаться путем удовлетворения орально-сексуальных влечений, тем не менее обращение к деятельности, внешне выглядящей как орально-эротическая, не обязательно является прямым выражением орально-эротического удовлетворения инстинктивных потребностей г.

Во всех этих рассуждениях мы пытаемся показать, что феномены, которые в дескриптивном значении могут быть оральными, с психодинамической точки зрения отнюдь не обязательно являются выражением оральных желаний-влечений. Это является очень важным для нашего понимания невротических расстройств, которые в дескриптивном смысле являются «оральными» (как, например, некоторые случаи психогенного заикания), и это же относится ко многим психогенным психосоматическим нарушениям3. Только из того, что при нарушении оказываются задеты оральные функции, еще не следует делать вывод, что его психопатология представляет собой оживление инфантильных оральных влечений или что его причина лежит в раннем детстве. И наоборот, оральные желания-влечения и фантазии сексуального или агрессивного характера могут проявляться в дисфункциях других органов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Мы рассмотрели некоторые связующие звенья между инфантильной и взрослой оральной эротикой, а также некоторые взаимосвязи между феноменами взрослого возраста с инфантильными желаниями (и ассоциируемыми фантазиями) в их отношении ко рту. В этом разделе мы бы хотели продолжить обсуждение, в частности рассмотреть взаимосвязь так называемых оральных черт характера с ранним развитием.

Связь детской сексуальности с особенностями характера взрослого человека впервые была раскрыта Фрейдом в области анальной эротики (Freud 1908). Хотя в этой работе он и указал на рот в качестве эрогенной зоны, однако детально влияние оральной сексуальности на формирование характера не рассматривал. Однако уже во «Фрагменте анализа одного случая истерии» (1905) он связывал симптомы пациентки, приступы нервного кашля и афонии с реакциями на фантазии об оральном половом акте, в то же время не высказывая своего мнения о происхождении подобных фантазий из детства. Тема «орального характера» подверглась более детальной разработке только в 1924 году, когда Абрахам (Abraham 1924а) и Гловер (Glover 1924) опубликовали о нем свои работы. Их подход основывался на разделении оральной фазы развития, которую Абрахам (Abraham

591

1924b) выявил при изучении маниакально-депрессивных состояний и шизофрении. В результате анализа ряда пациентов Абрахам сделал несколько частных выводов, приведших его к постулату, что описанная Фрейдом оральная стадия развития состоит, собственно, из двух фаз. Он говорил: «Тем самым мы вынуждены, точно так же как до этого в области анально-садистской стадии развития, провести теперь разделение и оральной стадии. На первой ступени развития либидо ребенка связано с актом сосания. Он представляет собой акт поглощения, который, однако, не приводит к уничтожению кормящего человека... Вторая ступень отличается от первой обращением ребенка от сосательной оральной деятельности к кусанию... Тем самым в отношениях Я к объекту начинает господствовать амбивалентность».

Значение формулировок Абрахама в то время заключалось помимо прочего в том, что в них была произведена интеграция новых представлений об агрессивных влечениях с прежними представлениями о более известных и преимущественно обсуждавшихся сексуальных влечениях. После разработки этих концептов путем реконструкции в психоаналитической терапевтической ситуации Абрахам описал (а Гловер расширил его описание) две основные группы черт характера, которые он связал со своим делением инфантильной оральной деятельности. Он указал на то, что некоторые оральные черты или наклонности взрослых можно понимать как непосредственное продолжение детских форм орально-сексуального удовлетворения и привел в качестве примеров удовольствие, которое взрослые получают от сосания и жевания (Abraham 1927). Он постулировал не только связь между переживаниями оральной фазы и более поздними особенностями характера, но также некоторые факторы, которые можно было бы считать причиной подобного сохранения оральных тенденций вплоть до взрослого возраста. Так, например, он замечает: «У ребенка, который был разочарован или избалован на стадии сосания, особенно сильно будет проявляться... стремление кусать... (и) подобное нарушение в развитии характера выражается в том, что особенно сильно проявляются черты враждебности и недоброжелательности. Здесь находит свое объяснение часто встречающаяся ненормально усилившаяся зависть» (Abraham 1927). Наряду с развитием зависти как «оральной» черты характера с оральными тенденциями могут быть связаны и другие особенности характера. Абрахам рассуждает: «В некоторых других случаях весь процесс формирования характера находится под оральным влиянием... По моему опыту, в обсуждаемых здесь случаях речь идет о лицах, у которых период младенчества протекал без нарушений и под знаком удовольствия. Из этого счастливого периода жизни они вынесли глубоко укоренившееся убеждение, что у них всегда все должно быть в порядке. Они относятся к жизни с непоколебимым оптимизмом, который нередко и в самом деле помогает им в достижении практических целей. Избалованность в период сосания может привести к бездеятельности и ожиданиям, что материнская грудь, так сказать, для них не иссякнет».

В описаниях Абрахама, равно как и в описаниях Гловера, орального характера подчеркивается абсолютная полярность двух противоположных типов характера или наборов черт характера. Если говорить в целом, особенности, связанные с оральным удовлетворением, отличаются от особенностей, связанных с оральной фрустрацией.

При описании орально удовлетворенного типа Гловер говорит, что тот обладает «избытком оптимизма», «который не умаляется реальным опытом» (Glover 1925). Он сочетается с великодушием, общительностью, открытостью для новых идей и с честолюбием, связанным с оптимистическими ожиданиями, что все пойдет как нельзя лучше. Орально фрустрированный или неудовлетворенный характер прояв-