677
превращается в принуждение внутреннее, чтобы в конечном счете вынудить обитателей лечебницы учреждений к «примирению» (там же, 116) с существующими в системе отношениями.
Точно так же, как сегодня тюрьмы и как когда-то психиатрические лечебницы, принуждение — политическое — могут оказывать и целые государства. Особенно это относится к тоталитарным режимам. Однако и в современных демократических странах существуют завуалированные формы принуждения, ориентированные на влечения-потребности своих граждан; напомню хотя бы о принуждении к потреблению через рекламу в средствах массовой информации. В целом речь идет о внешних отношениях, загоняющих обывателя в цугцванг, которого он может избежать, если такое вообще возможно, только ценой огромных психических затрат. Если же он не склонен постоянно сопротивляться господствующей системе или сбежать от нее, то ему необходима определенная степень конформизма; другими словами, человек становится вынужденным хотя бы частично идентифицироваться с системой, что возможно только при минимальном признании собственных ценностей и норм.
Наряду с политическим принуждением существует также принуждение религиозное, «навязчивый характер, отвечающий религиозным феноменам» (Freud XVI, 208): религиозный человек, подчиняясь религиозным традициям церкви, хотя и освобождается от «принуждения логического мышления» (там же, 209), но расплачивается за это подчинением тем «мощным воздействиям», которые соответствуют столь же «мощной реакции» на вытесненные чувства, такой, как «смертельная ненависть к отцу» (там же, 243). Если вслед за Фрейдом мы определим невроз навязчивых состояний как «карикатуру на частную религию», то тогда религия выступает как «универсальный невроз принуждения» (VII, 139). Религиозные правила и церемонии представляют собой коллективные защитные механизмы, стоящие на службе коллективного Сверх-Я и направленные против «господства дурных, социально-вредных влечений», таких, как сексуальность и агрессивность. Поэтому Фрейд был прав, когда писал, что в основе «религиозного образования (лежит)... подавление, отказ от... импульсов влечения» (там же, 137).
Данный раздел о принуждении в обществе не будет законченным без обсуждения уже упомянутого во введении важного различия между
а) принуждением с целью господства и подавления в смысле введенного Гербертом Маркузе (Marcuse 1969, 40) понятия «дополнительного» подавления, совершается ли оно открыто или завуалированно, и
б) неизбежным естественным принуждением, обусловленным необходимостью. Так, каждый ребенок, к какому бы обществу он ни принадлежал, подвергается
«естественному принуждению» (Freud I, 507), когда младенцем его отнимают от груди или когда приучают к опрятности, чтобы таким образом достичь следующей ступени организации в его развитии. Сюда же относится и «принуждение оракула, осудившего всех сыновей (и дочерей. — П. К.) пережить эдипов комплекс» (XVII, 119). Если в этой фазе переживаются травмирующие события, то (в результате фиксации) возникает дополнительное принуждение все снова и снова воспроизводить их в болезненном «навязчивом повторении»; и только с помощью критического анализа удается сломать скрытые в них принуждения и тем самым «эмансипироваться», то есть в буквальном смысле слова освободиться от оков, от принуждения. Но и тогда остается еще достаточно объективных принуждений, заставляющих человека ориентироваться, например, на пространство и время. Сюда же относится и «неизбежность принуждения к культурной работе» (XIV, 329), культурное принуждение, без которого ни одно общество, если оно хочет избежать хаоса и анархии, не могло бы ни существовать, ни развиваться. Однако эти неизбежные
678
принуждения оставляют нам — если мы в известной мере освободились от бессознательно действующих внутренних принуждений — достаточно свободы, чтобы реализовать свои задатки, познавательные интересы и витальность. Но свободе постоянно угрожают опасность из-за «попыток одиночек... оказаться отброшенными от господства права к господству насилия» (XVI, 16) и «стремления подавленных самим завладеть властью», попытки применения насилия не контролируются независимыми вышестоящими инстанциями и не канализируются через соответствующие учреждения, для чего парламентская демократия является если не лучшей, то по крайней мере лучшей из возможных политических систем.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ср.: N. Birnbaum: Genese und Therapie von Zwangs-Verhalten in der Sicht der experimentellen Leistungspsychologie. B: P. Hahn, H. Stolze (изд.): Zwangssyndrome und Zwangskrankheit. München 1974.
2 У раннего Фрейда прежде всего в:
Die Abwehr-Neuropsychosen (1894). I, 59-74;
Weitere Bemerkungen über die Abwehr-Neuropsychosen (1896). I, 379-403;
Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). V, 56~57;
Zwangshandlungen und Religionsübungen (1907). VII, 129-139;
Charakter und Analerotik (1908). VII, 204-209;
Bemerkungen über einen Fall von Zwangsneurose (1909). VII, 381-463;
Die Disposition zur Zwangsneurose (1913). VIII, 442-452;
Totem und Tabu (1913). IX, 5-108, 289-310;
Triebe und Triebschicksale (1915). X, 211-224;
Über Triebumsetzung, insbesondere der Analerotik (1916). X, 405-407;
Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916-1917). XI, 265-272;
Aus der Geschichte einer infantilen Neurose (1918). XII, 138-157;
Ein Kind wird geschlagen (1919). XII, 197— 208.
У позднего Фрейда прежде всего в:
Das Ich und das Es (1923). XIII, 280-285;
Das ökonomische Problem des Masochismus (1924). XIII, 373-383;
Über libidinöse Typen (1931). XIV, 510-512; Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1933). XV, 116-118.
3 S. Freud: Die Zukunft einer Illusion (1927). XIV, 323-380;
Das Unbehagen in der Kultur (1930). XIV, 410-506
H. Dahmer: Psychoanalyse und Gesellschaftstheorie. B: Individuum und Gesellschaft, Stuttgarter Akademie für Tiefenpsychologie und analytische Psychotherapie. Stuttgart 1973, 124-132
K. Horn: Psychoanalyse als Sozialwissenschaft. B: Psychoanalyse — Kritische Theory des Subjects, Aufsätze. Frankfurt/M. 1972, 217
4 Личные данные изменены.
5 Случай публикуется с согласия пациента.
6 От них пациент излечился после дополнявшей восьмилетнее лечение стационарной психотерапии с массивным оживлением смертельной ярости и страха смерти.
7 Ср.: Jutta Matzner: Der Begriff der Charaktermaske bei Marx. B: Soziale Welt, 15, 1964, 130
8 Этому может служить вся социальная система, на что впервые указали Эллиот Жаке (Е. Jaque: Social Systems as a Defence against Persecutory and Depressive Anxiety. B: New Directions Psycho-Analysis. New York 1955, 478— 498) и П. Куттер (Р. Kutter: Über die Beziehungen zwischen Individuum und Institution aus psycho-analytischer Sicht. Ein Beitrag zur politischen Psychologie. B: Individuum und Gesellschaft, Stuttgarter Akademie für Tiefenpsychologie und analytische Psychotherapie. Stuttgart 1973,181-202).
ЛИТЕРАТУРА
Abraham, K.: Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido. Leipzig, Wien, Zürich: Internat. Psychoanaly-tischer Verlag 1924
Ergänzungen zur Lehre vom Anal-Charakter. B: Psychoanalyrische Studien zur Charakterbildung.
Leipzig, Wien, Zürich: Internat. Psychoanalytischer Verlag 1925
Adorno, Th. W.: Aufsätze zur Gesellschaftstheorie und Methodologie. Frankfurt/M.: Suhrkamp 1970 Zum Verhältnis von Soziologie und Psychologie.
679
Soziologica. Aufsätze, Frankfurt/M. 1955,11-45 Postscriptum. Kölner Zeitschrift, 18,1966,37-42
Adorno, Th. W., u. Mitarb.: Der Autoritäre Charakter. Amsterdam: de Munter 1968
Bernfeld, S.: Der soziale Ort und seine Bedeutung für die Neurose. Verwahrlosung und Pädagogik. Imago, 15, 1929,299-312. Также в: Anaautoritäre Erziehung und Psychoanalyse, I. L. v. Werder (изд.). Darmstadt: März Archiv 1964
Bernstein, В.: Social class, Speech system and Psychotherapy. Brit. J. of Sociology, 15,1964,54-64
Dahmer, H.: Psychoanalyse und Gesellschaftstheorie. В: Individuum und Gesellschaft. Hg. v. Stuttgarter Akademie für Tiefenpsychol. und Analyt. Psychotherapie. Stuttgart: Klett 1973
Dorner, K.: Bürger und Irre. Zur Soziologie und Wissenschaftssoziologie der Psychose. Frankfurt/M. 1969
Dreitzel, H. P.: Die gesellschaftlichen Leiden und das Leiden an der Gesellschaft. Göttinger Abhandlungen zur Soziologie, T. XIV. Stuttgart: Enke 1968
Fenichel, O.: Perversionen, Psychosen, Charakterstörungen. Wien: 1931. Darmstadt: Wissenschaftl. Buchgesellschaft 1967
Freud, A.: Das Ich und die Abwehrmechanismen. Wien: Internat. Psychoanalytischer Verlag 1936; Geist und Psyche, T. 2001. München: Kindler 1973
Freud, S.: Die Abwehr-Neuropsychosen (1894). G. W. I
Weitere Bemerkungen über die Abwehr-Neuropsychosen (1896). G. W. I
Die Sexualität in der Ätiologie der Neurosen (1896). G.W.I
Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). G. W V
Zwangshandlungen und Religionsübungen (1907). G. W. VII
Über infantile Sexualtheorien (1908). G. W VII Charakter und Analerotik (1908). G. W. VII
Bemerkungen über einen Fall von Zwangsneurose (1909). G.W VII
Die Disposition zur Zwangsneurose (1913). G. W VIII
Totem undTabu (1913). G. W. IX
Triebe und Triebschicksale (1916). G. W X
Über die Triebumsetzungen, insbesondere der
Analerotik (1916). G. W. X
Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916-1917). G.W. XI
Aus der Geschichte einer infantilen Neurose (1918). G. W. XII
Jenseits des Lustprinzips (1920). XIII Das Ich und das Es (1923). G. W XIII Hemmung, Symptom und Angst (1926). G. W. XIV Die Zukunft einer Illusion (1927). G. W. XIV Das Unbehagen in der Kultur (1930). G. W. XIV Über libidinöse Typen (1931). G. WXIV Warum Krieg? (1933). G. W. XVI
Der Mann Moses und die monotheistische Religion
(1937). G.W. XVI
Abriß der Psychoanalyse (1938). G. W. XVII
Fromm, E.: Autorität und Familie. Sozialpsychologischer Teil. Paris 1936
Die Furcht vor der Freiheit. Приложение: Charakter und Gesellschaftsprozeß. Köln: Europ. Verlagsanstalt 1972
Hartmann, H.: Ich-Psychologie und Anpassungsproblem. Int. Z. f. Psycho-Analyse und Imago, 24,1939, 62-135. Также в: Psyche, 14,1960/61,81-164
Horn, К.: Dressur und Erziehung, Schlagrituale und ihre gesellschaftliche Funktion. Frankfurt/M.: Suhrkamp 1969
Psychoanalyse, Anpassungslehre oder kritische Theorie des Subjekts. В: А. Р. Gente (изд.): Marxismus, Psychoanalyse, Sexpol. Frankfurt/M.: Fischer 1972
Jacobson, E.: Psychotic Conflict and Reality. New York 1967
Loch, W: Zur Struktur und Theorie schizophrener Psychosen aus psychoanalytischer Perspektive. Psyche, 19,1965,175
Marcuse, H.: Eros and Civilization. Boston 1955 Marx, K.: Das Kapital, т. I. Berlin: Dietz 1957
Övermann, U: Sprache und soziale Herkunft. Frankfurt/ M.: Suhrkamp 1972
Parin, P., Morgenthaler, F.: Charakteranalytischer Deutungsversuch am Verhalten «primitiver» Afrikaner. Psyche, 10,1956,311-330
Rapaport, D, Gill, M. M.: The Points of View and Assumptions of Metapsychology. Int.J. of Psycho-Anal., 1959
Reich, W: Charakteranalyse. Wien 1933 и Frankfurt/M.: FischerTaschenbuch 6191,1973
Wellendorf, F.: Schulische Sozialisation und Identität. Weinheim: Beltz 1973