Опрос 400 воспитателей детских садов, учителей начальных классов, учителей-предметников показал, что большинство опрошенных (96%) не придаёт должного значения психической коррекции и практически не использует игру в этом направлении, коррекционная работа ещё слабо сопутствует учебно-воспитательной, психолого-профилактической деятельности. Поскольку основным назначением игры является подготовка ребёнка к полноценной социальной жизни, эта задача решается через моделирование социальной жизни, преодоление затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированным психическими свойствами и качествами.
Игра закрепляет подобные способности как внеситуативные. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если все дети усвоили сюжет и правила игры, если процесс и цель игры объединяют детей, создают условия согласованности действий. Сам механизм коррекции необходим в практике уже потому, что, к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, застенчивость, истощаемость, конфликтность, агрессивность, капризность и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушает внутриколлективные отношения, важные формы взаимодействия в группах.
Кроме того, в связи с социальным напряжением в обществе, конфликты в семье, экономическими проблемами резко увеличилась количество детей с поведенческими расстройствами, нарушениями характера, неврозами и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на грани здоровья и психической болезни (пограничные нарушения). Дети с психическими нарушениями воспитываются в обычных детских садах и школах, значит, их наставники должны владеть приёмами психопрофилактической коррекцией. Это важно ещё и потому, что дидактические и психические нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха, эмоциональной и двигательной разгрузки становится всё меньше. Считается, что основная непосредственная причина нервно-психических заболеваний, “пограничных” психических состояний и отклонений в поведении детей кроется в контактных взаимоотношениях, коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. В основном это переживания, возникшие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности и нерешительности в общении, неумении постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства. Мы считаем, что использование игры как средства психокоррекции необходимо чаще применять в работе не только с аномальными детьми, но и с нормальными, в играх с которыми эти функции использовались слабо.
Согласно идеям М. Лацаруса и Д. Патрика которые считали игру не столько компенсаторной, сколько “уравновешивающей” [цит. по 132, с. 141], психологи, педагоги используют игру для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Лечение игрой (pleautherapu) — серьёзная перспектива лечебной педагогики и обычной педагогики, т.к. игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении. Дети сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, болезни, эмоционального напряжения. К примеру, те же считалки, дразнилки, страшилки и т.д. являются трансляторами с одной стороны, культурной традиции, с другой стороны, мощным средством игротерапии.
Игра стимулирует в ребёнке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Природа специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы играя, развивать жизненно важные органы и функции. Оценивая терапевтическое значение игровых сеансов, Д. Б. Эльконин пишет: “Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребёнок в ролевых играх. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии приводит в конце концов к терапевтическому эффекту”. Терапевтическая функция игры включает в себя релаксационную функцию, т.е. снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, к примеру, активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями и т.п. Существующие способы влияния на детей условия принято делить на способы “извне” и “изнутри”. И те, и другие могут создавать оптимальные условия для формирования личности ребёнка. Игровое “изнутри” отличается тем, что создаёт ситуацию выбора лично ребёнка всего, что необходимо делать. Ценнейшее свойство игры — вызвать эти усилия к деятельности.
Лечебные игры остаются для детей по форме развлечениями, удовлетворяющими их досуговые потребности, а, по сути, они способны снять напряжение, помочь детям “выплеснуть” негативные эмоции, разрядиться. Для того существуют специальные механизмы “провоцирования”. К ним можно отнести, прежде всего:
· нестандартные двигательные целенаправленные перегрузки игрового характера, требующие физического предела, как правило, основанные на состязательности, на установках “кто выше”, “кто дальше”, “ кто больше”;
· игровые упражнения на мимические, пантомимические, моторные и другие реакции (“страшная” или “весёлая” гримаса, громкий хохот, озорной посвист, громкий крик) ребёнок моторен, шумлив, но его чувства в обычной жизни не всегда находят выход, внешняя моторная сторона его реакции зачастую подавляется или задерживается, ему необходим клапан для выпуска этой, часто необузданной энергии наружу.
Биологическая основа игры позволяет использовать аргументы для действий катарсиса, для установления эмоционального равновесия. Об этом писал Л. С. Выготский, естественно затрагивая не только биологические стороны катарсиса. Применяемые в лечебных, реабилитационных целях игровые тренинги включают в себя импровизированные инсценировки конкретных жизненных ситуаций с последующим их обсуждением, что приводит к более глубокой эмоциональной вовлечённости их, к реализации психических, физических и речевых резервов. Специальные лечебные игры несут суггестивный механизм влияния, они способны быть сублимацией определённых социальных ситуаций, встречающихся в жизни.
А. И. Захаров (1982) разработал методику игровой психотерапии, которая включает в себя часть целого комплекса различных воздействий на ребёнка, включающей и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией, предлагается следующая последовательность игровой психотерапевтической работы с детьми:
- беседа;
- спонтанная игра;
- направленная игра;
- внушение.
Продолжительность игрового сеанса не более 30 минут. Частота занятий: 1-2 раза в неделю; продолжительностью — от нескольких дней до нескольких месяцев. Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую, все три связаны между собой и реализуются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.
Проводится совместная игра детей с родителями, в ходе которой осуществляется смена ролей. А.З. Захаровым была разработана специальная игровая методика, направленная на устранение страхов, в основе которой лежит приём десенсибилизации.
Процесс игровой психотерапии, по Захарову, складывается из четырёх взаимно перекрывающихся этапов:
· объединения детей в группу,
· рассказов,
· игры,
· обсуждения.
Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде экскурсии в музей, предметных игр, рассказов об увлечениях. Следующий этап групповой психотерапии — рассказы, которые сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе. Основной этап психотерапии — игра, которая проводится на темы, предлагаемые детьми и терапевтом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и ритуальные ситуации. Игры на данном этапе, в отличие от этапа объединения, требуют включения терапевта и высокой активности играющих. Важно отметить, что по мере движения группы вперёд содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации и социализации детей. Обсуждение — заключительный этап игровой психотерапии.
Игровая коррекция поведения начинается с драматизации истории на темы страхов, тревожности, обид, агрессивности и враждебности. Каждый из них отражается в виде отдельных фантастических (волшебных) или реальных историй. Волшебные истории — это сказки и типа: “ Жил - был...”, реальные истории воспроизводят то, чего боится ребёнок в жизни по типу: “ Однажды”... Но и здесь необязательно, чтобы он главным героем делал себя, свой страх он сможет приписать какому-то другому, вымышленному персонажу. Истории сочиняются дома, о чём сообщается родителям с просьбой записать их и передать детям. Своим согласием участвовать родители берут на себя обязательство быть более внимательными к детям, оказывать им необходимую поддержку. Рекомендуется не вмешиваться в то, каким образом и что сочиняет ребёнок. Придуманную историю желательно дополнить рисунками, масками, отражающие те или иные перепитии сюжета. После того как в группе будет подготовлено несколько историй, спрашивается, кто из детей хотел бы, чтобы его история была проиграна в первую очередь. Автору предлагается выбрать роль для главного героя и остальных действующих лиц. Необязательно, чтобы автор был главным действующим лицом, поскольку в ряде истории он представлен отрицательным персонажем. Очень важно, чтобы отрицательную и тем более агрессивную роль сыграл ребёнок, неспособный постоять за себя и боящийся сильных, недружелюбных и агрессивных детей. Изображение отрицательной роли нужно не для того, чтобы пугливые и тем более дети с невротическими реакциями стали вести себя противоположным образом. Для них агрессивный стиль поведения неприемлем и по нравственно-этическим соображениям. Цель ролевой трансформации поведения — изжить страх перед сказочными или реальными образами посредством овладения, манипулирования ими в игре и отреагирование раннее подавленных в связи с ним эмоции по типу: чтобы зайцу не бояться, надо ему побывать в “шкуре волка”. Тогда недоступные ранее и пугающие своей неожиданностью, непредсказуемостью и фатализмом образы агрессии, зла и коварства теряют подобный ореол в представлении ребёнка. Наилучший вариант, когда боящийся ребёнок в предлагаемой истории исполняет роль того, кто вызывает у него страх, а слабым (противоположным) персонажем становится ребёнок с фактически контрастным, агрессивно-расторможенным поведением.