Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 252 из 267)

Другой пример — лица, которые, полностью осознавая свои гомосексуальные предпочтения, воздерживаются от гомосексуальных действий. Другие вследствие тяжелого, невыносимого стресса эпизодически и на короткое время переходят к отрытому гомосексуальному поведению, однако булыную часть жизни проводят в

736

качестве скрытых гомосексуалистов. В латентной фазе они могут в ограниченной степени сохранять гетеросексуальную функцию, не получая при этом удовлетворения и зачастую опираясь на гомосексуальные фантазии. Или же они используют гомосексуальные фантазии при мастурбации, или вообще воздерживаются от какой бы то ни было сексуальной активности.

Эти люди, разумеется, являются истинными гомосексуалистами; переход от латентной формы к открытой формой и наоборот представляет собой альтернативный вариант облигатного гомосексуализма. Все типы этой скрытой гомосексуальности потенциально являются открытой гомосексуальностью7.

Обсуждение

Чтобы продвинуться в понимании мотивов, стоящих за поиском человеком сексуального объекта того же пола, следует упомянуть, что облигатная гомосексуальность может проистекать из конфликта в доэдиповой фазе и что страхи эдиповой фазы усиливают первоначальный конфликт. Конфликт в доэдиповой фазе фиксирует индивида на этой стадии и предрасполагает его к быстрой регрессии к этой первоначальной ступени развития, когда он сталкивается с различными ситуациями в последующих фазах, например со страхом кастрации или пенетрации (проникновения) женщин, чувствами вины, сопровождающими как негативный, так и позитивный эдипов комплекс.

Социальная нестабильность в некоторых пограничных и/или латентных случаях облигатной гомосексуальности имеет эффект катализатора, а именно там, где в силу общественного запрета возникает значительное несоответствие между жизненными потребностями человека и их адекватным удовлетворением. Подобная нестабильность может быть причиной избегания женщин со стороны мужчины, уклонения от определенных аспектов проявления мужской силы и возврата к менее ответственной роли (Kardiner 1954). Таково возможное объяснение более широкого в наше время распространения гомосексуализма, совпадающего с социальными волнениями, когда ставятся под сомнение традиционные роли, привилегии и ответственности.

Гомосексуальное поведение некоторых тяжелых больных шизофренией зачастую проявляется и не как облигатное, и не как эпизодическое. У шизофреника гомосексуализм может быть проявлением спутанной, хаотической и фрагментиро-ванной психической организации. Отчаянная потребность установить человеческие контакты на какой угодно основе вынуждает индивида предаваться любым формам сексуального поведения, включая гомосексуальные акты, вуайеризм, эксгибиционизм, зоофилию, педофилию и т.д. Все это может быть судорожной попыткой пережить хоть какие-то отношения, но эти эпизоды у психотика чаще всего не обладают ни постоянством, ни какими-либо специфическими качествами.

ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Органически и физиологически болезнь определяется как нарушение функции, сопровождающееся болью и/или страданием. Значение и многообразные последствия этого нарушения, столь очевидные при облигатной гомосексуальности, в экстремальном случае привели бы к гибели вида. При этой дисфункции бросаются в глаза также скованность, печаль, страх, сознательные и бессознательные чувства вины, которые — как мы видим в своих врачебных кабинетах — властвуют над жизнью гомосексуалиста. Психиатру, занимающемуся психотерапией с такими

737

людьми, это прекрасно известно. Те же, кто не используют психотерапию, зачастую этого либо не видят, либо склонны недооценивать степень страдания, которое испытывает гомосексуалист, поскольку гомосексуализм дает ему лишь временное облегчение от тягостных страхов.

Кроме того, облигатный гомосексуализм может вызвать столь тяжелые расстройства душевного равновесия индивида, что все важные жизненные отношения с самого начала оказываются поврежденными и так или иначе обречены на гибель. Установка к противоположному полу зачастую столь полна недоверия, отвращения, отвержения и ненависти, что никакие отношения, кроме самых поверхностных и непрочных, становятся невозможны.

Хотя психозы и неврозы, разумеется, могут возникать у гетеросексуальных лиц, сама по себе гетеросексуальная ориентация не есть признак патологического состояния, тогда как облигатный гомосексуализм всегда является таковым. Неспособность мужчины к гетеросексуальному поведению и его крайняя враждебность к женщинам, возникающая из страха перед собственными враждебными и инце-стуозными побуждениями в отношении матери, вынуждают избегать всех женщин как таковых. Гомосексуальный симптом (как и другие сексуальные отклонения) нейтрализует страх и приводит в нормальное состояние, которое на самом деле является всего лишь маскарадом.

У облигатных гомосексуалистов в качестве признаков психического заболевания могут расцениваться различные моменты. Они не обязательно присутствуют в каждом случае и могут различаться у каждого индивида как количественно, так и качественно:

1) продолжающееся всю жизнь последействие первичной женской идентификации с матерью и как следствие чувство неполноценности в отношении собственной мужской идентичности; результатом является тотальное чувство женственности или недостаточное чувство мужественности (van der Leeuw 1958);

2) страх оказаться поглощенным и как следствие интенсивный страх, возникающий всякий раз, когда облигатный гомосексуалист пытается вступить в половые отношения с женщиной (Handelsman 1965, Бак 1946);

3) продолжающееся действие архаичных и примитивных психических механизмов, например инкорпорированных и спроецированных страхов (Freud 1905);

4) часто имеют место дефицит телесных границ Я, страх телесной дезинтеграции и чрезвычайная восприимчивость к повреждениям тела внешними объектами;

5) страх потерпеть поражение присутствует в сновидениях всех облигатных гомосексуалистов; обычно он переживается как боязнь оказаться заключенным в пещере, тоннеле или воронке, погрузиться глубоко в водные массы, а также в сочетании с угрозой уничтожения и утраты себя; эти сновидения также объясняются страхом оказаться поглощенным женским телом;

6) гомосексуалист может совершать сексуальные действия лишь вместе с лицом того же пола или в сочетании с иными извращенными действиями;

7) агрессивные импульсы, массированно прорывающиеся под рационализирующей поверхностью «любви и симпатии», угрожают разрушить как отношения, так и партнера;

8) гомосексуальные действия часто совершаются, чтобы избежать паранойяльного развития;

9) сам по себе гомосексуальный акт можно сравнить с действием опиумных алкалоидов, обладающих магической восстановительной силой: это лучший «наркотик», чтобы поддержать телесное Я и чувство собственного достоинства перед лицом угрозы предстоящей дезинтеграции личности; поэтому гомосексуальное поведение интенсивно, импульсивно и имеет непосредственное значение для «выживания» Я гомосексуалиста.

738

10) за очевидной склонностью гомосексуалиста-мужчины к мужчинам скрывается поиск отцовской любви или эрзац-отца и в то же время желание отомстить отцу за то, что тот его не любит; стремление сына к мужской идентификации было фрустрировано холодом, апатией, пренебрежением со стороны отца или же доминировавшим у ребенка страхом оказаться поперек дороги у матери; глубокое недоверие, ярость и обида на мужчин могут расцениваться как результат отцовского отказа защитить сына от властной матери;

11) все облигатные гомосексуалисты, поскольку они не способны исполнять нормальную роль, страдают от интенсивного чувства неполноценности; это чувство не обусловлено общественными установками, но может обостряться в связи с оскорблениями со стороны общества.

Доказательством этого утверждения служит тот факт, что, даже когда стыд и чувство вины, вызванные общественным неодобрением, устраняются, по-прежнему остаются глубоко засевшие чувства неосознанной вины, слабости и беспомощности, убеждение в своей бесполезности из-за, невозможности функционировать в соответствии с собственной биологической (анатомической) ролью. У большинства гомосексуалистов это приводит также к невозможности максимально реализовать свои способности в несексуальных сферах: в школе, на работе, в качестве члена группы, в соревновании, в интеллектуальном и творческом труде, в самоутверждении и в сфере общей производительной деятельности человека. Если гомосексуалисту удается добиться успеха в этих сферах, то лишь проявив невероятные внутренние усилия. Это поистине монументальный подвиг, достойный величайшего восхищения со стороны общества!

Большинство гомосексуалистов страдает от сильнейшего душевного мазохизма (Bergler 1951, Freud 1919, Sherman 1926). Агрессивные выпады против матери и во вторую очередь против отца обращаются на собственную личность. Все гомосексуалисты боятся признать, что их гомосексуальное поведение является эротизированной защитой от этого более опасного мазохистского состояния (Freud 1917). Мазохизм ищет разрядки через гомосексуальную активность.

У большинства гомосексуалистов происходит эротизация или либидинизация страха, возникшего вследствие доэдиповых или эдиповых конфликтов.

Существует большое число гомосексуалистов, страдающих одновременно тяжелыми нервными болезнями. Многие параноидные шизофреники, параноики и псевдоневротические шизофреники испытывают гомосексуальный конфликт, некоторые демонстрируют гомосексуальное поведение. Фрейд первым обнаружил вероятность того, что определенные невротические и психотические симптомы могут быть проявлением скрывающегося за ними гомосексуального конфликта.

Характерно, что при попытке прервать гомосексуальную деятельность, драматическим образом возникают тяжелые страхи, напряженность, депрессия и другие симптомы, указывая тем самым на функцию гомосексуального симптома, а именно защиты от глубоко укоренившихся страхов с помощью компромиссного образования. Это чуть ли не повсеместное явление отмечалось многочисленными исследователями в процессе психотерапевтического лечения гомосексуалистов.