В результате действий «энергетических оптовиков» мелкооптовым поставщикам коммунальных услуг приходилось выкладывать огромные деньги, а потребительские тарифы на электроэнергию регулировались и были фиксированными. Не имея возможности повысить тарифы, спустя год с небольшим, весной 2001 года, компания «Southern California Edison»[25] уже имела долг в 20 млрд. долларов. А компания «Pacific Gas & Electric» в том же году была вынуждена объявить о своем банкротстве.
Специальное расследование, предпринятое Комиссией по вопросам деятельности коммунальных служб Калифорнии, выявило также существование некоего картеля компаний, закрывавшего электростанции под предлогом «ненужных расходов», чтобы создать искусственный дефицит и вздуть цены на электричество, особенно когда государство сообщило о чрезвычайной ситуации, связанной с серьезным снижением уровня электроэнергии. Представитель Комиссии сказал, что «бывали случаи, когда электростанции в ответ на призыв продолжать работу, отказывались». Закрытие электростанций послужило главным фактором взлета цен на электроэнергию, которые выросли с 200 до 1900 долларов за мегаватт/час. Кроме того, представитель Комиссии заявил: «Готов поспорить, что это не случайно, это согласованная деятельность картеля»[26].
Центром этого картеля была компания «Reliant Energy Services», которая почти четыре года после кризиса по большей части не проявляла активности. Федеральное большое жюри Сан-Франциско предъявило ей обвинение в заговоре — искусственном завышении цен на электроэнергию путем закрытия электростанций. Когда внезапное снижение рыночных цен создало риск того, что она потеряет свои позиции на рынке, эта компания закрыла большую часть принадлежащих ей электростанций в Калифорнии. Они объявили о несуществующих превышениях экологических норм и проблемах с финансированием и отказали государству в дополнительном обеспечении электричеством, сообщает истец[27].
Расследование Федеральной комиссии по регулированию энергетики выявило, что «многие методы торговли, использованные «Энрон» и другими компаниями, [незаконно] нарушило анти-спекулятивные меры»[28]. «Энрон» играл и на той, и на другой стороне, против середины (граждан и правительства), поскольку целью его действий было увеличение своей прибыли в торговле электроэнергией и всем, что с ней связано, причем эта торговля специально была выведена из-под контроля Комиссии по фьючерсной биржевой торговле. Отчет Федеральной комиссии по регулированию энергетики содержит вывод, согласно которому рыночные махинации стали возможны из-за усложнения устройства рынка, вызванного процессом частичной отмены государственного регулирования. Иными словами, умышленное создание обманной системы, которая функционировала за счет граждан, произошло из-за того, что государство отказалось выполнять свои обязанности.
Вот что сказал относительно «Энрона» в самый разгар кризиса С. Дэвид Фримэн, председатель Управления по вопросам энергетики штата Калифорния: «…электричество коренным образом отличается от всего остального. Его невозможно хранить, его нельзя увидеть. И при этом мы не можем без него обойтись. Все это создает безграничные возможности использовать нерегулируемый рынок. Основание деятельности «Энрона» — секретность и недостаток ответственности. Компаний, подобных «Энрону», не должно быть на рынке. Они просто манипулируют системой, чтобы извлекать сверхприбыль, ничего не производя. Мы больше не допустим, чтобы частные интересы порождали искусственный или настоящий дефицит и контролировали положение». Хорошая мысль, но, похоже, никто так и не обратил на нее внимания. В 2008 году те же самые приемы были применены еще к двум предметам первой необходимости — продуктам питания и топливу. И тоже с резким взлетом цен.
Энергетический кризис удалось преодолеть, только когда компании, занимающиеся поставками электроэнергии, вновь перешли под контроль государства, количество электростанций снова выросло, и, наконец, правительство штата Калифорния выпустило на 11 млрд. долларов облигаций, чтобы возместить ущерб. Так на нескольких примерах мы увидели, что отсутствие государственного контроля за производством предметов первой необходимости приводит к махинациям на рынке и росту цен. Кому это выгодно? Мы знаем, кому, но что мы можем сделать, если представители власти, которых избрали для того, чтобы они охраняли интересы граждан, начинают работать на спекулянтов? Весной 2001 года, когда чиновники из Лос-Анджелесского департамента по энергетическим и водным ресурсам встретились с членами Государственной рабочей группы по энергетическим разработкам и попросили их установить контроль над ценами, дабы защитить потребителей, рабочая группа отказалась и настояла на том, чтобы политика отказа от государственного регулирования продолжалась. Неудивительно, что в январе 2001 года во главе этой рабочей группы поставили вице-президента Дика Чени, который прославился тем, что в свое время серьезно злоупотребил служебным положением, запустив руку в казну…
На заре нового тысячелетия миллиардер Дональд Трамп стал ведущим популярного реалити-шоу, в котором молодые и энергичные участники соревнуются за «супер-приз» — пост президента в одной из его многочисленных компаний. Трамп, как и Боэски — поклонник жадности и подобно ему считает это качество желательным для успешной карьеры. Особо не смущаясь, он призывает всех и каждого: «Штука в том, что невозможно быть СЛИШКОМ жадным!» Сегодня жадность — уже не один из смертных грехов, она достойна зависти! Наверное, и зависть уже не числится среди серьезных прегрешений, но это мнение пусть останется только мнением наших друзей-материалистов. Эндрю Карнеги, один из идолов американского предпринимательства, барон разбойников, живущий на деньги других, признал, что жадность пагубна: «Я больше не могу постоянно жить с мыслями о том, как заработать побольше денег за возможно меньшее время. Это значит опускаться, деградировать без всякой надежды на воскрешение». К сожалению, его опыт не рекламировался так усердно, как высказывания Милликена и Боэски.
Возможно, это звучит банально и давно известно всем, но, похоже, повторять нужно снова и снова — жадность не знает границ. Когда человек, одолеваемый голодом и жаждой, ест, его сильное желание принимать пищу ослабевает. Подобно этому, разгневанный человек может успокоиться, наказав и отругав того, кто его разгневал. Но одержимый жадностью, даже покорив все страны света и изведав все мирские наслаждения, все равно не будет удовлетворен. Природа жадности такова, что чем больше у меня есть, тем больше я хочу. Мне важно не то, что у меня есть, а то, чего у меня нет. Стакан наполовину пуст или наполовину полон? Для жадного он всегда наполовину пуст. Ему неважно, что у него есть, он ищет то, что можно было бы добыть еще. А у кого добыть? У других. А когда у кого-то слишком много, у других остается слишком мало.
Жадность основана на ложном чувстве собственности, созданном на заре творения Брахмой. Многие (большинство) из нас способны контролировать ее, поскольку научились довольствоваться своей долей. Но другие, у которых есть такая возможность, одержимы идеей иметь больше. Почему? Просто они попали в зависимость, а все зависимости опасны. В Шри Ишопанишад говорится, что мы имеем право только на то, что можем с пользой употребить. А то имущество или даже та собственность, которую мы не можем использовать по назначению? Она становится топливом для ложного эго, для «я и мое» — и только. Идея ложного обладания вещами этого мира составляет одну из величайших иллюзий нашего времени, а мы пытаемся жить так, как будто это реальность.
Чувство собственности — основа материального сознания и причина вечного круговорота рождений и смертей. Поэтому снова и снова на страницах Шримад-Бхагаватам мы встречаем уроки, которые напоминают нам об этом. И конечно, там есть немало полезных наставлений о жадности. Что касается тщетных попыток извлечь наслаждение из объектов чувств, Бхагаватам говорит нам:
«Спящий может видеть во сне множество объектов чувственного наслаждения, но такие вещи, приносящие удовольствие, — всего лишь порождение ума и поэтому в конечном счете бесполезны. Аналогичным образом живое существо, не ведающее о своей духовной природе, видит множество объектов чувств, но эти бессмысленные объекты преходящего наслаждения суть творения иллюзорной энергии Господа и не существуют постоянно. Тот, кто, побуждаемый чувствами, поглощен мыслями о них, использует свой разум не по назначению». (Бхаг., 11.10.3)