5. С девяти лет акты насилия, направленные на одежду (не обязательно подштанники), вызывали эрекцию и эякуляцию. Здесь аспекты беременности вытесняются, а интерес смещается с нижних частей тела на верхние.
6. К двенадцати годам сформировался фетиш ■— нижнее белье. Пациент реагировал сексуальным возбуждением при виде мужчин в трусах (особенно слегка склонных к полноте). Возникли различные вариации. Он мог переживать эротические чувства а) при виде себя в длинных трусах (он всегда был несколько полон); б) благодаря фантазии о «толстом», «отделенном» от тела пенисе; в) при виде «меняющегося» мужчины, который выходит из воды.
При дальнейшем анализе стало ясно, что фетиш представлял собой не только существующий в фантазии пенис матери, но и ее груди, раздувшийся во время беременности живот и другие части ее тела, от которых пациент не желал отделяться. Он воображал себя беременным и находящимся в утробе матери. Воспроизводя ситуацию, в которой имелась хорошая грудь, а сам он «удовлетворял» желание носить ребенка, он уберегал себя от зависти, ненависти и деструктивных импульсов по отношению к телу матери п. При этом он возобновлял ранние объектные отношения со своей любимой матерью (подобие и первичная идентификация). С другой стороны, всякий раз, когда он был фрустрирован, «хорошая» грудь становилась «плохой» (М. Кляйн, см. также статью Р. Ризенберг в т. III), и он готов был наброситься на нее со смешанными чувствами облегчения и страха. Подобные приступы в любом случае завершались употреблением фетиша, особенно тогда, когда он сам бывал напуган дикостью своих воображаемых нападений.
ТРАНССЕКСУАЛИЗМ
Возможность изменения пола имеет по меньшей мере пятидесятилетнюю историю. Еще Фрейд заметил, что биологи проводят «интересные эксперименты» в поисках «органических детерминант гомоэротизма и сексуального характера в целом». Он продолжал: «Было бы неправомерно утверждать, что благодаря этим замечательным попыткам учение об инверсии ставится на новую основу и преждевременно ожидать от них пути к общему "излечению" гомосексуальности» (V, 46). Предположение, будто транссексуалистами являются индивиды, страдающие
751
от биологического нарушения, при котором тело является мужским, но психика женской, кажется одним из вариантов того недопонимания, которое затронуло и фрейдовскую теорию бисексуальности. В «Трех очерках по теории сексуальности» он констатирует:
«Учение о бисексуальности в его самой грубой форме исходит из мужского тела.. Замена психологической проблемы анатомической является столь же пустой, как и неправомерной...» (V, 42).
Мой пациент, описываемый ниже как Виктор-Валерия, является прототипом транссексуального пациента, не гермафродита и не гипогонада (человека с недоразвитыми половыми железами).
Психоаналитическая литература по транссексуальности за редкими исключениями (Greenson 1966, Stoller 1964, 1966а, 1966b, 1968) крайне скудна. Психиатрические труды содержат в основном краткие описания случаев, теоретические формулировки, увязывающие между собой психологические и биологические компоненты, и некоторый статистический материал (Charatan, Galef 1965; Greenberg et al. 1960; Pauly 1965; Simon 1967; Stoller 1967a, 1967b, Newman, Stoller 1968, Thomä 1957).
Транссексуализм можно определить как психиатрический синдром, для которого характерны:
1) интенсивное, упорное и преодолевающее все препятствия желание или стремление к смене пола; это превращение должно осуществиться посредством а) прямого (хирургического) изменения внешнего и внутреннего полового аппарата и вторичных половых признаков и б) косвенно, благодаря применению эндокринных препаратов;
2) убеждение, что «по существу» пациент является лицом иного пола; это убеждение может носить наполовину или полностью бредовый характер. Если оно является явно бредовым, то может составлять часть лежащего в его основе шизофренического психоза; если нет, то всегда покоится на стремлении устранить ошибку, достичь полной мужской или женской идентичности ив соответствии с анатомией;
3) связанное с этим поведение, имитирующее поведение лиц другого пола; изменения в одежде, деятельности, установках, выборе сексуального объекта и т.д. являются отчасти отчаянной попыткой ускорить желанное превращение.
4) упорное стремление к превращению, доходящее вплоть до нанесения самому себе увечий.
Радо утверждает:
«Поскольку пол представляет собой эволюционный продукт дифференциации репродуктивных функций, анатомия аппарата размножения в целом является единственным критерием, по которому можно судить, кто есть кто. У человеческого рода мужской аппарат размножения и женский аппарат размножения полностью исключают друг друга, несмотря на тот факт, что они развиваются из общего эмбрионального источника. Следовательно, человеческое существо может быть или мужским, или женским, либо в силу какого-то сбоя оно имеет половой дефект. Общеизвестно, что такие изуродованные индивиды одержимы желанием принадлежать только к одному полу» (Radö 1949, 186).
Мой пациент был двадцатилетним одаренным студентом-биологом, жившим лишь ожиданием того дня, когда будет его «операция». Он согласился подвергнуться анализу с условием, что его родители еще раз обдумают свое сопротивление хирургическому вмешательству. Виктор (женский псевдоним Валерия) на первом нашем свидании предстал довольно приятным с виду человеком, выглядевшим несколько моложе своего возраста; он держался прямо, говорил мягко, вежливо, без каких-либо особенностей. Он был бледен, худощав и выше среднего роста. Движения его тела были грациозны и напоминали кошачьи.
752
Посреди лечения он проинформировал меня, что в период анализа — вопреки нашей первоначальной договоренности — ему стали делать регулярные гормональные инъекции. В конце шестого месяца он заставил своих родителей признать поражение и прекратил лечение с вынужденного согласия своего отца.
Первая попытка Виктора феминизироваться в своем окружении, надевая женскую одежду и используя косметику, относится к девятнадцати годам, когда завершился гомосексуальный роман с учителем, поскольку тот не желал принять его женственное поведение. Виктор начал подозревать, что его гомосексуальные связи отличаются от других гомосексуалистов, поскольку «на самом деле он женщина». Постепенно он пришел к тому, чтобы подкрепить эту уверенность анатомическими изменениями. «Откровение» в период знакомства с ЛСД укрепило его убеждение, что он действительно является «женщиной, заключенной в мужском теле». Вслед за этим он приступил к лечению электролизом и гормонотерапии, всякий раз принимая двойные дозировки, если удавалось раздобыть дополнительное количество препарата.
За пять месяцев до того, как Виктор явился ко мне на анализ, он попытался сделать себе вазектомию без анестезии.
С четырнадцати лет он неоднократно подвергался лечению в связи с гомосексуализмом и тяжелыми депрессиями, а в подростковом возрасте дважды совершал попытку самоубийства. На вершине увлечения ЛСД, приведшего к сумеречным состояниям и «бестелесным» депрессиям, его исключили из колледжа.
Анализ этого пациента выявил, что за тем, что обозначалось другими как перверсия с простым неврозом, моносимптоматический бред, инкапсулированный бред или нарушение сексуальной идентификации на основе «биологических сил» (Stoller 1967b, 1967c), скрывался полностью развившийся паранойяльный шизофренический психоз с кататоническими элементами. Кататоническое состояние, в которое он впадал в гипнотическом трансе, удивительным образом воспроизводило мужскую гипсовую фигуру, которую он сам с помощью гипса и воска изготовил из магазинного манекена и с которой он спал.
Неразрешимая дилемма транссексуалиста сводится к следующему: с одной стороны, он хотел бы стать женщиной, которая бы заняла место матери, и сам бы хотел стать матерью; в результате он был бы изнасилован отцом и желал бы отомстить отцу и брату; с другой стороны, желание быть мужчиной вызывает сильное чувство вины и равнозначно желанию кастрировать и убить отца. В основе его гомосексуализма лежит желание быть равным отцу. Поэтому разрушение отца равносильно саморазрушению. Таким образом, обе позиции — мужская и женская — оказываются неприемлемыми.
За его осознанным желанием хирургическим путем навсегда избавиться от своего пениса стоит другое желание: временно изменить свое тело, а затем снова сделать его прежним. Ослабив таким образом в своих фантазиях в результате полового акта пенис отца, он хотел бы затем присвоить себе вновь увеличившийся эрегированный огромный отцовский пенис и тем самым восстановить свою давно утраченную мужественность. Методом достижения этого может быть изменение пола; избавившись от собственного пениса, транссексуалист соблазняет к сношению отца. В половом акте отец оказывается обезоруженным, благодаря чему появляется возможность заполучить отцовский пенис.
Функцией трансвестизма является достижение «женственности» путем переодевания в женскую одежду, но сохраняя при этом пенис (в этом усматривается основное различие между трансвестизмом и транссексуализмом), а также предотвращение или уменьшение страха кастрации. Трансвестит завидует матери и сестрам, хочет стать таким же могущественным, как его мать, иметь детей, и он
753
изменяет свою внешность, облачаясь в женскую одежду, но сохраняя фаллос (Fenichel 1930, Ostow 1953).
Функцией транссексуализма является достижение «женственности» путем эндокринологического воздействия, а также радикальными хирургическими и пластическими мерами, которые направлены на то, чтобы устранить все признаки настоящего анатомического пола и поддержать видимость искусственной, принятой женской роли перед окружающими людьми в целом и в половом акте. Таким образом удается внешне избежать гомосексуализма и, подвергшись внушавшей страх кастрации (феномен «освобождения»), избавиться от паранойяльного страха перед агрессией враждебных и более сильных мужчин, которые могут нанести увечье в гомосексуальных отношениях.