Такое применение разума не приносит человеку пользы, поскольку результаты его преходящи. Но вечный, постоянный результат вполне доступен дживе, это не подлежит сомнению. Если есть возможность работать ради вечного блага, какой разумный человек будет работать ради блага преходящего?
В Четвертой Песни Бхагаватам есть место, где о жадности и ее влиянии на дживу говорится особо:
«О мой Господь, все живые существа в материальном мире, как безумные, без конца строят всевозможные планы и постоянно охвачены жаждой деятельности. Виной тому их необузданная жадность. Живые существа постоянно жаждут материальных наслаждений». (Бхаг., 4.24.66)
Хотя у обусловленных душ всегда есть тяга к материальным наслаждениям, она не свойственна истинной, вечной природе дживы. Желание наслаждаться материальной энергией — духовная болезнь, и исцелиться можно, пройдя должный курс духовного лечения.
Шри Кришна рассказывает Своему ученику Уддхаве о нежелательных свойствах богатства и жадности.
«Обычно богатство не приносит никакой радости скупцам. В этой жизни оно не дает им покоя, а после смерти направляет их в ад. Добывание, получение, увеличение, защита, трата, потеря богатства и наслаждение им — все это приносит людям лишь труд, страх, беспокойство и иллюзию.
Воровство, насилие, ложь, лицемерие, вожделение, гнев, замешательство, гордость, вражда, ненависть, безверие, зависть и опасности, причина которых — женщины, азартные игры и одурманивающие вещества — вот пятнадцать качеств, оскверняющих человека, жадного до денег. Хотя качества эти и нежелательны, люди ошибочно считают их ценными. Поэтому тот, кто хочет достичь истинного блага в жизни, должен избегать нежелательного накопления материальных богатств ». (Бхаг., 11.23.16-19)
В этом мире искусственных ценностей люди нередко думают, что деньги решат все их проблемы. Поэтому они всеми силами, используя любые средства, всеми правдами и неправдами стремятся раздобыть деньги. К сожалению, они не знают, что деньги приносят с собой целый набор проблем. Поэтому Шримад-Бхагаватам вдохновляет нас не участвовать в слепой гонке за деньгами:
Человек должен довольствоваться тем, что дарует ему провидение, ибо неудовлетворенность никогда не приносит счастья. Кто не обуздал свои чувства, тот не будет счастлив, даже став хозяином трех миров. Материальная жизнь порождает неудовлетворенность, ибо люди никогда не могут насытить свое вожделение или довольствоваться своим богатством. Это вынуждает душу оставаться в материальном мире и вращаться в круговороте рождений и смертей. Но, если человек счастлив тем, что посылает ему судьба, он может освободиться из плена материального существования». (Бхаг., 8.19.24-25)
В первых двух главах мы исследовали неоднородную психологию людей, их природу с точки зрения Вед. Теперь, на основе этого исследования, мы подошли к возможности изучить психологию как составляющую деятельности человечества, и начнем с того, что рассмотрим различные виды экономического поведения в соответствии с тремя гунами. Мы по очереди рассмотрим все гуны, приведем примеры их влияния на чувство «я и мое» и на характер экономической деятельности. Также мы исследуем, как экономическая деятельность менялась в истории человечества, постепенно переходя от гуны благости к гуне страсти и, в конечном итоге, к гуне невежества. Затем, четко обозначив положение современного общества и описав влияния времени, в котором мы живем, будет несложно с очевидной ясностью определить траекторию будущего развития человечества, наше место на ней, а также ужасный конец, ждущий нас всех, если мы вовремя не скорректируем курс развития.
Исследуя культуры народов по всему миру, мы обнаружим удивительное разнообразие в образе жизни людей. До сих пор в мире насчитывается более 3 000 аборигенных культур, представители которых до определенной степени продолжают вести традиционный образ жизни, завещанный им предками. Зачастую они сталкиваются с вторжением западной культуры, входят в конфликт с ее концепциями жизни в этом мире, особенно это касается имущества и права собственности и бережного использования ресурсов природы.
Концепция собственности — это одна из составляющих ложного эго, аспект «мое». Чувство собственности разными людьми воспринимается по-разному из-за различий в культуре. Выше мы уже цитировали Шрилу Прабхупаду: «Все люди разные, соответственно, по-разному понимают концепции «я» и «мое», в различных оттенках». Отличия в понимании происходят из-за влияния различных комбинаций трех гун природы. Эти различия в понимании того, что такое собственность и что такое приемлемая экономическая деятельность и практика, можно резюмировать следующим образом.
Под влиянием саттва-гуны индивид признает Бога творцом мира и истинным его владельцем. Каждый человек, более того, каждое живое существо в мире, — дитя Бога, поэтому обладает правом пользоваться ресурсами природы. Собственность понимается как общее наследство, оставленное Богом для всех, оно «наше». Члены общества в саттва-гуне с уважением и ответственностью относятся друг к другу. Производство и распределение осуществляются сообща. Стимулом экономической деятельности служит чувство долга, которое соответствует месту и времени и основано на религиозных принципах. Под влиянием саттва-гуны приходит понимание, что мы все — достойные дети Бога и разделяем дары, которые Он нам дает.
По влиянием раджо-гуны люди подменяют предписания религии собственными законами. Так они пытаются сделать мир таким, как им хочется, вопреки тому, каков он на самом деле. Узакониваются такие понятия, как владение, право собственности, обмен. Закон устанавливает право единолично владеть чем-то и передавать собственность другому. Производство и распределение теперь во власти конкуренции. Количество собственности, которой я могу владеть, зависит от моей способности производить. Я завишу только от самого себя. То, что у меня есть, я получил благодаря собственным усилиям, поэтому только я обладаю правом этим наслаждаться. Страсть создает общество победителей и проигравших, где победитель демонстрирует свое превосходство. Тебе — твое, мне — мое. Пусть победит сильнейший.
В гуне невежества устанавливается неограниченное и эксклюзивное право собственности, обретаемой обманом, сговором, взяточничеством, воровством или грабежом — любые средства хороши. Экономика в невежестве разрушает общественное благополучие, оставляя большинство в крайней нужде, без необходимых для жизни вещей, в беспомощном, одиноком и отчаянном положении. Имущество и люди становятся объектами собственности, ими неограниченно пользуются, их эксплуатируют, с ними жестоко обращаются.
Исчезает понятие «брать только необходимое для жизни». В особенности, если что-то не «мое», я могу со спокойной совестью портить это. Например, чужую землю я использую для свалки своих отходов. Собственность становится важнее людей, а правящая верхушка получает право распоряжаться собственностью обычных людей. В тамо-гуне производство игнорируется или основывается на насилии и рабстве. Все необходимое можно получать, отнимая у других, любыми средствами: законными или незаконными, порядочными или непорядочными.
Рассматривая различные экономические концепции в разных гунах природы, можно проследить, как каждая из этих концепций одновременно присутствует в различных местах и при различных обстоятельствах. Качества разных гун можно обнаружить даже в одном человеке. Например, совместное обладание и желание делиться собственностью, которые свойственны саттва-гуне, можно заметить в человеке, когда он находится в кругу семьи и близких друзей; этот же человек под влиянием гуны страсти может стремиться к превосходству над конкурентами в торговых делах в рамках общества, в котором он живет; более того, одновременно он может поддерживать в экономическом колониализме, направленном против других стран правительством его страны, и даже участвовать в эксплуатации народов, ресурсов других стран. Такое смешанное отношение оправдывается различными концепциями «я и мое»: «моя» семья, «мой» бизнес, «моя» страна.
Мы начнем подробное исследование типов экономики с экономики в гуне благости.
[1] назад Этот отрывок, написанный в 1930 году, — часть его «Очерков во убеждение» (Essays in Persuasion, pgs. 371—72, Norton Pub., New York, 1963). Кейнс, однако, понял, что неверно направил свою энергию. Позднее он признался: «Я работал на правительство, которое сам презирал — за цели, которые сам считал преступными». Но, по всей вероятности, он так и не нашел в себе сил и убежденности порвать с этой преступной деятельностью.
[2] назад Беседа 22 июня 1976 года, Новый Вриндаван
[3] назад Бхаг., 2.9.1, комм.
[4] назад Четвертый возможный источник — это Господь, Сверхдуша, пребывающая в нашем сердце. В этой книге мы не рассматриваем Ее подробно. За более подробной информацией читателю рекомендуется обратиться к Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам.
[5] назад Узнав, что он – атма (душа), при помощи разума, решительно настроенного действовать в интересах души, человек начинает следовать наставлениям духовного учителя. Именно разум побуждает человека обуздывать чувства по совету духовного учителя, тогда как ум продолжает требовать наслаждения чувств. Если человек, не подчинившись уму, выбирает наставления гуру, он может научиться тому, как смирять свой ум при помощи разума. Наставления духовного учителя – основа для того, чтобы научиться распознавать ум и разум. Если ученик занят садхана-бхакти (духовной практикой), то регулярным упражнением, помогающим обуздать беспокойный ум, становится джапа-медитация. При помощи нее человек подчиняет себе ум, и тот может стать его лучшим другом и помощником на пути к духовному успеху.