Д. Бейч и Г. Гольдберг в книге “Творческая агрессия” перечисляют следующие аспекты развития, требующие мобилизации агрессивности: обучение физическим и интеллектуальным навыкам, выражение побуждений к исследованию, переход от полной зависимости в младенческие годы к частичной автономии в школьном возрасте, и, наконец, независимости в юности и развитие удовлетворительных отношений с людьми.
В литературе посвященной агрессии и агрессивности можно встретить разделение агрессивности на положительное качество личности и агрессивность, представляющая собой садистские, унижающие, деструктивные действия (Г. Ниссен, 1992).
Агрессивность, как подчеркивают Г. Паренс (1997), С.Л. Соловьева (1997), с одной стороны служит способом самозащиты, отстаивания своих прав. Выраженная в приемлемой форме играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, формируя в данном случае социально-позитивное, динамическое поведение, способствующее сохранению и автономности личности. С другой стороны, агрессивность в форме враждебности, формирует нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя, и трансформирующееся в делинквентное или криминальное поведение.
Лонгитюдные исследования показывают, что деструктивная агрессивность, сложившаяся в детстве закрепляется в структуре личности склонностью к агрессивным действиям и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка, вызванное состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. К слову сказать, его и агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения, причинять ущерб окружающим [121].
В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. В дальнейшем проявление агрессивности во многом связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка.
С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм, таких как оскорбление или соперничество. Л.М. Семенюк приводит данные, свидетельствующие о различном проявлении агрессивности подростков на разных стадиях этого возраста [101].
У детей 10-11-летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. У подростков же 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессии. Что касается 14-15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессивность, агрессивность же физическая и косвенная повышаются не существенно, так же как и уровень негативизма.
На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому возрасту. На рисунке 2 дано описание проявлений различных форм агрессивности у подростков.
Рис. 2.
Проявление различных форм агрессивности у подростков 10 - 15 лет [101].
№ | Возрастные группы | Формы агрессивности, % | |||
Физическая | Косвенная | Вербальная | Негативизм | ||
1 | 10-11 летние подростки | 49 | 32 | 44 | 45 |
2 | 12-13 летние подростки | 56 | 48 | 51 | 64 |
3 | 14-15 летние подростки | 61 | 51 | 72 | 65 |
Существуют и половые различия в силе появления агрессивных реакций. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму.
Если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников - в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению - в юношеском. Так, например, установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц, скитанию по улицам, влечению в компании, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общении с противоположным полом - в 14 лет, а в дальнейшем в 20 лет - к деструктивным поступкам, конфликтам с родителями, потребности во встречах с друзьями, выпивке, курении и половых связях [121].
В своей книге "Творческая агрессия" Бейч Д., Гольдберг Г. описывают типы людей, в поведении которых агрессивность выступает всегда скрытой, косвенной форме, так, что она не кажется агрессивностью. На первый взгляд это достаточно милое поведение, вполне правильное, но авторы раскрывают его агрессивный смысл по его действиям на других людей и по отношению к самому человеку. Приведем несколько примеров из указанной монографии.
Тип "милая" мамочка.
Делает в семье все и для всех, всегда работает "на износ". Квартира содержится в идеальном порядке. Она умеет внимательно слушать, особенно истории о всяких несчастьях. Но время от времени все чаще по мере взросления ее детей, "милая" мамочка начинает устраивать скандалы, визжит, угрожает, обвиняет домашних в неблагодарности и внушает всем чувство вины. Во время подобных приступов говорить с ней невозможно. Но потом, она успокаивается и снова становится милой.
Скрытая личность: "милая" мамочка выросла в семье, со строгим порядком послушания, где полагается вести себя так, чтобы ребенка было видно, но не слышно. Она не в состоянии обрести внимание и важность прямым путем, не смеет прямо сказать "я хочу". Вместо этого она их выражает как ребенок.
Цена. Она выдает приводящие в замешательство открытые сообщения: "Я люблю тебя", и "Я ненавижу тебя". Она - могущественный тиран, использующий скрытую агрессивность. Ее средства управления – вина, болезнь и "нравственность".
Тип "милый" папочка.
Добрейший человек. Его воспитание было репрессивным, ему не разрешали повышать голос или возражать. Он научился сдерживать агрессивные чувства путем отстранения.
Цена: "милый" папочка выражает свою агрессивность тем, что ни во что не вмешивается. Он обрекает свою жену на эмоциональный голод. В конце концов, его ровное поведение начинает всех раздражать и утомлять. В действительности его поведение выражает скрытую агрессивность, он говорит окружающим: "Вы не существуете", или "Все это меня не касается".
Тип "милые" дети.
"Милые" дети стараются понравиться и ведут себя совсем "как взрослые". "Милый" ребенок – всегда любимец учителя, потому, что все хорошо делает, всячески старается и не создает трудности с дисциплиной. Плохо другое – "милые" дети не ладят с другими детьми. Их сверстники считают высокомерными и не доверяют им, т.к. они союзники взрослых и могут выдать секрет. Поведение "милого" ребенка не происходит от подлинной теплоты и заботы: это техника выживания нравится взрослым. За его очарованием прячутся чувство обиды, отверженности и ярости, потому что с ним обращаются как с символом статуса и не дают ему быть ребенком.
"Милый" ребенок – это манипулятор, мало способный к подлинной человеческой эмпатии. Когда он вырастет взрослым, он будет ловко использовать людей, а затем небрежно отделываться от них. Он будет прикрывать свое раздражение улыбкой и приятными манерами, оставляя за собой разочарованные и оскорбленные жертвы.
Цена: в конце концов "милый" ребенок превращается в отчужденного, одинокого взрослого, не способного к близким отношениям с людьми.
Тип "милый" психотерапевт.
Признает своих пациентов такими, какие они есть, во всем поддерживает их и относится к ним с "любовью". Он столь же зависит от своих пациентов, как они становятся зависимыми от него. Он сам страдает, испытывая раздражение и агрессивность, и потому предпочитает "любовный" подход.
Цена: скрытая агрессивность терапевта проявляется в том, что он играет роль чрезмерно заботливой матери, воспитывающей зависимость и подавляющей у людей зависимость и подавляющей в них уверенная агрессивное поведение.
Бейч Д., Гольдьберг Г. (1974) отмечают следующие причины, почему "милое" поведение в описанных случаях является враждебным:
1."Милый" человек создает атмосферу, в которой другие избегают давать ему честную, подлинную обратную связь. Это блокирует его эмоциональное развитие.