9 Джонс писал: «В те дни я еще не думал об учебном анализе. Полагаю, что я был первым психоаналитиком, который решился на собственный анализ. Так как Фрейд был занят, я поехал в Будапешт к Ференци ив 1913 году на протяжении нескольких месяцев проходил интенсивный психоанализ, продолжавшийся ежедневно от двух до трех часов». Сам Ференци проходил анализ у Фрейда. «Никто из остальных членов» (Комитета) «настоящего анализа не прошел» (Jones 1953-1957, II, 197-198).
10 «До сих пор никто еще не думал о том, что психологический, именно "интроспективный" метод может помочь в объяснении биологической проблемы» (О I, 239—240).
11 Ср. его введение к «Попытке создания теории генитальности» (Соч. II, 317).
12 Фрейд поддержал их намерение в своей статье «Нужно ли обучать психоанализу в университетах?», которая появилась на немецком языке в обратном переводе в № 50 журнала «Das Argument» (223-226). Ср.: Jones 1953-1957, III, 56.
13 Ср. D. Kettler: Marxismus und Kultur. Mannheim und Lukacs in den ungarischen Revolutionen 1918/19. Neuwied 1967, 38. Джонс пишет: «С другой стороны, большевики, которые тогда еще не обнаружили, что психоанализ — это буржуазное отклонение и что капиталисты, подкупив Фрейда, настроили его против Маркса, утверждали, что психоанализ представляет собой несомненное благо, и назначили Ференци первым профессором психоанализа в университете. Все это было организовано Шандором Радо, имевшим некоторое влияние у новых властей; Рохейм стал двумя неделями раньше профессором антропологии» (1953—1957, III, 26).
14 «Без сомнения, в последние годы Вы пошли, по крайней мере внешне, на попятную. Однако, я надеюсь, не настолько, чтобы от моего паладина и великого визиря можно было ожидать движений по созданию нового оппозиционно-
191
го анализа» (письмо Фрейда к Ференци от 13. 12. 1929; Jones 1953-1957, III, 179).
15 Речь идет о 50 из примерно 300 названий.
16 В избранные труды не вошло примерно 30 работ, включенных в три тома «Основ».
17 Описание Джонсом 2-го Международного психоаналитического конгресса в Нюрнберге, наверное, поможет понять, почему манифест, написанный Ференци, был предан забвению. Ср.: Jones 1953-1957, II, 89-93.
18 Ср. Фрейд: «Будущее одной иллюзии», G. W. XIV, 323—380, и «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (35-я лекция), G. W. XV, 194.
19 Ср. Freud: «Aus den Anfängen der Psychoanalyse. Briefe an Wilhelm Fließ, Abhandlungen und Notizen aus den Jahren 1887—1902». Hg. von M. Bonaparte, A. Freud und E. Kris. Frankfurt/ M. 1962, 194.
20 Ференци говорит, например, о «революционных сновидениях»: « И нет ни одного сновидения, которое в результате анализа не оказалось бы противоречащим параграфам государственных или этических законов» («Die Psychoanalyse der Träumen», 1909; ПЛ, 63).
21 Ср., например, его работы «Неврозы воскресного дня» (О II, 178—184) или «Социальные позиции при психоанализе» (О II, 292— 297) и документальное описание случая в очерке «Из детства пролетарской девушки» (1929).
22 «Всякое влечение есть — по Фрейду — передающаяся по наследству "организованная" приспособительная реакция на внешнее нарушение, которая затем приводится в действие и без внешнего повода, изнутри или в ответ на незначительные сигналы внешнего мира» (О I, 214).
23 Ср. Н. Dahmer: Libido und Gesellschaft. Studien über Freud und Freudsche Linke. Frankfurt/M. 1973. Teil I.
24 Ср. К.-О. Apel: Szientistik, Hermeneutik, Ideologiekritik. Entwurf einer Wissenschaftslehre in erkenntnisanthropologischer Sicht (1968). B: Apel: Transformation der Philosophie. Bd. II. Frankfurt/M. 1973. 96-127.
25 Ср.: Соч. I, 296; О III, 532; О IV, 201-202 («Mathematik», заметки № 25 и 27); Г, 318-319.
26 Ср. W. Reich: Die Funktion des Orgasmus. Zur Psychopathologie und zur Soziologie des Geschlechtslebens. Wien 1927, гл. VI. — H. Dahmer: Libido und Gesellschaft. 377-382.
27 Cp. Herbert Marcuse: Eros und Kultur. Ein philosophischer Beitrag zu Sigmund Freud (1955). Stuttgart 1957, 41-42.
28 Ср. «дикие аналогии» в ПЛ, 111—112. Далее очерк «Об онтогенезе интереса к деньгам» (1914), О I, 109—119, который подвергся критике Отто Фенихеля. Ср. Fenichel: Der Bereicherungs-Trieb ( [1934] 1938), Psyche, 30,1976, 81-103.
29 «Ни один человек не может существовать сам по себе, он должен встроиться в сложную, практически неизменную среду» (ПЛ, 30).
30 «Психоанализ не стремится лишить человека всех его идеалов, предсознательные, обесси-
ленные праобразы остаются у пациентов сохранными» (О III, 398).
31 Ср.: Negative Dialektik (1966). Ges. Schriften. Bd. 6. Hg. von R. Tiedemann. Frankfurt/M. 1973, 269-270.
32 В статье «О психологии "безнравственности" молодежи» (S. Bernfeld: Zur Psychologie der «Sittenlosigkeit» der Jugend. Zs. für Psychoanalyti-sche Pädagogik, 1,1926/27, 319-328) Бернфельд пишет: «Для оценки определенной психической структуры как невротической... необходимо принимать во внимание социальную область, в которой находится индивид» (325—326). Ср. далее его работу: «Der soziale Ort und seine Bedeutung für Neurose, Verwahrlosung und Pädagogik». Internationale Zs. für Psychoanalyse, 15,1929,299-312.
33 Ср. М. J. Sherfey: Die Potenz der Frau. Wesen und Evolution der weiblichen Sexualität (1966/ 72). Köln 1974. Далее: M. Mitscherlich-Nielsen; Psychoanalyse und weibliche Sexualität. Psyche, 29, 1975, 769-788.
34 «Мужчина захватывает также руководство в доме, понукает женщиной, она попадает в кабалу, становится рабой его удовольствия и простым орудием для производства детей... Таким образом, в истории каждый человек вступает не в отношения умиротворенности мужчины и женщины... а угнетения одного пола другим, провозглашая неведомое прежде в истории противоборство полов». Friedrich Engels: Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staats (1884). Marx-Engels-Werke, Bd. 21. Berlin 1962, 61 и 68.
35 Ср., например: О II, 29; О III, 387.
36 Ср. Фрейд: Психология масс и анализ Я (1921). G. W. XIII, 71—161.
37 Поведение больного, переживающего в настоящем вытесненные инфантильные чувства и желания. При этом чувства и эмоциональные проявления могут быть более интенсивными, чем прежде, а сам пациент не осознает причины своего поведения. Обычно возникает в результате переноса. С точки зрения лечения является нежелательным, поскольку тем самым пациент избегает вербализации и переработки своих желаний. В аналитической литературе часто используется англоязычный синоним «acting out».
38 Ср.: Соч. I, 143-147; О II, 85 и 114.
39 Он предостерегает об «опасности привязаться на всю жизнь к аналитику (усыновление — да, но как добиться противоположного?)» (О IV, 294).
40 Ср. Th. W. Adorno: Die revidierte Psychoanalyse (1946). В: Adorno: Gesammelte Schriften. Bd. 8. Hg. von R. Tiedemann. Frankfurt/M. 1972, 37-38.
41 Ср. исполненную фантазии статью Фрица Вит-тельса: Fritz Witteis. Zur Urgeschichte der Libido. Versuch einer anthropologischen Rekon-struktion. Die Psychoanalytische Bewegung, 3, 1931, 223-246.
42 Ференци следующим образом описывает «механизм травмогенеза» (на примере реакций
192
пациентов на неудачи в лечении): «Сначала полный паралич всякой спонтанности и всякой работы мысли; более того, это состояние шока или комы проявляется и в телесной сфере; затем создание новой — смещенной — ситуации равновесия... ощущающий себя брошенным ребенок (теряет), так сказать, весь вкус к жизни... агрессия обращается против собственной персоны... Но худшее, пожалуй, — это отрицание, уверение, что ничего не случилось, что не было больно, или же чувство побитости и поруган-ности при внешних проявлениях травматического паралича мыслей и движений; вот это и делает травму патогенной» (О III, 505). Ср.: «Fragmente und Notizen» (О IV, 214—294), в которых Ференци опять же занимается проблемой травмы.
43 «...Это избавляет его от усилия и обязанности рассматривать каждый новый случай непредвзято и как бы наивно, так, как мы это обычно делаем; однако он преграждает себе тем самым путь к возможности отыскать что-то новое; то, что он ищет и, разумеется, найдет, — это подтверждение того, что он уже знает» (Zur Kritik der Rankschen Technik der Psychoanalyse [1927]; О II, 118).
44 Ср.: Eros und Kultur (1955), Stuttgart 1957,13.
45 Там агентами эволюции являются только случайные мутации и конкуренция/отбор, то есть пассивно претерпеваемая инновация и природа/рынок.
46 Ср.: Г, 396, 398-399, 362 и 364. Затем сообщение Джонса о совместном «ламаркистском» проекте Фрейда и Ференци в годы Первой мировой войны, в связи с которым возникла также и «теория генитальности» Ференци (Jones 1953— 1957, III, 366 и далее; соотв. II, 234-235). Показательным — наряду с цитируемыми Джонсом письмами Фрейда к Карлу Абрахаму от 5
октября и 11 ноября 1917 года (также в: S. Freud/K. Abraham: Briefe 1907-1926. Frankfurt/ M. 1965, 244, 246 и далее) — является также его письмо к Георгу Гроддеку от 5 июля 1917 года (S. Freud: Briefe 1873-1939. Frankfurt/M. 1960, 316 и далее). Л. Б. Ритво в научно-историческом исследовании «Неоламаркистская интерпретация Фрейдом Дарвина» (L. В. Ritvo: Freuds neo-lamarcldstische Darwin-Interpretation Psyche, 27, 1973, 460—474) показывает, что Фрейд заимствовал идеи Дарвина того периода, когда тот под влиянием направленной против него критики в значительной степени смешал собственную концепцию с положениями Ламарка. Последующая реабилитация Дарвина благодаря открытию механизма унаследования и новым знаниям о возрасте Земли уже не в силах была вернуть Фрейда от ламаркизма к «чистому» дарвинизму.
47 Ср. Фрейд: По ту сторону принципа удовольствия (1920). G. W. XIII, 1-69.
48 Ср. Ferenczi: Zur Ontogenese der Symbole (1913). О 1,101-105.
49 Поначалу эдипова драма полностью привлекла к себе внимание психоаналитиков-теоретиков; значение ранней (симбиотической) связи мать—ребенок оставалось из-за этого скрытым. «Теория генитальности» Ференци и прежде всего его учение о «материнском регрессивном влечении» были в дальнейшем разработаны такими авторами, как М. Кляйн, Р. А. Шпиц и М. Малер, в качестве дополнения к психоаналитической теории онтогенеза.
50 В поддеРя<ку своего толкования Ференци ссылается на наблюдающуюся у одноклеточных организмов «конъюгационную эпидемию» при угрозе высыхания водоема (см.: Г, 371—372).
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Предварительные замечания
Полная библиография трудов Ференци содержится во 2-м томе «Психоаналитических сочинений» (1972, 411—447), изданных Микаэлом Балинтом.
Различные биографические очерки (Eitin-gon 1933, Lorand 1966, Balint 1970) и биографические справки (например, в «Основах психоанализа», т. IV, 327, некрологи 1934—1935 годов) Ильзе Баранде дополнила собственными изысканиями, которые обобщены в ее монографии «Хроника» (Barande 1972, 5-36).
Статьи Балинта (Balint 1958, 1970), Ло-ранда (Lorand 1966) и Фромма (Fromm 1959, гл. VI; 1965, 121-133; 1970) вносят критическую корректировку к портрету ференци, созданному Эрнестом Джонсом в его биографии Фрейда на основе неопубликованной переписки Фрейда и Ференци.