Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 3 из 77)

Но есть один факт, о котором не стоит забывать и не заметить который невозможно. Несмотря на всю свою браваду и фантастические теории, экономисты так и не придумали, как снабдить человеческое общество самым необходимым – едой, одеждой и жильем. На самом деле их совместные усилия ведут лишь к тому, что положение дел продолжает год от года ухудшаться. Ирония в том, что представители любой другой профессии удовлетворяют потребности тех, кто пользуется их услугами — только не экономисты. Плотники строят дома для тех, кому нужно жилье, врачи лечат больных, повара стряпают вкусные блюда для голодных, механики чинят машины для тех, кто не отличит карбюратора от радиатора. А экономисты? Разве они занимаются своим ремеслом ради тех, кто в нужде? Ради тех, у кого не хватает денег? Чтобы выручить их из бедственного положения? Едва ли. Конечно, они скажут, что работают как раз во имя этого, но почему же тогда результаты их деятельности прямо противоположны?

Причина проста. Цель работы экономистов – по возможности сохранить status quo для тех, у кого денег больше, чем можно разумно использовать, и кто нанимает их и им платит. Почему-то этих работодателей интересует только одно – чтобы денег становилось бесконечно больше, а как и за чей счет – не имеет значения. Подозреваю, что это и есть цель, поскольку результат, несомненно, налицо. Впрочем, я не обвиняю никого из экономистов лично, поскольку им, как и всем остальным, нужна работа и зарплата, и они делают то, за что им платят. А если они осмелятся поразмыслить сами и подойти к своей работе с позиции разума, задавшись вопросами о сущности своего ремесла, их тут же вышвырнут на улицу, как это случилось, например, с Джозефом Штиглицем, старшим экономистом Всемирного банка. Он имел неосторожность в нескольких случаях сказать людям «со стороны» правду, отметив, что политика этого финансового левиафана наносит огромный ущерб всем тем, кому, казалось бы, должна помогать.

Не нужно быть синоптиком, чтобы узнать, откуда дует ветер. Не требуется звания старшего экономиста, чтобы увидеть результаты влияния экономических сил на собственную жизнь. Это прекрасно понимают многие аналитики — как любители, так и дипломированные экономисты, — что видно из десятков книг и сотен публикаций в Интернете. Это признают и немногие честные профессионалы, которые недвусмысленно заявляют, что нынешние экономические методы нацелены на то, чтобы отбирать у бедных и отдавать богатым. Один такой «инакомыслящий» экономист, Е.Ф. Шумахер, на чем свет стоит ругает свою профессию: «Общепринятая точка зрения относительно того, чему сейчас учат под названием экономики, не берет в расчет неимущих, то есть, собственно, тех, кому на самом деле требуется развитие… Нам нужна новая парадигма, которая будет основываться на внимании к людям, а не к товарам… Если она [экономика] не может выйти за рамки своих многочисленных абстракций, как-то: национальный доход, прирост, капиталоотдача и фондоотдача, анализ затрат, производительность труда, накопление капитала; если она не может подняться над всем этим и соприкоснуться с реальностью человеческой жизни: нищетой, крахом, отчуждением, безысходностью, расстройством, преступлениями, эскапизмом (бегством от жизни), потрясениями, перенаселением, уродствами и духовной смертью, то давайте отправим на свалку такую экономику и придумаем новую. Ну, неужели нам мало «знамений времени», чтобы понять: нужно что-то новое?» Нет, не мало. Пусть моя книга станет этим «новым», пусть она положит начало другой парадигме, которая будет основана на внимании не только к людям и их земным потребностям, но и ко всем живым существам. Пусть она будет направлена на удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей.

Теперь, когда эта философия духовной экономики изложена на бумаге, моей задачей стало доказать на практике идею «духовной экономики», основанной на любви (эта идея станет понятнее после прочтения второго тома данной работы под названием «Культура удовлетворенности, которая исцелит мир»). Меня иногда упрекают в мечтательности, говорят, что мои идеи — не более чем утопия. Да, эти идеи утопичны. Но я буду постоянно напоминать читателю, что «утопический» не значит «невозможный». Это значит — идеальный. Так почему бы не создать идеальное общество, если средства достижения этой цели у нас в руках? Что проку создавать другие мирские организации, которых и без того уже много? Мир очень нуждается в идеале, чтобы понять, как выбраться из безнадежной трясины современной экономики и бесконечных проблем, созданных ею. Выход прост – жить любовью, в согласии с наставлениями Шри Кришны и той философией, что Он изложил в Бхагавад-гите. Осуществить это мы пытаемся в наших общинах-Гитаградах, где мы на практике воплощаем принципы экономики любви, духовной экономики. (Узнать о Гитаградах подробнее можно из приложения «Б».) Я очень надеюсь, что эта книга вдохновит вас принять участие в процессе восстановления духовности в мире, впустив в свою жизнь дхарму, особенно юга-дхарму, и вы сыграете свою роль в создании духовных общин, которые выведут людей из лабиринта экономики невежества.

Условные обозначения

Часто в цитатах я использую курсив или подчеркивание. Если в изначальной цитате они уже были, я так и говорю. В противном случае следует понимать, что текст выделен мной.

Цитируя первоисточники (Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам), я для краткости использую следующие обозначения. Для Бхагавад-гиты я выбрал обозначение Б.-г., за которым следуют две цифры – номер главы и номер стиха. Для Шримад-Бхагаватам я использую сокращение Бхаг., за которым идут номер песни, главы и стиха. В остальных случаях я привожу название полностью.

Благодарность

Эта книга вышла из печати благодаря помощи многих людей, которые безусловно заслуживают признания и благодарности. Во-первых, я хотел бы поблагодарить Его Святейшество Ниранджану Свами, который пригласил меня на Украину и поддержал мои усилия здесь. Тем самым он предоставил мне возможность постоянно общаться с восприимчивыми слушателями, которые оказали мне немалую поддержку в издании этой книги и воодушевляли меня в работе. Далее я хотел бы поблагодарить моих переводчиков Джая-Мангала-даса, бхакту Максима Артеменко и Паритошани-Читра-Деви-Даси (бхактин Елену), без самоотверженной помощи которых, я ничего бы не смог сделать на Украине. Огромное спасибо Самба-дасу за редактирование английской версии, Виджитатма-дасу, Веда-Прия-деви-даси и бхактин Лиде за перевод русского издания, а также бхакте Олегу из Николаева, который поддерживал меня во время написания этой книги. Я очень благодарен всем украинским преданным Кришны за их любовь и поддержку. Я благодарен Чайтанья-Чандра-Чаран-дасу (Россия) и Чайтанья-Чандра-дасу (Индия) за отзывы о моей книге, и бхакте Неласу из Литвы за дизайн обложки. И, наконец, я хотел бы выразить глубокую признательность моим духовным братьям и дорогим друзьям Прабхупада-дасу (Полу Рэттрэю), Шри-Нанданандана-дасу (Стивену Кнаппу) и Мадана-Мохана-дасу (Марку Бирнбауму) за их дружбу и неослабевающую, и очень ценную личную поддержку и воодушевление в то время, когда развивались мои идеи духовной экономики.

Кроме того, я должен недвусмысленно заявить, что содержание этой книги ни в какой степени не отражает официальную позицию ИСККОН. За все, что здесь написано, несу ответственность я один.

Харе Кришна!

Дханешвара-дас

Гаура-пурнима месяца Вишну, 519 года эры Гаурабда (14 марта 2006 года).

Днепропетровск, Украина.


Введение

В сентябре 2008 года на финансовых рынках поднялась паника. Ценные бумаги теряли стоимость, компании разорялись, и Соединенные Штаты Америки — оплот свободного предпринимательства и капитализма — приступили к национализации крупнейших экономических организаций. Беспрецедентным шагом стал переход в руки Федерального правительства двух ипотечных гигантов, «Freddie Mac» и «Fannie Mae», которые с прошлого июля боролись за то, чтобы отсрочить надвигающийся кризис. А ведь в августе 2008 года Конгресс выпустил закон, позволяющий Министерству Финансов оказать им денежную помощь, что составляло миллиарды долларов. В том же месяце разорились два крупнейших инвестиционных банка — «Lehman Brothers» и «Merrill Lynch». 15 сентября «Lehman» признал свое — крупнейшее в истории — банкротство. Однако «Merrill Lynch» удалось избежать такой участи, ибо его в тот же день приобрел «Bank of America». Через два дня правительство США купило за 85 миллиардов долларов 80%-ную долю в крупнейшей страховой компании Америки, «American International Group, Inc. (AIG)». События развивались. Инвестиционные банки «Goldman Sachs» и «Morgan Stanley» перешли под контроль Федерального Правительства. Предполагалось, что этот шаг поможет спасти пошатнувшуюся финансовую систему страны. Комиссия по ценным бумагам и биржам также внесла свой вклад в это, на время, запретив 799 кредитно-финансовым учреждениям продавать ценные бумаги без покрытия.

Все это было крайне эффектно. И что самое интересное — были люди, которые все это предвидели. И даже предупреждали! Менее чем за месяц до этих событий бывший главный экономист Международного Валютного Фонда предсказал, что некоторые «серьезные» инвестиционные банки всплывут брюхом кверху[1]. Генеральный директор МВФ Доминик Стросс-Кан сказал: «Нужно быть готовыми к тому, что в ближайшие недели и месяцы и другие такие организации столкнутся с некоторыми проблемами»[2]. И это было мягко сказано. Сотни банков, не говоря уже о миллионах вкладчиков, обанкротились в течение следующего года. К финансовому кризису как нельзя лучше подходит старинная пословица: «Пришла беда — отворяй ворота».