Под влиянием знания в раджо-гуне люди думают, например, что смертная казнь — это плохо, а аборты и контроль рождаемости — хорошо, что капитализм — это плохо, а коммунизм — хорошо, что война — плохо, а эвтаназия — хорошо, что героин и кокаин — плохо, а марихуана и алкоголь — хорошо, белая кожа — хорошо, а коричневая — плохо, мексиканцы — хорошо, а американцы — плохо, что индийцы — хорошо, а пакистанцы — плохо, палестинцы — хорошо, а израильтяне — плохо и т.д. Некоторые из этих противопоставлений можно с успехом «перевернуть», поменяв местами плохое и хорошее, в зависимости от того, кто оценивает. Такое знание, основанное на относительных стандартах, приводит к разделению и вражде.
Знание в гуне невежества основано исключительно на вере в материю. Это материалистическое знание, согласно которому труд — основа всего. Такое знание в гуне невежества дает начало возникновению таких явлений, как «теория большого взрыва», теория эволюции Дарвина, теория самоорганизации материи, социобиология, которая провозглашает, что поступки и поведение человека определяются исключительно генами, идея, что машины могут быть более разумными или более нравственными, чем люди. Во всех этих теориях во главу угла ставится только материя. Именно она играет важнейшую или, скорее, единственную роль. Такое знание проистекает из тамо-гуны.
Лучше разобраться в этом нам поможет комментарий Бхактиведанты Свами о знании в гунах:
«Знание», которым обладают обыкновенные люди — это всегда знание в гуне тьмы, или невежества, ибо каждое обусловленное живое существо появляется на свет в этой гуне. Тот, кто не обрел знания, изучая священные писания или слушая сведущих людей, обладает знанием, не выходящим за пределы тела. Он и не думает о том, чтобы действовать в соответствии с писаниями. Его Богом являются деньги, а знание для него сводится к удовлетворению потребностей тела. Такое знание никак не связано с Абсолютной Истиной. Оно мало чем отличается от знания, которым обладают обычные животные, это знание о том, как есть, спать, защищаться и совокупляться. Подобное знание здесь названо порождением гуны тьмы. Иными словами, знание о вечной душе, существующей вне и помимо материального тела, называют знанием в гуне благости, знание, порождающее множество разнообразных теорий и доктрин, основанных на логике и сомнительных гипотезах, является знанием в гуне страсти, а знание, служащее единственной цели — окружить комфортом материальное тело — это знание в гуне невежества.
Способность рассуждать и разум суть фундаментальные основы разумного поведения, которое, по мнению экономистов, свойственно людям. Но какое поведение можно назвать разумным? Может показаться, что рассуждение и разум свойственны всем одинаково, но на самом деле люди воспринимают мир по-разному, и каждый вид восприятия по-своему влияет на общество. Разум человека подвержен воздействию гун, которыми он обусловлен[10]. Один из видов разума побуждает человека всегда стремиться в неверном направлении. Такие люди верное принимают за ошибочное и наоборот. Такой вид разума человек приобретает, соприкасаясь с тамо-гуной, гуной невежества. Люди с таким убогим разумом — худшие враги сами себе и источник проблем для общества. Они не видят вещи как они есть. У них нет даже способности правильно оценивать окружающее. Они принимают безбожие за религию, а религию за безбожие. Святого они считают обычным человеком, а обыкновенного человека боготворят, как святого. Они называют истину ложью, а ложь — истиной. Стоит ли говорить, что теми, чей разум находится во власти невежества, очень легко манипулировать в политических или экономических целях.
Люди, на которых воздействует преимущественно гуна страсти, не способны отличить действие дозволенное от действия запрещенного. Дозволенное или недозволенное действие не имеет ничего общего с представлением о том, как действовать. Конечно, многие выполняют действия, следуя при этом какой-то логике. Они знают, что делать в первую очередь, что — вслед за этим и т.д. Но это не то, о чем мы говорим. Ведическая мудрость идет из-за пределов этого мира, и именно с этой точки зрения она рассматривает все в этом мире. Как же душе решить, что нужно делать, а что — нет? Должна быть некая точка отсчета, и в ведической культуре такой точкой является вечное духовное благо. Но для тех, кто находится под влиянием гуны страсти, чей разум сбит с толку телесными представлениями о жизни, эта точка утеряна. Именно в этом смысле они не знают, что надо делать, а что нет ради вечного духовного блага — собственного и общественного. Это же применимо к ним и в их восприятии других живых существ. Под влиянием раджо-гуны человек воспринимает других живых существ как тела и рассматривает их как объекты для удовлетворения собственных чувств.
Знание, которое, напротив, позволяет определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является знанием в гуне благости. Такое знание служит духовному благу. Бхактиведанта Свами поясняет: «Деятельность, соответствующую указаниям писаний, называют правритти — деятельностью, которой следует заниматься. Действия, противоречащие указаниям писаний, совершать не следует. Человек, не знающий предписаний шастр, запутывается в последствиях своей деятельности (карме). Знание, полученное при помощи разума, способного отличить хорошее от дурного, находится в гуне благости».
Различные виды мышления, возникающие из разных гун, существенно влияют на понятие разумности. Таким образом, нельзя дать однозначное определение разумному поведению. В следующих главах мы увидим, что люди под влиянием различных гун находят различные разумные, с их точки зрения, решения стоящих перед ними экономических проблем.
Решимость, в данном контексте синоним побуждения, — также очень важный элемент успешной экономической деятельности. И на нее также влияют гуны материальной природы (Б.-г., 18.33). «Решимость, побуждающая человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений, имеет природу страсти». Иными словами, теми, кто находится под влиянием гуны страсти, всегда движет желание получить плоды, будь то в религии, экономическом развитии или в наслаждении чувств. Без этого люди в гуне страсти утрачивают всякую решимость (побуждение) к действию. Что бы они ни делали, они всегда задаются вопросом: «А что я буду с этого иметь? Лично я?» Благополучие других (соображение, проистекающее из саттва-гуны) их не особенно интересует. Проецируя свои качества на окружающий мир, они думают, что и остальными движут те же мотивы, а если они не достигают тех же результатов, так это только из-за лени или некомпетентности. Привязанные к плодам своего труда, они не склонны отдавать на благотворительные цели деньги, заработанные упорным трудом. Они убеждены, что не существует иного мотива к деятельности, нежели ожидание плодов труда, поэтому они расхваливают капитализм, частное предпринимательство и частную собственность, как единственно практичные средства для обеспечения этого мотива. Чтобы доказать истинность этого представления, они указывают на незначительность результатов, которых добились русские коммунисты, и которые, по их словам, привели коммунизм к окончательному падению. На самом деле, коммунисты не смогли достичь тех результатов, которые приносит частное предпринимательство, потому что большинству русских, погруженных, как и все, в страсть или невежество, требовалась либо награда либо страх потери, чтобы обрести решимость и действовать. А этих побудительных мотивов в советском обществе не было. Но это не значит, что других стимулов к действию не существует.
Людей, околдованных раджо-гуной, сбивает с толку решимость тех, кто находится в гуне благости, и кем не движут корыстные мотивы. Они считают таких людей ленивыми, неопытными, бездельниками, неудачниками. На самом же деле теми, кто находится под влиянием гуны благости, движут совсем иные мотивы. Таких людей интересует благополучие других, в том числе окружающей природы. Ими движет желание видеть, что другие счастливы, защищены и развиваются духовно. Как правило, такие люди трудятся для того, чтобы улучшить мир для всех.
Решимость тех, кто находится во власти невежества, не простирается дальше сновидений или иллюзии. Они не способны что-либо предпринять, чтобы исполнить свои желания. Это унылые люди. Ими движет страх боли, испуг, угроза потерять что-либо или скорбь. Они не способны понять, что они могут или должны получить — это для них не так важно, как то, что они потеряют. Таким образом, у людей в гуне невежества отсутствует честолюбие, находчивость и решимость достичь материальной цели, не говоря уже о духовной. Чтобы такие люди хоть что-то делали, ими должны руководить те, кто находится в гуне страсти или благости. У них нет ни стимула к действию, ни способностей, ни представления о том, что и как им делать.
Важная составляющая решимости — вера. Человек действует, будучи уверен в том, что действие будет успешным. Без этого его решимость пропадает. Вера также бывает разных видов, в зависимости от гун. Вера, направленная на духовную жизнь и основанная на понимании духовной жизни — это вера в гуне благости. Вера в страсти коренится в кармической деятельности и результатах, которых можно достичь с ее помощью. А вера, которая приводит к безбожным поступкам, находится в гуне невежества.