На протяжении всего третьего периода фрейдовская концепция Сверх-Я — впрочем, как Оно и Я, — отличалась удивительным постоянством, в противоположность его зачастую пробным и порой недолговечным концептуализациям душевного события как на первом, так и на втором этапе. Тем не менее некоторые рассуждения, относящиеся ко всем трем стадиям, сохраняют свое неограниченное значение в психоаналитическом мышлении вплоть до сегодняшнего дня, а многие теории, разработанные другими авторами после смерти Фрейда, представляют собой переработку той или иной позиции в теории психического аппарата и его функционирования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «Выражение, использовавшееся Фрейдом при создании неврологической модели функционирования психического аппарата (1895): при переходе от одного нейрона к другому возбуждению необходимо преодолеть определенное сопротивление; если такой переход влечет за собой постоянное уменьшение этого сопротивления, то говорят, что происходит проторение путей; возбуждение предпочитает проторенный путь непроторенному» (Laplan-che/Pontalis I, 85).
2 Последующее изложение фрейдовской теории психического аппарата большей частью построено на серии статей Джозефа Сандле-ра, Кристофера Дэйра и Алекса Холдера, работах, в которых речь идет о «системе соотносительных понятий в психоаналитической психологии». Первые восемь статей этой серии опубликованы, в частности, в 1972, 1973 и 1974 гг. в журнале «The British Journal of Medical Psychology» (см. приведенную ниже литературу).
3 В английском оригинале «Extracts from the Fliess-Papers, 1892-1899» (S. E. I, Draft K) это место стало неузнаваемо!
4 Помимо влечения к самосохранению (в качестве одного из так называемых «влечений Я») в начале второго этапа Фрейд высказывает лишь гипотетическое предположение о существовании сексуальных влечений. Агрессивное влечение считалось тогда составной частью сексуальных влечений. И только в середине второго этапа агрессивное влечение было возведено в одинаковый ранг с сексуальными влечениями: это изменение в концепции имело решающее значение для последующих изменений, которые произошли на третьей стадии, даже если при превращении топической модели в структурную они не носили явно выраженного инструментального характера (см. статью П. Цизе).
5 В ранних психологических теориях Фрейда можно выделить естественнонаучные и философские влияния (см. также: Jones 1953, Holzmarm 1970). К первым относятся представления о каузальности, детерминизме и адаптации, содержащиеся в дарвиновской теории естественного отбора. Еще одно существенное влияние оказала школа Гельм-
263
гольца, пытавшаяся ввести принципы современной физики в свою частную дисциплину. Это были физико-химические принципы и механистические представления, которыми ученые XIX века надеялись объяснить все явления природы. Соответственно этому Фрейд формулировал свои психологические воззрения, используя такие понятия, как психическая энергия, сохранение энергии, ее превращение, перемещение, разрядка, или отток. Большое значение он придавал стремлению психического аппарата поддерживать свою энергию на как можно более низком или соразмерном уровне возбуждения. Поэтому, согласно его (заимствованному у Фехнера) принципу константности, необходим отток определенных количеств энергии, если они становятся слишком большими. Также в соответствии с господствовавшим в научном мышлении прошлого века представлением Фрейд систематически пытался в своих теориях опровергать телеологические объяснения. То есть он рассматривал душевное явление как форму приспособления к природным данностям, а не как нечто, что стоит за той или иной окончательной целью. Представление о психическом аппарате отвечало физикалистским принципам, причем основной акцент делался на том, как однажды возникшая энергия может быть отведена или абсорбирована. С философской стороны Фрейд воспринял общее представление о «бессознательной душе», идею, на которой он сделал особый акцент при разработке теории бессознательного душевного события (см. также статью Ю. фом Шайдта «Фрейд и его время» ).
6 Стремление Фрейда к упрощению этих идей проявляется, например, в том, что в представленной в 1900 году модели он постулирует систему, принимающую восприятия (система В). Позднее он вводит представление об отдельной системе, в которой возникает сознание (система Сз). И уже в 1915 году обе они объединяются в единую
систему, а именно в систему «восприятие-сознание» (В-Сз). В период между 1900 и 1917 годами Фрейд часто говорил о системах предсознательного и сознательного так, словно они представляют собой одно и то же. Особенно это присуще некоторым из его метапсихологических сочинений, что является всего лишь следствием его сомнений в гипотезе о наличии между системами пред-сознательного и сознательного второй цензуры. То, что Фрейд объединил системы восприятия и сознания, может вызвать некоторую путаницу, поскольку этим имплицитно предполагается, что любое поступление восприятия осуществляется через систему сознательного. Но уже некоторые формулировки второго периода позволяют отчетливо увидеть, насколько он понимал, что восприятие может воздействовать на любую психическую систему и при этом вообще способно обходиться без системы сознательного (под-пороговое восприятие).
7 В этом пункте в топическом понимании психического аппарата возникает сложный теоретически спорный вопрос: хотя можно сказать, что содержание восприятия образуется непосредственно в системе сознательного, все же нет никаких сомнений в том, что, прежде чем произошло осознание этого содержания восприятия, на него уже оказало воздействие предсознательное. Фрейд предпринимал всяческие попытки справиться с этой проблемой, что в конце концов ему удалось лишь с помощью структурной теории, в которой существенную роль играют идея бессознательной функции Я и концепция сознания как «органа чувств в Я».
8 Фрейд пользовался выражением «Я» еще задолго до того, как в 1923 году оно приобрело понятие структуры. В результате возникла значительная путаница, поскольку до 1923 года в большинстве случаев Фрейд использовал «Я», имея в виду целиком личность, а не специфическую психическую структуру (см. также: Hartmann 1956).
ЛИТЕРАТУРА
Ellenberger, Н. F.: The Discovery of the Unconscious — the History and Evolution of Dynamic Psychiatry. New York: Basic Books 1970
Freud, S.: Extracts from the Fliess-Papers, 1892-1899. S. E. I. London; Hogart Press 1950
Studien über Hysterie (1893-1899). G. W.I
Die Abwehr-Neuropsychosen. Versuch einer psychologischen Theorie der akquirierten Hysterie, vieler Phobien und Zwangsvorstellungen und gewisser
halluzinatorischer Psychosen (1894). G. W. I
Entwurf einer wissenschaftlicher Psychologie (1895a). Б: Freud, S., Fließ, W. Aus den. Anfängen der Psychoanalyse. London: Imago 1950. Переизд.: Frankfurt/M.: S. Fischer 1962
Obsessions et Phobiens. Leur Mechanisme Psychique et leur Etiologie (1895c). G. W. I
Über die Berechtigung, von der Neurasthenie einen bestimmten Symptomkomplex als «Angstneurose»
264
abzutrennen (1895b). G. W. I
L'Heredite et L' Etiologie des Nevroses (1896a). G. WI
Zur Ätiologie der Hysterie (1896b). G. W. I
Письмо Вильгельму Флиссу от 20 сентября
1897 г. В: Freud, S., Fließ, W. Aus den Anfängen der
Psychoanalyse. London: Imago 1950. Переизд.:
Frankfurt/M.: S. Fischer 1962
Die Traumdeutung (1900). G. W П/Ш
Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). G. W. V
Formulierungen über zwei Prinzipien des psychischen
Geschehens (1911). G. W. VIII
Zur Einführung des Narzißmus (1914). G. W. X
Die Verdrängung (1915a). G. W. X
Triebe und Triebschicksale (1915b). G. W. X
Das Unbewußte (1915c). G. W X
Metapsychologische Ergänzung zur Traumlehre
(1915d). G. W. X
Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse
(1916-1917). G. W XI
Trauer und Melancholie (1917). G. W X
Jenseits des Lustprinzips (1920). G. W. XIII
Massenpsychologie und Ich-Analyse (1921). G. W XIII
Das Ich und das Es (1923b). G. W. XIII
Neurose und Psychose (1924c). G. W. XIII
Das ökonomische Problem des Masochismus (1924b).
G. W. XIII
«Selbstdarstellung» (1925a). G. W. XIV
Notiz über den «Wunderblock» (1925b). G. W. XIV
Hemmung, Symptom und Angst (1926). G. W. XIV
Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die
Psychoanalyse (1933). G. W XV
Abriß der Psychoanalyse (1940d). G. W. XVII
Hartmann, H.: The development of the ego concept in Freud's work. Int. J. Psycho-Anal. 37,1956, 425-438
Holzmann, P. S.: Psychoanalysis and Psychopathology.
New York: McGraw Hill 1970
Jones, E.: Sigmund Freud. Life and Work, 3 тт. New York: Basic Books 1953-1957. На нем. яз.: Das Leben und Werk von Sigmund Freud, 3 тт. Bern, Stuttgart: Huber 1960-1962
Laplanche, J., Pontalis, J.-B.: Vocabulaire de la Psychoanalyse. Paris: Presses Universitaires de France 1967 Rapaport, D.: A historical survey of psychoanalytic ego
psychology. Psychol. Issues, 1,1959,1 Sandler, J., Dare, C: Frames of references in psychoanalytic psychology. I. Introduction. Brit. J. med. Psychol., 45,1972a
Frames of references in psychoanalytic psychology. II. The historical context and phases in the development of psychoanalysis. Brit. J. med. Psychol., 45,1972b Frames of references in psychoanalytic psychology. III. A note on the basic assumptions. Brit. J. med. Psychol., 45,1972c
The patient and the analyst. The basis of the psychoanalytic process. London: Allen & Unwin 1973 Frames of references in psychoanalytic psychology. VIII. The topographical frame of reference: transference as an illustration of the functioning of the mental apparatus. Brit. J. med. Psychol, 47, 1974 Sandler, J., Holder, A., Dare, C: Frames of references in psychoanalytic psychology. IV. The affect-trauma of reference. Brit. J. med. Psychol., 45,1972 Frames of references in psychoanalytic psychology. V. The topographical frame of reference: the organisation of the mental apparatus. Brit. J. med. Psychol., 46,197a Frames of references in psychoanalytic psychology. VI. The topographical frame of reference: the unconsious. Brit. J. med. Psychol., 46,1973b Frames of references in psychoanalytic psychology. VII. The topographical frame of reference: the preconsious and the consious. Brit. J. med. Psychol., 46,1973c
265
ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
У ФРЕЙДА
Гунтрам Кнапп
ИСТОКИ ПОНЯТИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Понятие бессознательного в дофрейдовской философии и литературе играет весьма заметную роль !. Поэты и мыслители романтического направления — такие, как Новалис, Карус, Шеллинг, Бахофен, Эдуард фон Гартман 2, — говорят о творческих силах души и природы, которые действуют бессознательно, «в сумрачных глубинах», напрямую, без помощи со стороны рассудка и воли. Эти романтики стремились «в пику рационализму, интеллектуализму, классицизму — словом, в пику духовным воззрениям XVIII, да, пожалуй, также и XIX—XX столетий — подчеркнуть, взлелеять и обнажить темную сторону души и природы как истинно жизнеопределяющего и жизнесозидающего начала, а также революционным образом утвердить примат всего божественно-земного преддуховного, того, что содержится в «воле», страсти и бессознательном, или, по словам Ницше, примат «чувства» над «разумом» (Mann 1929, 32). Людвиг Клагес3, который в своем творчестве вновь обратился к этому направлению в романтизме, полагает даже, что интеллект (дух) является началом, враждебным жизни и разрушающим ее. В своей книге «Дух как противник души» (1929—1932) он описывает бессознательные интуитивные творческие силы души, на которые опирается жизнь. Едва дух окажется предоставлен самому себе, он устремляется к тому, чтобы с помощью рассудка и рациональной воли овладеть жизнью и подчинить ее, лишая тем самым жизнь ее корней в питательной почве.