Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 64 из 267)

189

ся, оставаясь непознанной. Если символы имеют зерно реальности, то их можно воспринимать буквально. «Использование символики в качестве естественнонаучного источника познания» (там же, 393) — царская дорога биогерменевтики. «Если кто-то в результате многочисленных наблюдений укрепится во мнении, что в символических или косвенных формах выражения души и тела законсервированы — как в иероглифических письменах древнейших времен — все части прошлой истории, то, наверное, будет понятно и простительно, если он отважится воспользоваться этим методом шифровки при разгадывании великих тайн истории развития видов» (там же, 357). «За внешне небрежно брошенным сравнением всегда скрывается самый важный материал» (О II, 49). Если в сновидениях и ассоциациях появляется море как символ матери, то «инверсия символики» выявляет историческую истину: «мать как символ или частичная замена моря...» (Г, 365).

В результате биоанализа совокупления Ференци приходит к тому, «что в состоянии оргазма., вся личность (Я) идентифицируется с гениталиями и (подобно тому как это бывает во сне и на определенных стадиях эпилептического приступа) галлю-цинаторно достигает ситуации, в которой он пребывал, находясь в чреве матери; мркской член, проникающий в матку, достигает этой цели частично, вернее символически, и только генитальной секреции, сперме, выпадает эта судьба в реальности» (О III, 179). «Периодически допускаемое господство принципа удовольствия может придать упорство живому существу, которому борьба дается с большим трудом, и придать ему силы для дальнейшей работы» (Г, 354). Если причиняющий неудовольствие гени-тальный секрет «автоматически» устраняется, то это приводит к «генитофугальному водовороту» накопленной в гениталиях либидинозной энергии, к «эруптивной генита-лизации всего организма», которая вызывает чувство блаженства от оргазма, вслед за которым следует покой безмятежного состояния (там же, 351). В коитусе выражается страх рождения и счастливое рождение, «травма рождения» отчасти отреагируется в торжественной инсценировке и одновременно отвергается (там же, 352).

С момента своего рождения человеком «постоянно владеет регрессивное влечение к воспроизведению ситуации материнского чрева», которое частично реализуется — после образования «эротического чувства действительности» — в совокуплении гетеросексуальных партнеров (там же, 335) 49. Это «материальное регрессивное влечение» (там же, 341) опять-таки сверхдетерминировано: за ним стоит «талассальное регрессивное влечение», наследие великой катастрофы высыхания моря, которая вынудила морских животных жить на земле, привела к переходу на дыхание легкими и возникновению амнионов, которые дают возможность эмбриону существовать подобно рыбе, то есть обеспечивают ему утраченное морское существование в организме матери, а также к появлению органов совокупления, позволяющих вводить спермии во влажное нутро женского организма50. Если органическая жизнь возникла, как допускал Фрейд вместе с Платоном, из разрыва материи, половинки которой с тех пор стремятся к воссоединению (XIII, 62—63), то «коэногенетический параллелизм» можно продолжить дальше, предположив, «что в акте совокупления и одновременно оплодотворения слиты воедино не только индивидуальная катастрофа (рождение) и последняя видовая катастрофа (осушение), но также все предыдущие катастрофы с момента возникновения жизни, и поэтому в чувстве оргазма отображен не только покой материнского чрева, спокойное существование в прежней среде, но и покой до возникновения жизни, то есть покой смерти анорганического существования» (Г, 372)'. Филогенетическое возникновение органической жизни онтогенетически повторяется в созревании половых клеток; начало полового размножения — в оплодотворении; развитие видов в море — как эмбриональное развитие в утробе матери; приспособление к наземной жизни — как рождение; развитие органов совокупления — в примате гениталий; антропогенез, ледниковый период и развитие культуры — в латентном периоде, ведущем к «крушению эдипова комплекса» (там же, 378).

190

1 В дальнейшем — как и во всей энциклопедии — цитирование будет осуществляться в тексте с упоминанием имени автора, года издания и страниц. Опубликованная Джонсом в 1953— 1957 годах биография «The Life and Work of Sigmund Freud» цитируется по немецкому изданию.

Сочинения Ференци, содержащиеся в «Основах психоанализа» (тт. I—IV) цитируются по этому изданию. Те из работ, которые имеются в избранном томе «Популярных лекций по психоанализу» (ПЛ), но вошли в 1-й том «Психоаналитических сочинений» (Соч. I), цитируются по этому обновленному изданию. «Попытка создания теории генитальности» (Г) цитируется по 2-му тому «Психоаналитических сочинений», 317-400.

2 В одном из последних писем к Ференци (от 11. 1. 1933) Фрейд говорил о «внутренней общности жизни, чувств и интересов» (Jones 1953—1957, III, 212). Ср. характеристику типичных бесед между Фрейдом и Ференци у Эй-тангона (Eitingon 1933, 293). Аульд (Auld 1968, 368) характеризует эти отношения следующим образом: «Фрейд всегда великодушно воздавал должное Ференци за идеи, две из которых он развил до всеобщих, но в то же время невозможно четко сказать, кому что принадлежит».

3 В ответ на мой запрос Микаэл Балинт, который тогда надеялся, что сумеет за полтора года завершить предпринятую им вместе с Эрнстом Фрейдом редакторскую работу над перепиской Фрейда и Ференци, писал мне 18 июня 1968 года: «Я согласен с Вами, что переписка Фрейда и Ференци является важнейшим источником материалов для всего аналитического движения и для истории многих идей» (Г. Д.). Ср. оценку переписки Джонсом (Jones 1953—1957, 11,190-191).

4 Предисловие к изданию 1964 года «Основ»

(01,8).

5 22 апреля 1928 года Фрейд писал Ференци: «Внутреннее развитие психоанализа вопреки моим намерениям повсюду идет от дилетантского психоанализа к чисто медицинской специальности, в чем я ощущаю гибельность для его будущего. В сущности, я уверен только в Вас, что Вы безгранично разделите мою точку зрения». Цит. по: Jones 1953-1957, III, 350.

По поводу споров о «дилетантском анализе» ср. главу 9 биографии Фрейда у Джонса (там же, 339-354).

6 Ср. доклады Ференци на конгрессах № 63, 79, (69), 109, 218, 234, 246, 271, 282 и 294 в библиографии Ференци во 2-м томе «Психоаналитических сочинений» (1972, 411—447). Ср. также его «открытое письмо» ( [1919] 1920), открывающее «Международный психоаналитический журнал», основанный в период его недолгого президентства.

7 «Восемнадцать лет назад по моему предложению сторонники психоанализа сгруппировались в "Международное психоаналитическое объединение" , которое ставило перед собой задачу заботиться о максимальной чистоте фрейдовского анализа как самостоятельной науки и содействовать этому. Принцип, который представлялся мне в качестве основного, когда я делал это предложение, состоял в том, что в объединение должны были входить только те, кто разделял основные идеи. Я полагал и полагаю сегодня, что дискуссии полезны только среди единомышленников и что люди с иными основными идеями должны иметь свои собственные рабочие центры...» — писал Ференци в 1928 году, вспоминая прошлое (0111,428).

8 По поводу Комитета ср.: Jones 1953—1957, III, гл. 6; затем Hanns Sachs «Freud, Meister und Freund», London 1950, гл. VIII.