В связи с 50-летием Ференци в 1923 году вышел в свет отдельный выпуск «Международного психоаналитического журнала» с посвященными ему статьями (Э. Джонса, Д. Эйсслера, Д. Харника, И. Херманна, Шт.
193
Холлоса, М. Кляйн, С. Пфайфера, Ш. Радо, Ж. Рохейма и Д. Шилади) (IX, 257-434). Ференци также был посвящен и 4-й номер ЗО-го выпуска «Международного психоаналитического журнала». Наряду с воспоминаниями Балинта он содержит рабо-
ты Ференци, впервые переведенные на английский язык, также переведенные на английский статьи А. Балинта, Э. Петё и М. Балинта 30-х годов и, кроме того, 10 писем Ференци к Фрейду (в английском переводе; 243-250).
Публикации и издания Ференци
1914: Allgemeine Neurosenlehre (Общее учение о неврозах). Jahrbuch der Psychoanalyse (Jb. f, psychoanalytische und psychopathologische Forschungen), VI, 317-328
[1919] 1920: Open Letter (Открытое письмо). The Internat. Journ. of Psycho-Analysis, I, 1—2.
1921: Allgemeine Neurosenlehre (Общее учение о неврозах). Сводный реферат в: Bericht über die Fortschritte der Psychoanalyse in den Jahren 1914-1919. Wien: Int. Psa. Vlg.
1922: Populäre Vorträge über Psychoanalyse (Популярные лекции по психоанализу). Leipzig, Wien, Zürich: Int. Psa. Vlg. (188 стр.)
1924: Versuch einer Genitaltheorie (Попытка создания теории генитальности). Leipzig, Wien, Zürich: Int. Psa. Vlg. (128 стр.). Также в: Ferenczi 1970/72, Bd. II, Teil II, 317-400.
1929: Vorbericht und Schlußbemerkungen (141 и 171—172) zu: Aus der Kindheit eines Proletariermädchens. Aufzeichnungen einer 19j ährigen Selbstmörderin über ihre ersten zehn Lebensjahre (Предварительное сообщение и заключительные замечания по поводу: Из детства пролетарской девушки. Зарисовки 19-летней самоубийцы о первых десяти годах ее жизни). Zeitschrift für Psychoanalytische Pädagogik, 3, 141—172.
[1908-1933] 1949: Ten letters to Freud (Десять писем к Фрейду). The International Journal of
Psycho-Analysis, 30, 243-250.
1927, 1938; 1964: Bausteine zur Psychoanalyse (Основы психоанализа). Тт. I—IV.
Т. I: Theorie (Теория); Leipzig, Wien: Int. Psa. Vlg. 1927 (298 стр.)
Т. II: Praxis (Практика): там же, 1927 (315 стр.) Т. III: Arbeiten aus den Jahren 1908-1933 (Работы 1908-1933 гг.); там же, 1938 (543 стр.) Т. IV: Gedankartikel, Kritiken und Referate, Fragmente, Bibliographie, Sachregister (Памятные статьи, критические статьи и рефераты, библиография, предметный указатель); там же, 1938 (411 стр.)
Второе неизмененное издание — Bern: Huber 1964 1970, 1972: Schriften zur Psychoanalyse. Auswahl in zwei Bänden (Психоаналитические сочинения. Избранное в двух томах). Hg. von M. Bahnt. Frankfurt/M. S. Fischer
Т. I (1908-1920) 1970 (XXII и 336 стр.) Т. II (1919-1933) 1972 (XXII и 494 стр.)
1968, 1970, 1974...: (Euvres Completes. Т. I—IV. Paris: Payot
T.I (1908-1912) — вышел в 1968 году (265 стр.); т. II (1913-1919) — вышел в 1970 году (357 стр.); т. III — вышел в 1974 году; т. IV — в процессе подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
Alexander, F.: Einige unkritische Gedanken zu Ferenczis Genitaltheorie. Internationale Ztschr. für Psychoanalyse, 11,444-456
Auld (мл.), F.: Ferenczi, Sändor. Art. in der International Encyclopedia of the Social Sciences (изд. D. L. Sills). T. V. New York 1968,367-369
Balint, M.: Sändor Ferenczi, obiit 1933. The Int. Journal of Psycho-Analysis, 30,1949,215-219 Sändor Ferenczi's last years. (Письмо изд. Int. Journ. of Psycho-Analysis). The Int. Journal, 39,1958,68; почти полный (третий) перевод этого письма содержится в: Fromm 1970,103 и далее (Fn. 7)
Die technischen Experimente Sändor Ferenczis. Psyche, 20,1966,904-925
The basic fault. Therapeutic Aspects of Regression. London 1968
Sändor Ferenczi. Предисловие издателя к: Ferenczi: Schriften zur Psychoanalyse. 1.1970, IX-XXII
Barande, I.: Sändor Ferenczi. Paris 1971
Bernfeld, S.: Die Tantalussituation. Bemerkungen zum «kriminellen Über-Ich». Imago, 17,1931,252-267 Zur Revision der Bioanalyse. Imago, 23,1937,197—236 Freud's earliest theories and the school of Helmholtz (1944). Theory Yearbook of Psychoanalysis, 1,1945,31-47
194
BraunmOhl, Е. v.: Das Kind im Patienten. Über Sändor Ferenczi und die Zukunft der Psychoanalyse. Неопубликованный манускрипт передачи, состоявшейся 13 августа 1974 года по 2-й программе радио г. Гессена (54 страницы)
Brome, V.: Freud and his early Circle. London: Heinemann 1968
De Forest, I.: The Leaven of Love. A Development of the Psychoanalytic Theory and Technique of S. Ferenczi. New York 1954; Hamden, Conn. 1965
Dupont, J.: Einleitung zu: Ferenczi: Schriften zur Psychoanalyse. II. 1972, IX-ХХП
Eitingon, M.: Abschiedsworte an Sändor Ferenczi. Речь, произнесенная на траурном собрании Немецкого психоаналитического общества в Берлине 13 июня 1933 года. Imago, 19,1933,289-295
Engels, F.: Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staats (1884). MEW, т. XXI. Berlin 1961
Federn, P.: S. Ferenczi. Речь, произнесенная на траурном собрании Венского психоаналитического объединения 14. 6. 1933. Int. Zs. f. Psa., 19,1933,
305-321
Freud, S.: Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905a). G.W.V
Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten (1905b). G. W. VI
Die «kulturelle» Sexualmoral und die moderne
Nervosität (1908). G. W VII
Ratschläge für den Arzt bei der psychoanalytischen
Behandlung (1912). G. W. VIII
Totem undTabu (1912/13). G. W. IX
Zur Einleitung der Behandlung (1913). G. W. VIII
Dr. Ferenczi Sändor (zum 50. Geburtstag) (1923). G. W.
XIII
Jenseits des Lustprinzips (1920). G. W. XIII
Massenpsychologie und Ich-Analyse (1921). G. W. XIII
Der Untergang des Ödipuskomplexes (1924). G. W XIII
Die Verneinung (1925). G. W XIV
Die Zukunft einer Illusion (1927). G. W. XIV
Das Unbehagen in der Kultur (1930). G. W. XIV
Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die
Psychoanalyse (1933). G. W. XV
Sändor Ferenczi (1933). G. W. XVI
Der Mann Moses und die monotheistische Religion (1937/1939). G.W XVI Fromm, E.: Sigmund Freuds Mission. New York 1959
Die Psychoanalyse — Wissenschaft oder Doktrin? (1963) В: Е. Fromm: Das Christusdogma und andere Essays. München 1965,121-133
Die Krise der Psychoanalyse. In: E. Fromm: Analytische Sozialpsychologie und Gesellschaftstheorie. Frankfurt/ M. 1970,193-228
Jones, E.: The Life and Work of Sigmund Freud. Vol. 1— 3. New York 1953-1957
Loch, W.: Rezension von: Ferenczi: Schriften zur Psychoanalyse. II (1972). Psyche, 29,1975,854-858
Lorand, S.: Sändor Ferenczi. Pioneer of pioneers. В: F. Alexander, S. Eisenstein, M. Grotjahn (изд.): Psychoanalytic Pioneers. New York: Basic Books 1966,14-35
Marcuse, H.: Die Idee des Fortschritts im Lichte der Psychoanalyse (1957). B: Marcuse: Psychoanalyse und Politik. Frankfurt/M. 1968
Marquard, O.: Zur Bedeutung der Theorie des Unbewußten für eine Theorie der nicht mehr schönen Künste. In: H. R. Jauß (изд.): Die nicht mehr schöne Künste. München 1968
Diskussionsbeittäge. B: H. R. Jauß, 1968 Über einige Beziehungen zwischen Ästhetik und Therapeutik in der Philosophie des neunzehnten Jahrhunderts ([1962] 1963). В: О. Marquard: Schwierigkeiten mit der Geschichtsphilosophie. Frankfurt/M. 1973
Nietzsche, F.: Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert (1889). Werke in drei Bänden. Hg. v. Karl Schlechta. T. II. München 1960
Novalis: Schriften. Die Werke Friedrichs von Hardenbergs. Hg. v. P. Kluckhohn und R. Samuel. T. II: Das philosophische Werk I. Stuttgart 1960
Paal, J.: Bericht von der Ferenczi-Gedenkfeier in Budapest am l.Juni 1974. Psyche, 29,1975,1119-1125
Rank, Q: Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung für die Psychoanalyse. Wien: Int. Psa. Vlg. 1924
Reich, W: Charakteranalyse. Kopenhagen 1933
Simmel, E.: Gedenkrede für Sändor Ferenczi. Речь, произнесенная на траурном собрании Немецкого психоаналитического общества в Берлине 13 июня 1933 года. Imago, 19,1933,296-311
195
ФРЕЙД В ЗЕРКАЛЕ БИОГРАФОВ
Мартин Гротьян, Юрген фом Шайдт
В наше время, пожалуй, не найти другой такой личности, которая была бы так популярна и чья жизнь при этом была бы столь же бедна на внешние события, как Зигмунд Фрейд. К тому же этот ученый дважды чуть ли не полностью уничтожал свои неопубликованные записи: в апреле 1885 года, когда он оставил свою работу в больнице, — научные и личные рукописи и в апреле 1908, когда переоборудовал свои рабочие помещения на Берггассе, — всю личную корреспонденцию. К какому же материалу мог обратиться биограф, пока в 1950 году не была опубликована объемная, оставшаяся сохранной переписка?
Тот, кто не мог опереться на личное знакомство с Фрейдом, как Фриц Виттельс или Эрнест Джонс, должен был рассчитывать на опрос свидетелей, видевших и слышавших Фрейда, и прежде всего на опубликованные работы самого Фрейда. В подобных поисках первостепенное значение приобретают журналистское чутье и удача, не говоря уже об издержках во времени и значительных финансовых затратах. Этот метод стал использоваться только в последнее время, например Полом Розеном в поисках материалов для своей работы «Братец Зверь» (Roazen 1969), где он исследовал отношения Фрейда и его ученика Виктора Тауска, покончившего с собой в 1919 году (см. также статью М. Гротьяна «Переписка Фрейда»), а также Ирвином Стоуном в обширной подготовительной работе к мелодраматическому роману о Фрейде «Страсти ума» (Stone 1971). Следует отметить, что в обоих случаях были затрачены огромные усилия, благодаря которым и появились эти публикации.
Сам Фрейд всегда отклонял подобные дознания. Когда в 1931 году «Дортмундский вестник» в связи с его 75-летием попытался взять у него интервью, он решительно отказался: «Я не поэт и не пытаюсь заинтересовать общественность своими личными делами» (цит. по: Cremerius 1971, 187). Французский сюрреалист Анри Бретон, у которого с Фрейдом состоялся подобный разговор в начале 20-х годов (опубликован в 1924 году в книге: Breton, «Les Pas Perdus»), мог сообщить только о скрытности Фрейда и его нежелании говорить о себе. «Как только открылись знаменитые обитые двери, я оказался в присутствии не очень привлекательного, невысокого пожилою человека; комната, в которой он практиковал и в которой принимал меня, имела рке не новый вид... Казалось, что Франция ему не совсем по душе.. Я услышал от него только следующие общие фразы: "Ваше письмо тронуло меня больше, чем какое-либо другое, полученное мною в моей жизни" или "к счастью, в основном мы можем полагаться на молодых людей"» (цит. по: Ruitenbeek 1973, 63—64).
В остальных случаях биографы опирались на публикации самого Фрейда, и среди них прежде всего на такие источники, как «Толкование сновидений» (1900), где содержится масса личной информации, и «Психопатология обыденной жиз-
196
ни» (1901), где также описываются некоторые детали частной жизни. В «Жизнеописании» (1925), как и в его дополненном варианте (1935), мы обнаруживаем лишь сухую информацию о наиболее важных жизненных событиях и совсем немного личной информации, например о том, что Фрейд винил свою невесту в том, что не открыл анестезирующее воздействие кокаина при операции на глазах. Когда специалист по Достоевскому Орест Миллер решил утаить подробности «одного трагического случая из семейной жизни родителей» русского писателя, Фрейд недоумевал: «Биографика и наука о неврозах вряд ли могут быть благодарны за такую сдержанность» (XIV, 405). Однако сам он пользовался этим правом на скрытность в необычайной степени. «Особенно он был скрытен в любовных вещах», — пишет Бернфельд в 1951 году. Это, однако, как мы увидим дальше, не помешало Эриху Фромму усердно спекулировать на отношении Фрейда к женщинам.
Существующая с давних пор профессиональная установка, что аналитик должен быть безупречным зеркалом для пациента и поэтому все личное его должно быть полностью устранено из терапевтической ситуации, возможно, является алиби для такой сильной тенденции к скрытности; вот что Фрейд, которому не было еще и тридцати, писал своей невесте 28 апреля 1885 года: «Во всяком случае я уже почти выполнил одно свое намерение, не доставящее радости ряду людей, которые пока еще не родились, но на беду свою родятся... моим биографам. Все мои записи, письма за четырнадцать лет, научные заметки, рукописи моих работ я уничтожил... Прежние дружеские отношения и связи еще раз предстали передо мной, а затем безмолвно приняли смертельный удар... все мои мысли и чувства о мире вообще и те особенности, в которых они мне открывались, потеряли всякую ценность, чтобы продолжать свое существование. Теперь их нужно еще раз переосмыслить, я написал тогда много вздора. Но раскиданные материалы подобны сыпучим пескам вокруг сфинкса, мне бы только не зарыться в этой куче бумаг; я не смогу стать зрелым человеком и не смогу умереть, не позаботившись о тех, кто последует за мной в старые бумаги» (Freud 1968a, 144—145).