Задача была выполнена и можно возвращаться к своим. Но Нигматуллин решил забраться еще глубже в тыл противника. То короткими перебежками, то ползком разведчики уходили все дальше от селения Вилайоки. Продвинувшись на довольно приличное расстояние, они присели отдохнут!,. Однако наблюдавший за дорогой боец Миннигалеев заметил отряд финских лыжников.
Опять выручил глубокий снег. Зарывшись в него вблизи дорожного перекрестка, разведчики терпеливо ждали...
План оказался точным. Подойдя к перекрестку, финские лыжники — их было более двух десятков — остановились и сбились в кучу. «Огонь!» — скомандовал Гафият Нигматуллин. Половина белофиннов была перебита, остальные повернули назад и, добежав до небольшой высоты, успели закрепиться. Вскоре туда подошел еще один отряд лыжников.
Нельзя было оставаться на прежних позициях и нашим бойцам. Из нового удобного укрытия они внимательно следили, что делается на возвышении. С приближением ночи условия наблюдения ухудшились, но можно было надеяться, что до утра финны ничего не предпримут.
Подкрепившись сухарями, разведчики с нетерпением ожидали окончания зимней ночи. С рассветом двинулись в путь и, пройдя несколько километров, обошли высоту с тыла. Налет был внезапным и губительным для противника. Только немногим из лыжников удалось спастись бегством. Из советских бойцов пострадал лишь один командир, раненный в ногу.
В полку вернувшихся героев встретили как выходцев с того света. Едва придя в себя от изумления, комиссар батальона Доценко показал им приказ по полку. В нем говорилось: «Заместитель политрука Нигматуллин и красноармейцы Макаревич и Миннигалеев, ведя неравный бой против .двадцати пяти белофиннов, пали смертью храбрых...»
— Оказывается, вы живы! Поздравляю! — взволнованно говорил комиссар, дружески обнимая каждого из них. Раненому Нигматуллину он приказал срочно отправиться в тыл,но Гафият снова решительно отказался от госпитализации и добился разрешения вернуться в роту.
На другой день части дивизии окончательно сломили сопротивление остатков белофиннов в Вилайоки. Это был последний бой полка и последние выстрелы в советско-финской войне.
Урок № 23-24 Тема: Мамадыш в годы Великой Отечественной войны.
Цели урока:
Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная война», иллюстративный материал учебника, материалы школьных музеев.
Основные понятия: тыл, трудовой фронт, облигации, репатриация, эвакуация, перевод экономики на военные рельсы.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока.
I. Актуализация знаний учащихся.
Беседа.
1.Какие общие черты присущи всем воинам – уроженцам района, отличившимся в сражениях Великой Отечественной войны.
2. Гафият Нигматуллин – герой Советского Союза.
3. Вклад Осоавиахима в военную подготовку населения района накануне Великой Отечественной войны.
4. Что вам известно о нашем земляке Михаиле Христофорове?
1. Выступления учащихся с сообщениями «Моя семья и Великая Отечественная война».
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
План.
1. Перестройка на военный лад
2. «Все для фронта, все для победы!»
3. Эвакуированные в Мамадыше.
Рекомендации для учителя.
1. Вступительное слово учителя:
Фашистская агрессия, потеря больших территорий, где производилось большая часть промышленной и сельскохозяйственной продукции, поставили страну в тяжелейшие условия. Большинство промышленных предприятий страны в западных районах были захвачены фашистами. Многие предприятия перемещались на восток, стояли на новых местах под открытым небом. А фронту в кратчайшие сроки требовалось оружие и продукты. Советское правительство принимают срочные меры по обеспечению промышленного производства рабочей силой. Квалифицированным инженерам, рабочим предоставлялась бронь. Водились сверхурочные работы, трудящиеся, работающие на оборонных предприятиях, считались мобилизованными до конца войны. Такое же положение было в деревне. Деревня обезлюдела. Большинство мужчин ушло на фронт. Их заменили женщины, подростки, старики. Преодолевая трудности и лишения, они работали под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Промышленные предприятия, совхозы и колхозы перестроились на военный лад. Помощь фронту была разнообразной и постоянной. С первых дней войны небольшой город на Вятке стал принимать эвакуированные предприятия и население из других уголков страны.
По первому вопросу организовать работу с учебником .
Беседа:
1. Как мамадышцы откликнулись на начало Великой Отечественной войны?
2. Какие меры были приняты по сохранению семенного фонда и запасов продовольствия в Мамадыше?
3. Как Мамадыш готовился к принятию эвакуированных в начале войны?
По второму вопросу учитель дает объяснение в рамках материала учебника.
По третьему вопросу учитель организует работу с презентацией «Эвакуированные в Мамадыше».
Дополнительный материал для учителя.
1. Учитель Нижне-Таканышской средней школы А. Г. Ганеев вспоминал:
«Стояла весна. На фронтах Великой Отечественной войны, как мы знали из передач по радио и редких солдатских писем, шли жестокие кровопролитные бои. Мы, мальчишки двенадцати-тринадцати лет — «мужская гвардия» Нижнего Таканыша, выходили пахать в поле. Я и мои товарищи — Нургали Гатин, Рахим Бариев, Нургали Фасхеев, Гали Самигуллин и Масляви Масля-виев погоняли лошадей, чтобы начать пахоту пораньше.
Кемешкульская гора, известно, не очень крутая, но отлогий ее взвоз едва поддавался нашим лошаденкам — настолько они истощали за зиму, когда соломы и то не хватало. Идем, как некрасовские мужички, поднимаясь медленно в гору. Лошади то и дело останавливаются, чтобы передохнуть, пощипать зеленую траву, только что пошедшую в рост. Мы их особенно не подгоняем: предстоит тяжелая работа.
Тут слышим, кто-то кричит из-под горы: «Орлы! Вперед!.. На высоту!» Глядим, бежит человек в солдатской форме, нас догоняет. «Так это же Харис-абый Сибгатуллин!» — радостно воскликнул кто-то из нас. Он! Оказывается Харис-абый только вчера вечером вернулся после ранения домой, а утром уже вызвался идти пахать. Его назначили нашим бригадиром.
Что ж, живем!—обрадовались мы. Рядом с бывалым фронтовиком, да еще с орденом Славы на груди работать можно! Невольно мы выстроились в ряд, подтянулись, чтобы встретить бригадира с достоинством. Как же иначе—гвардейцы!
Взяв переднюю лошадь под уздцы, Харис Сибгатуллин повел нашу «гвардейскую колонну» вперед. На высоте распределил участки, и мы принялись за пахоту. Сейчас не помню, кто сколько вспахал, но поработали тогда здорово. Это уж точно! За три дня вспахали весь яровой клин. От ударной работы душа пела, и солнце светило так ярко, как будто и войны вовсе не было,..»
2. Правительственная телеграмма поступила и в адрес председателя колхоза Салимгарая Саитова:
«Передайте колхозникам колхоза «Хасаншино»,— говорилось в ней,— собравшим 55 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Колхозник Татарии» и 500 пудов зерна в фонд Красной Армии, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
3. К 30-летию Победы советского народа над фашистской Германией красные следопыты мамадышского Дома пионеров под руководством ветерана войны и труда Е. М. Андроновой собрали обширный материал о боевом пути танковой колонны «Колхозник Татарии».
Вот результаты поисков.
В конце мая 1943 года на опушке леса у станции Старый Оскол делегация трудящихся Татарской АССР, возглавляемая секретарем обкома ВКП(б) С. Ш. Гафаровым передала 200 боевых машин 10-му танковому корпусу. Среди тех, кто в этот день получил боевую машину, был и старший сержант Кузьма Васильевич Корноухов из деревни Грахань Мамадышского района. Своим землякам он писал:
«...Ваша техника попала в надежные руки. Заверяю своих земляков, что там, где пройдут танки «Колхозник Татарии», не будет места фашистскому гаду».
Танкисты сдержали свое слово. На машинах «Колхозник Татарии» они вступили в единоборство с армадами «тигров» и «пантер» на Курской дуге под Обоянью и Прохоровкой и вышли победителями в крупнейшей танковой битве Второй мировой войны. Далее советские танкисты с боями прошли левобережье Украины, в сентябре 1943 года первыми форсировали Днепр и продолжали победоносно идти вперед.
За успешные боевые действия 10-му танковому корпусу было присвоено почетное наименование Днепровского. 42 воина этого корпуса удостоены высокого звания Героя Советского Союза, сотни и тысячи бойцов награждены орденами и медалями. В списке прославленных танкистов есть и имена наших земляков ; Ф. 3. Шарипова, М. Ф. Новикова, Н. В. Казанцева, М. X. Рахимова, А. А. Кузьмина...
На высоком правом берегу, седого Славутича у деревни Григорьевка в районе Букрина стоит на вечном постаменте танк Т-34 из танковой колонны «Колхозник Татарии». Танкист, прошедший боевой путь на этой машине от Курской дуги до правого берега Днепра, Александр Константинович Демчук, проживающий ныне в Ярославле, прислал для Мамадышского краеведческого музея бесценные фотографии военных лет и указал место захоронения погибших во время Курской битвы и при форсировании Днепра воинов 10-го корпуса. Их имена, среди них и имена мамадышцев, высечены на мраморных плитах мемориала у села Яковлеве Белгородской области.