Смекни!
smekni.com

Общая характеристика и история мировой криминальной статистики (стр. 2 из 5)

Причин для такого отношения много — политические, правовые, методические, технические. СССР и другие социалистические страны не представляли требуемых данных в силу секретности. США представляют данные только о восьми видах серьезных деяний, замалчивая обо всех остальных преступлениях. В некоторых государствах нет должного учета преступлений. Правовые системы многих стран плохо стыкуются с вопросником ООН. Отдельные страны болезненно реагируют на международную цифровую классификацию государств по уровню и другим показателям преступности. Однако, несмотря на определенную неполноту получаемых сведений, они достаточно репрезентативны не только в количественном, но и качественном отношении. Международная статистика органов системы уголовной юстиции включает в себя большую часть населения земли, охватывает все криминологически значимые регионы, различные социально-экономические и политические системы, разные уровни социально-экономического и культурного развития государств.

Преодоление имеющихся трудностей взаимополезно и для ООН, и для ее членов. Транснационализация и интернационализация преступности заставляют универсализировать контроль над ней. Эти тенденции уже проявились и будут укрепляться. В противном случае преступники не перестанут делить мир на зоны по степени риска. Страны с неадекватным контролем превращаются в их «отстойники» и «санатории». ООН имеет возможность отслеживать глобальные тенденции преступности в мире, его отдельных регионах и группах стран, прогнозировать преступность на ближайшее и отдаленное будущее, своевременно разрабатывать рекомендации по унификации уголовного законодательства, стратегию предупреждения преступности и борьбы с ней. Государства-члены получают базу для сопоставления своей преступности с преступностью других стран и мира в целом, для стимулирования унификации системы уголовных деяний, использования мирового опыта по контролю над преступностью. Единый фронт против преступности — неотложная задача ближайшего будущего. Юридическая международная статистика может дать необходимую информацию для ее решения.

Миграция

На фоне полемики об иммиграции в странах ЕС длительное обсуждение этого вопроса в Италии привело к принятию в 1998 г. закона «О регламентации иммиграции и о статусе иностранных граждан в Италии», который отменяет действовавший в течение 9 лет законодательный акт об иностранцах в Италии (т. н. закон Мартелли). По данным МВД Италии, новый закон затрагивает интересы от 800 до 1 млн. 200 тыс. иммигрантов, имеющих пока неопределенный статус.

Предусмотрены нововведения по упорядочению потока иностранной рабочей силы в соответствии с нуждами национальной экономики. Вводится ежегодная квота иммигрантов (до 300 тыс. чел.). Это позволит, по мнению Дж. Наполитано, министра внутренних дел Италии (одного из авторов закона), снять проблему нехватки рабочей силы, вызванной, как объективным фактором снижения рождаемости, так и субъективным нежеланием молодых итальянцев работать в малопрестижных областях экономики. Закон предусматривает выход на прямые двустронние договоренности с правительствами тех стран, откуда в Италию идут основные иммиграционные потоки (Албания, Азия, страны Магриба и ЦВЕ).

Выступая в Лондонской школе экономики, Л. Турко, министр по социальным вопросам Италии (одна из авторов закона), так прокомментировала принятие нового закона: «Это неправда, что Италия самой последней в ЕС взялась за решение столь важной проблемы. Еще недавно мы были страной эмиграции» .

Новый закон основывается на трех принципах, заявила Л. Турко, первый – борьба с нелегальной иммиграцией; второй – ежегодные квоты и третий – социальная интеграция легальных иммигрантов и предоставление им одинаковых прав и обязанностей с итальянскими гражданами. Особый акцент Л. Турко сделала на введении института спонсоров, т. е. физических либо юридических лиц, отвечающих перед властями за конкретных иммигрантов, что будет способствовать скорейшей социальной интеграции иностранных граждан и их последующей натурализации. Наряду с уже действующим «видом на жительство», вводится новый документ – т. н. «удостоверение иностранца» . Причем, если «вид на жительство» ограничен по срокам пребывания и будет выдаваться, как и прежде, при соблюдении обычной визовой процедуры, то бессрочное «удостоверение иностранца» будет выдаваться иностранцам проживающим в Италии на постоянной основе не менее 5 лет и не имевшим проблем с органами охраны правопорядка. В законе предусмотрены и новые нормы медицинского обслуживания иммигрантов, образования их детей и предоставления дешевого жилья из местных коммунальных фондов.

Закон вводит более жесткие, чем сейчас, меры борьбы с нелегальной иммиграцией: сокращаются сроки процедуры выдворения иностранцев, незаконно въехавших в страну, планируется усилить режим в т. н. накопителях нелегальных иммигрантов, дабы полностью исключить возможность побега из них нелегалов до определения их судьбы. С учетом большой протяженности морских границ страны создаются провинциальные и коммунальные советы по иммиграции, которые будут осуществлять координационные функции властных структур на местах, задействованных в борьбе с нелегальной иммиграцией. Закон прошел в парламенте непростой путь, претерпел значительные изменения. Так, под нажимом правых было снято предложение правительства о предоставлении иммигрантам права участвовать в выборах в местные органы власти.

После принятия закона консерваторы и У. Босси, лидер северян-сепаратистов, продолжают обвинять кабинет Р. Проди в том, что вполне оправданное (в особенности после присоединения Италии к Шенгенским соглашениям) желание правительства найти приемлемое решение острой проблемы нелегальной иммиграции путем ее регламентации, может привести к обратному эффекту, когда через итальянскую территорию потоки нелегалов хлынут в и так переполненную ими Европу.

В целом, Италия сделала «шаг вперед» в вопросе решения проблемы иммиграции. Авторы закона полагают, что в общественном мнении страны должно сформироваться четкое различие между «иммигрантами» и «беженцами». Закон «О беженцах» также завершает свой трудный путь в парламенте.

Преступность

Одной из серьезных проблем Италии продолжает оставаться организованная преступность. Под преступностью в итальянском законодательстве понимается совокупность структур, имеющих значительные финансовые средства, которые контролируют незаконные операции в целях получения доходов, применяя насильственные и другие принудительные методы.

Благодаря активной работе итальянских следственных и правоохранительных органов в 80-90 гг., в основном под руководством судьи Дж. Фальконе, стало возможным выделить внутри более широкого феномена организованной преступности особые преступные организации т. н. мафиозного типа, которые представляют собой формально засекреченные ассоциации с установленными нормами поведения, постоянными руководящими органами и функциональными ролями членов. Были выявлены четыре преступные группировки мафиозного типа: «Коза ностра» на о. Сицилия, «Ндрангета» в области Калабрия, «Каморра» в Кампании, «Сакра Корона Унита» в Апулии.

«Коза ностра». Бесспорно, лидирующее положение в итальянском преступном мире занимает сицилийская «Коза ностра» . В начале 90-х гг. она пошла на прямую конфронтацию с государством, организовав в основных городах страны ряд вызывающих акций. В этот период были совершены убийства ряда прокуроров, судей, сотрудников спецслужб, организованы взрывы памятников культуры во Флоренции, Милане и Риме, повлекшие за собой гибель многих людей. Это явилось свидетельством изменения традиционного мафиозного менталитета и усиления террористического компонента внутри самой организации.

В результате последних жестких мер государства по противодействию этой группировке были арестованы ее лидеры – С. Риина, Л. Багарелла, Дж. Бруска, П. Алтьери. Как следствие, «Коза ностра» была вынуждена модифицировать свою линию: она практически отказалась от внедрения своих людей, либо установления связей в госструктурах.

Одновременно ею стали прилагаться усилия по восстановлению баланса интересов в отношениях с судебными и правоохранительными органами, крен стал делаться в сторону повышения внутренней безопасности и конспирации.

На фоне этих процессов обострилась борьба за влияние «старого» и «нового» (т. н. «Стидда» – «Звезда» ) компонентов «Коза ностра» . «Стидде», состоящей в основном из гангстереко-мафиозных группировок, специализирующихся на вымогательстве, ограблениях и других тяжких преступлених, удалось в последнее время распространить свое влияние в ряде регионов восточной Сицилии, а также обозначиться в Палермо. Вместе с тем, «Стидда» вряд ли сможет представить в ближайшем будущем серьезную угрозу криминальной монополии «старого» крыла «Коза ностра» .

"Ндрангета» . Длительное время калабрийская «Ндрангета» рассматривалась правоохранительными органами как региональный феномен.

В настоящее время «Ндрангета», используя миграционные потоки, распространяет свое влияние на северные районы Италии, начинает действовать за рубежом: ее структуры существуют во Франции, Германии, Канаде, Австралии, США, Голландии, Швейцарии, ряде стран Южной Америки.