Золотой век, о котором есть упоминания почти во всех культурах — чудесное время в далеком прошлом — в Ведах именуется Сатья-югой. Это была эпоха благости, саттва-гуны, на которую гуны невежества и страсти влияли лишь в незначительной степени. В то время все люди были благородны и имели твердые принципы. Земля была истинным раем. В сатья-югу все четыре столпа религии — правдивость, чистота, милосердие и аскетизм — были целы. Люди Сатья-юги по большей части были внутренне удовлетворены, милостивы, дружелюбны ко всем, умиротворены, спокойны и терпеливы. Удовольствие они черпали в самих себе, равно смотрели на все и неустанно стремились к духовному совершенству. Методом, рекомендованным для постижения духовной сущности, была восьмиступенчатая йога, поскольку у людей было время и хватало решимости, а вокруг царила мирная атмосфера, благоприятствующая долгой медитации.
Постепенно, под влиянием времени, на сознание людей начала оказывать ощутимое влияние гуна страсти. Она-то и стала господствующей гуной Серебряного Века, Трета-юги. В Трета-югу под влиянием четырех столпов безбожия (лжи, насилия, неудовлетворенности и вражды) каждая из четырех опор религии постепенно уменьшилась на одну четверть. В этот век люди были склонны к совершению ритуалов и суровой аскезе. Они были не слишком жестоки и не слишком склонны к чувственным наслаждениям. Интересы их лежали преимущественно в сфере религиозности, экономического процветания и регламентированного удовлетворения чувств. Процветания они достигали, следуя предписаниям трех Вед.
Время шло, и все сильнее ощущалось влияние невежества, наступила Двапара-юга. Для нее характерно смешение гун страсти и невежества. В Двапара-югу религиозные качества — аскетизм, правдивость, милосердие и сострадание — сократились уже наполовину. Люди в эту эпоху были очень великодушны, они посвящали себя изучению Вед, обладали большими богатствами, жили большими семьями и весьма энергично наслаждались жизнью. Из четырех классов наиболее многочисленны были кшатрии и брахманы. Окончание Двапара-юги около 5000 лет назад знаменовало собой начало нынешней эпохи — эпохи Кали.
По мере того, как Кали-юга продолжалась, влияние гуны страсти постепенно сходило на нет, а невежество набирало силу. Эта эпоха характеризуется беспрепятственным влиянием тамо-гуны с ее отличительными качествами — лживостью, насилием, неудовлетворенностью, ссорами и лицемерием. В Кали-югу на Земле рождаются грешники и худшие из людей, поскольку этот век предоставляет им множество возможностей удовлетворить гнев, вожделение, зависть и жадность. Под влиянием тамо-гуны все добродетели постепенно утрачиваются. Уходит понимание смысла религии, не говоря уже о воплощении его на практике. К концу Кали-юги люди будут хуже всяких животных: они превратятся в варваров, которые из-за нехватки пищи будут есть друг друга и даже собственных детей.
В Шримад-Бхагаватам подробно объясняется природа этого века (Бхаг., 12.3.30-43):
Когда преобладает обман, ложь, лень, насилие, подавленность, скорбь, заблуждение, страх и нищета, то такой век называют веком Кали, эпохой гуны невежества. Из-за этих недостатков века Кали люди становятся недальновидными, неудачливыми, склонными к обжорству, похотливыми и нищими. Женщины, потеряв все целомудрие, переходят от одного мужчины к другому. Города будут наводнены ворами, Веды осквернены умозрительными толкованиями атеистов, правители будут уничтожать свой народ, а так называемые священники и мыслители станут рабами своих желудков и гениталий.
Женщины станут гораздо ниже ростом, они будут есть слишком много, детей будут иметь больше, чем в состоянии воспитывать, и потеряют всякий стыд. Речи их будут грубыми, и они будут склонны к воровству, обману и неслыханно дерзки. Бизнесмены будут заниматься мелкой торговлей, и зарабатывать деньги обманом. Люди будут считать приемлемой любую грязную работу, даже если в ней нет никакой необходимости. Слуги будут покидать хозяев, потерявших свое богатство, даже если их хозяин — святой, обладающий самыми возвышенными качествами. Хозяева будут выгонять слуг, ставших нетрудоспособными, даже если этот человек служил нескольким поколениям их семьи. Коров, которые перестали давать молоко, будут выгонять или убивать.
Мужчины в Кали-югу будут жалкими подкаблучниками женщин. Они будут отвергать своих отцов, братьев, а также других родственников и друзей, а вместо этого станут общаться с сестрами и братьями своих жен. Таким образом, их представления о дружбе будут основаны исключительно на половых связях. Нецивилизованные люди будут просить милостыню от имени Господа и зарабатывать на жизнь, рядясь в одежды монахов и выставляя напоказ свой мнимый аскетизм. Те, кто ничего не знает о религии, будут садиться на возвышение и говорить о религиозных принципах.
В век Кали умы людей всегда будут растревожены. Мой дорогой царь, люди будут измождены голодом и налогами и одержимы боязнью засухи. Им будет не хватать хорошей одежды, еды и питья, они не смогут хорошо отдыхать, заниматься сексом и совершать омовение, и у них не будет украшений, которыми можно украсить свои тела. В самом деле, люди в Кали-югу будут выглядеть словно злые духи.
В Кали-югу люди станут враждовать друг с другом всего лишь из-за нескольких мелких монет. Позабыв о дружбе, они будут готовы даже расстаться с жизнью и убить своих родственников. Мужчины больше не будут защищать своих пожилых родителей, детей и достойных жен. Вконец опустившихся, их будет волновать только то, как удовлетворить свой желудок и гениталии. О царь, в век Кали разум людей будет затуманен атеизмом, и они почти никогда не будут совершать подношений Верховной Личности Бога, высшему духовному учителю вселенной. Хотя все величайшие личности, управляющие тремя мирами, склоняются к лотосным стопам Верховного Господа, жалкие, ничтожные людишки этого века отказываются следовать их примеру.
Чем дальше, тем больше население Земли будет ощущать влияние века Кали. Изучение западной культуры, которая зародилась на заре этой эпохи — это изучение постепенной деградации человечества. В частности, это можно проследить на примере экономических отношений.
Сказать, что люди разные — значит, ничего не сказать. Но, сколь бы разными они ни были, по различиям, которые «закреплены» за гунами, их можно грубо разделить на четыре класса. В действительности, эти четыре категории людей, называемые варнами, были созданы Самим Верховным Господом, чтобы общество могло развиваться. Господь Кришна говорит в Бхагавад-гите (4.13):
«В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия».
В соответствии с гунами природы существует четыре сословия или варны: те, кто подвержен воздействию преимущественно саттва-гуны, те, кто находится в раджо-гуне, те, на кого влияют раджас и тамас, и те, чей удел — тамо-гуна. У людей каждой варны есть отличительные свойства и связанные с ними способности. В Сатья-югу существовала только одна варна, которая в Трета-югу разделилась на четыре части. В то время существовали люди, представлявшие собой «чистые» образцы варн. Они оберегали культуру, добросовестно выполняя свои обязанности. Сейчас, из-за влияния нынешнего века, невозможно найти таких идеальных представителей варн, в которых полностью воплощены соответствующие признаки. Но тем не менее полезно будет узнать, как влияют гуны на человеческое сознание в «чистом», идеальном варианте. После этого мы рассмотрим, как обстоят дела с варнами в современном мире.
Люди, на которых влияет гуна благости, способны понимать вещи как они есть, то есть могут отличить правильное от неправильного, хорошее от плохого, достойные поступки от недостойных, то, что следует делать, от того, что делать не следует, правду от лжи. Их природные качества — умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность. Поскольку они свободны от жадности и зависти, они — естественные предводители общества, которые могут определить, что стоит и чего не стоит делать. Они — праведная интеллигенция, чья роль в обществе — объяснить людям смысл жизни: кто мы, откуда пришли, куда идем… В ведической культуре таких людей называли брахманами. Они — руль флагманского судна общества. Но из-за своей благостной природы они не слишком активны в общественной жизни. Поэтому обществу нужны люди, на которых преобладающее влияние оказывает гуна страсти.
Влияние раджо-гуны на человеческую психику порождает природных лидеров, героев, решительных, сильных, смелых, щедрых и могущественных от рождения. Благодаря воздействию гуны страсти эти люди могут подчинять себе материальную энергию и управлять ею. Они имеют естественную склонность работать с людьми и помогать другим. Будучи более одаренными, чем остальные, они помогают поддерживать порядок в обществе и задавать курс его развитию. Они искусные дипломаты. Такие люди в культурах древности были кшатриями — царями и правителями. Но правителями не такого типа, который знаком нам по новейшей европейской истории. Они не похожи ни на римских императоров, ни на католических пап, ни на русских царей, которые определенно забыли, а может, и сознательно уничтожили последние сохранившиеся черты существовавшей когда-то ведической культуры. Настоящие кшатрии были верны принципам Вед и жили согласно предписанным обязанностям. Настоящие брахманы и кшатрии (на которых влияли соответственно благость и страсть) в Двапара-югу составляли большую часть общества, однако сейчас, в век Кали, их наберется от силы несколько человек на сотню. Их слишком мало, чтобы на практике направить человеческую деятельность в нужное русло, и поэтому требуется помощь еще одной группы — тех, на кого влияют гуны страсти и невежества одновременно.