Даты эти как бы дополняют друг друга, делая наглядным диалектичность процесса. Если «Освобожденный Иерусалим» – то, что связывает гуманистическую систему ренессансной литературы Италии с по-новому гуманистическими системами барокко и классицизма, то костер Бруно проводит огненную черту, резко отделяющую итальянское Возрождение от XVII столетия как особой литературной эпохи в жизни Европы.
Несколько труднее определить, когда Чинквеченто начинается, т. е. установить первую, нижнюю границу зрелого Возрождения в литературе Италии.
Семена, посеянные Петраркой и его непосредственными продолжателями – Коллуччо Салутати, Луиджи Марсильи, Леонардо Бруни и др., – вызревали быстро, но постепенно. Процесс смены гуманистической культуры раннего Возрождения гуманистической культурой Возрождения зрелого протекал в Италии не революционно, а эволюционно.
Список использованной литературы
1. «Декамерон». – М., 1970, 1975, 1987, 1992.
2. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М.: «Наука», 1979.
3. Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. – М., 1967.
4. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этапы развития. – В кн.: Типология и периодизация культуры Возрождения. – М., 1978.
5. Веселовский А.Н. Петрарка в поэтической исповеди «Canzoniere», 1304-1904. – Спб., 1912.
6. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. – М.: 1999.
7. Гуковский М. А. Рождение и гибель итальянского Возрождения // Тр. Гос. Эрмитажа: Западноевроп. искусство. – М.; Л., 1964. Вып. 3, Т. 7.
8. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. М., 1994, Т. 2.
9. Дживилегов А. К. Теория драмы в Италии XVI века. – Известия Академии наук Армянской ССР, 1952, № 2.
10. Литературные манифесты западноевропейских классицистов (Дж.Дж.Триссино, П.Бембо, Дж.Ч.Скалигер, А.Минтурно, Т.Тассо). – М.: Изд-во МГУ, 1980.
11. Монье Ф. Кваттроченто: Опыт литературной истории Италии XV в. – СПб., 1999.
12. Новейшее русское научное издание: «Новеллино» / Изд. подг. М.Л.Андреев, И.А.Соколова. – М., 1984.
13. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.
14. Петрарка Ф. Сонеты; Канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. Предисловие и примечания Н.Томашевского. – М.: Правда.1984.
15. Ревуненкова Н.В. Ренессанское свободомыслие и идеология Реформации. – М.: «Мысль», 1988.
16. Хлодовский Р.И. «Декамерон». Поэтика и стиль. – М., 1982.