Продолжая исследовать влияние гун, давайте посмотрим на то, как люди воспринимают мир. Экологи говорят, что одна из основополагающих причин, почему наши экосистемы разрушаются, состоит в том, что мы считаем других субъектов (особенно не людей) существами, совершенно отличающимися от нас. Поэтому у нас не так много причин (а может, их и вовсе нет) заботиться о природе. К примеру, по мнению эколога Фритьофа Капры, «одна только логика не проведет нас всем путем от признания того факта, что мы — составная часть жизненной сети, к определенным нормам поведения. Но если у нас есть глубокое экологические чутье или опыт того, что мы — часть этой сети, то в нас разовьется (не «должна будет развиться», а разовьется!) склонность заботиться о всей живой природе. На самом деле, мы едва ли сможем удержаться от этого»[12]. Почему некоторых посещают подобные мысли о защите окружающей среды, а других — нет? А потому, что на одних гуна благости действует, а на других — нет.
Те, на кого влияет гуна страсти, видят, что одно живое существо отличается от другого, поскольку тела у всех разные. Сознание говорит им: «Другое тело, значит и жизнь другая». Люди под влиянием гуны страсти (не говоря уж о невежестве) не способны видеть единство жизни! В их глазах рыба не может по ценности сравниться с человеком. То же самое касается и свиньи, коровы — их воспринимают лишь как объекты, используемые человеком. Те, на кого влияет раджо-гуна, не считают лягушек и птиц — невинных жертв небрежно и привычно разрушительного обращения человека с природой — равными себе. Они не считают себя просто нитями в сети жизни, которые ничем не лучше других жильцов нашего общего дома — Земли. Да что говорить о животных, если такой человек не видит даже равенства людей, неважно, отличаются они полом или цветом кожи. Равенство видят только те, в ком в достаточной степени развита гуна благости. «Знание, позволяющее человеку, несмотря на разнообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости» (Б.-г., 18.20). Поэтому несложно понять вывод общественного обозревателя Уэнделла Бери о том, что «люди должны не только понять свои обязанности по отношению друг к другу и к Земле; они должны их почувствовать». Это просто не способны осознать те, кто погряз в страсти и невежестве. Понять подобные идеи могут только люди, в сознании которых преобладает гуна благости.
«Разрушительность», которую мы наблюдаем в экономике, в человеческих отношениях, в окружающей среде, в политике — следствие влияния тамо-гуны. Есть только один способ восстановить все это до нормального состояния. Нужно добавить в нашу деятельность, мышление и сознание живительное и питающее воздействие саттвы, или даже шуддха-саттвы — трансцендентной благости.
Ведический взгляд на мир дает человеку то, что совершенно отсутствует в современной культуре — абсолютный стандарт, который позволяет понять, что для человека благотворно, а что разрушительно, что возвысит человечество, а что приведет к его деградации, что нужно делать, а что — нет, в интересах или во благо всего общества. Поскольку основа ведического миропонимания и принятия решений лежит за пределами материальных условий жизни, тот взгляд на мир, который предлагают нам Веды, несет с собой абсолютное понимание различий между хорошим и плохим, верным и ошибочным. Понятие об «относительной морали», основанной на удовольствии для ума и тела и касающейся только одного конкретного человека, основано на иллюзорном телесном представлении о жизни. Мировоззрение, основанное на принципах Бхагаваты, способно восстановить нравственный курс, уничтоженный невежеством. Я вовсе не имею в виду, что какой-то один слой общества будет деспотично навязывать свою волю другим. Это научное воздействие, которое можно наблюдать на практике в любой части света. Гуна благости просветляет и возвышает, а гуна невежества сбивает с толку, деморализует и разрушает. Конечно, всегда найдутся люди, которые захотят использовать свою свободу выбора для того, чтобы деградировать, но если мы хотим построить здоровое общество, здоровую окружающую среду и здоровое будущее для наших детей и внуков, нам следует возвысить общество до уровня саттва-гуны. Выбрать же правильный путь к этим идеалам мы сможем, только когда поймем, где находимся сейчас. Следующие главы посвящены именно этому.
Мы рассмотрели, как гуны влияют на восприятие мира, и как оно, в свою очередь, обуславливает сознание людей. Наша экономическая деятельность есть не что иное, как проявление этого сознания и этой обусловленности. Но для того чтобы понять экономическое поведение человека, нужно знать кое-что еще. А именно то, что, как полагают, движет им в экономических делах, по крайней мере, в наше время — вожделение, зависть и жадность.
[1] назад Термин «человек экономический» обозначает человека, поведение которого рационально и характеризуется стремлением получить максимальную выгоду. (Прим. пер.).
[2] назад Francis Edgeworth, Mathematical Psychics
[3] назад Именно так. Позже, когда экономика встала на ноги и превратилась в центральный организующий принцип индустриального общества, необоснованные попытки Эджворта упростить и математически просчитать экономическое поведение человека привели к огромным проблемам .
[4] назад Henry George, Progress and Poverty, Chapter 26.
[5] назад Американцы любят украшать бампер своего автомобиля кратким изложением собственной жизненной философии. Это практически неисчерпаемый поток острословия и мудрости (и, увы, грубости). Мое внимание привлекли еще такие лозунги: «Убей телевизор!», «Запеленгуй меня, Скотти, я попал не на ту планету» и «Берегись помутнения рассудка».
[6] назад Amartya Sen, On Ethics and Economics, p. 11, Basil Blackwell, New York 1987
[7] назад Ibid., p. 12
[8] назад Robert H. Nelson, Reaching for Heaven on Earth — The Theological Meaning of Economics, Maryland 1991
[9] назад Теория экономической выгодности развития «потребительского общества». (Прим. пер.).
[10] назад Разум, на который влияют разные гуны природы, описан в «Бхагавад-гите», 18.30-32.
[11] назад www.ndtv.com/convergence/ndtv/story.aspx?id=NEWEN20080041386
[12] назад Fritjof Capra, The Web of Life: A New Synthesis of Mind and Matter, HarperCollins, 1996
«О Господь, тех, чьи сердца обмануты влиянием вожделения, алчности, зависти и иллюзии, привлекают лишь сотворенные Твоей майей ложные отношения и собственность. Привязанные к дому, жене и детям, они вечно скитаются в материальном мире». (Бхаг., 9.8.25)
Рассматривая всевозможные «отчего» и «почему» экономических отношений между людьми, мы не должны забывать о таких качествах, как вожделение, гнев и жадность, которые зачастую рассматриваются как полезные помощники в достижении экономических результатов. Такого мнения придерживается, например, один из выдающихся специалистов ХХ столетия в области экономики Джон Мэйнард Кейнс. Он, между прочим, мечтал о том, что когда-нибудь экономика будет служить человечеству, а не человек — нуждам корпораций. Но, хотя он мечтал о будущем, в котором каждый будет наслаждаться преизбыточным экономическим процветанием, при этом отстаивал право поступаться моралью для достижения этой цели. В книге «Экономические возможности для наших внуков» он пишет:
Поэтому, мне кажется, мы вольны вернуться к некоторым наиболее несомненным и определенным принципам религии и традиционной морали: что жадность — это плохо, что взимание процентов — скверно, а любовь к деньгам — отвратительна, что лишь те твердо шествуют стезей добродетели и мудрости, кто не заботится о завтрашнем дне. Мы должны снова вспомнить, что цель превыше средств, и предпочесть благое полезному. Мы должны почтить тех, кто учит нас проводить часы и дни в добродетели и во благе, тех замечательных людей, кто умеет непосредственно наслаждаться простыми вещами, те «лилии полевые», которые «не трудятся, не прядут».
Но будьте осторожны! Время для всего этого еще не наступило. По крайней мере, еще лет сто нам придется убеждать себя и окружающих, что хорошо — это плохо, а плохо — это хорошо, поскольку «плохое» — полезно, а «хорошее» — нет. Алчность, корыстолюбие и предусмотрительность должны еще немного побыть нашими богами. Ибо только они могут вывести нас из туннеля экономической нужды на свет божий[1].
Вожделение часто понимается как желание плоти, и таково определение этого слова как существительного. Но в этой дискуссии я хочу направить ваше внимание на глагол «вожделеть», который значит «сильно желать», «жаждать». В этом смысле понятие «вожделение» применимо к любому объекту. К примеру, «вожделение» потребителя — это желание получить все и сразу. Такое вожделение — немаловажный фактор, топливо экономического двигателя, в частности, для Соединенных Штатов, поскольку потребительская активность — основа значительной части экономики. Еще один важный аспект экономической деятельности формулируется так «не хуже, чем у людей». Имущество и успех других разжигает желание в нашем сердце. Таким образом, нельзя не принять в расчет и зависть. А жадность слишком часто становится вообще главной движущей силой экономической деятельности. Слияния и поглощения предприятий рождают корпоративных монстров, и тогда горстка компаний начинает управлять судьбами мира. Сильные необоримые желания, зависть к другим, безграничная и неудержимая жадность — все это важные силы, которые формируют экономическое поведение современного человека. Вожделение, гнев и жадность можно назвать движущей силой явления, которое окрестили «хищнической экономикой». Поэтому, чтобы до конца понять «экономического человека» в контексте современности, нам следует сначала уяснить, на чем эти качества основываются.