Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 5 из 77)

Чтобы читатель мог понять духовную экономику, я выбрал из Бхагавад-гиты и свел воедино те фрагменты, которые посвящены деятельности и желаниям. Термин «духовная экономика» подразумевает две вещи: первое — природу живого существа и влияние материальной энергии на его сознание (что дает мне основу для анализа экономической деятельности в прошлом и настоящем), и второе — экономическую систему, созданную Господом и данную Им человечеству для обеспечения жизненных потребностей. Следуя Его предписаниям, мы сможем без труда удовлетворить все наши материальные потребности. Но это лишь побочный результат, а не истинная цель наших усилий. Истинная наша цель — приблизиться к Богу. Его экономические методы не имеют ничего общего ни с деньгами, ни с коммерцией. Это — обмен любовью. Любовью, которая проявляется во взаимодействии Господа и Его преданных. Этот метод поможет нам развить чистое сознание, которое позволит нам войти в духовное царство. Действия, совершаемые под знаменем духовной экономики, составляют практику бхакти-йоги, йоги преданности.

Некоторые элементы экономики

Обычно экономику считают наукой о мировых финансах и коммерции, которой занимаются высокообразованные специалисты. До какой-то степени это верно. Но экономика может быть и не столь глобальной, и для большинства людей это так и есть. Само слово «экономика» происходит от греческого «ойкономиа» — «домашнее хозяйство». Изначально оно относилось всего лишь к способам удовлетворения основных жизненных потребностей людей: в еде, одежде и крыше над головой. Это и составляет понятие экономики для среднестатистического человека. Основной вопрос экономики состоит в том, как решить экономические проблемы (достать пищу, одежду и жилье), и история дает нам множество вариантов решения. Нынешняя денежная экономика — лишь один из возможных вариантов.

Еще один простой способ понять, что такое экономика, — рассмотреть ее в понятиях взаимоотношений. Как правило, в нашем повседневном общении с теми, кого мы любим (члены семьи, близкие друзья), мы не используем денежный расчет. Люди воспринимают своих близких как продолжение самих себя, и обмениваются с ними дарами любви. Это особенно заметно в так называемых «малых семьях», состоящих из родителей, детей и, в некоторых случаях, близких кровных родственников, живущих под одной крышей. Но по мере того, как связи становятся все более далекими, в качестве средства обмена начинают выступать деньги. Почему? Потому что в современной западной культуре отсутствует механизм связи с теми, кто не близок нам.

Западная философия возвела на вершину шкалы ценностей, принятых в обществе, личность, индивидуум. Мало того, она отделила, даже изолировала каждый индивидуум от других, установив идею неограниченной частной собственности и зафиксировав это понятие в законах. Согласно юридическому определению, то, что «мое» — не «ваше», и наоборот. Так люди отделяются, изолируются друг от друга, и это значительно усиливает в них чувство отчуждения и обезличенности. Интересы одного человека противопоставляются интересам другого. Это единственная причина большей части неврозов и конфликтов в современном мире. Нет прежнего общественного договора, который включал в себя исполнение долга, какие-то обязательства членов общества по отношению друг к другу. Каждый человек или, как принято говорить в нынешней «прогрессивной» культуре, каждый индивидуум существует сам по себе, каждый за себя.

«Получение» — это не всегда грубый захват. Сейчас это явление вполне «цивилизованное»: некоторые люди присваивают производительные усилия других, используя создаваемое для этого несправедливое превосходство. С точки зрения капиталистического образа мысли, те, кто это делают, считаются ловкими дельцами. При таком, совершенно бесполезном, подходе «успешными» называют людей, способных добывать большие деньги за счет других. В современном обществе вещи ценятся выше, чем люди. Деньги, богатство — вот что важно, и все наши взаимоотношения определяются ими. Если нам удалось продемонстрировать хорошее умение добывать деньги или владеть ими, нас уважают, независимо от наших личных недостатков. Вот что такое общество материалистов.

В концепции духовной экономики функции экономики, напротив, основаны на общественных взаимоотношениях и негласном общественном договоре, определяющем обязанности каждого. Эту систему поддерживают не законы, написанные людьми, а добровольная приверженность каждого представителя каждой из частей общества принципам, которые установлены Богом. Члены общества связывают себя этим договором, потому что осознают духовную природу жизни и полны решимости служить Господу. И тогда оказываются ненужными бесчисленные законы, которые все всегда норовят обойти.

Идея духовной экономики

Когда я пишу о духовной экономике, я стремлюсь прояснить ее отличие от традиционной, «материальной» экономики в свойствах, применении и результатах применения. Духовная экономика понимается в свете духовного знания, особенно концепций и учения индийской традиции гаудия-вайшнавизма. Это знание основано на текстах Шри Ишопанишад, Бхагавад-гиты, Шримад-Бхагаватам и Шри Чайтанья-чаритамриты, в переводе и с комментариями Бхактиведанты Свами.

Духовная и материальная экономика различаются тем же, чем различаются дух и материя: духовный элемент обладает личностной природой и сознанием, вечен, исполнен блаженства, совершенен во всех отношениях, достаточен во всем и всегда связан с Духовным Первоисточником всего сущего. Материальный элемент безличен, временен, пребывает в невежестве, и нет в нем ни счастья, ни блаженства. Сам по себе он считается неполным, несовершенным, поскольку отделен от деятельной Верховной Причины. Для материальной экономики характерны те же качества, что и для материи вообще: она непостоянна и всегда меняется, она основывается на обмане и невежестве и поддерживается ими же, а результат ее — страдание. Духовная же экономика основана на духовном понимании жизни. Она вечна по своей природе, она расширяет и поддерживает наше знание о духовной истине и реальности, а результат ее — счастье, и даже блаженство, для всех, кто следует ее законам.

Все живые существа по природе своей духовны и исполнены духовных качеств. Но когда они рождаются в царстве материи и отождествляют себя с материальным покрытием в виде тела и ума, это заставляет их перенимать качества материальной энергии, описанные выше. Живые существа пытаются компенсировать происходящую от этого ущербность, приобретением как можно большего количества материальных вещей. Нынешняя экономика устроена так, чтобы люди с материальным сознанием еще больше развивали свои материальные представления о жизни. Духовная же экономика устроена иначе. Благодаря ей, люди с духовным сознанием развивают свое духовное понимание жизни. Материальная экономика усиливает сознание недостаточности и необходимости «получать». Духовная экономика способствует осознанию полноты (ом пурнам адах пурнам идам) и радости отдавать. Важно понять, что духовная экономика — это нечто большее, нежели просто экономическая система, она отражает определенное состояние сознания. Это сознание личности, жизнь которой строится в полном соответствии с принципами Бхагавад-гиты. И самый явный признак этого сознания — личное следование правилам духовной экономики.

Интерес читателей к духовной экономике

Может возникнуть вопрос — зачем тем, кому интересна Бхагавад-гита, интересоваться экономикой, как будто бы экономика и впрямь может стать духовной? Для многих само это словосочетание покажется противоречием. Те, кто изучает Бхагавад-гиту, в большинстве своем совершенно не интересуются экономикой, их заботит духовная жизнь. Но есть несколько причин, чтобы этим заинтересоваться. Во-первых, современное общество устроено так, что все вынуждены иметь дело с экономикой. У большинства людей забота о телесных потребностях и желаниях поглощает практически все время бодрствования и практически все силы. Мудрецы, осознавшие свою духовную природу, советуют жить просто и экономить время для самоосознания, но современная жизнь многим просто не оставляет такой возможности. Чаще всего мы зарабатываем чересчур мало даже для того, чтобы удовлетворить даже самые минимальные запросы, хотя тратим на работу почти все время, пока не спим. Есть люди, которые хотели бы уделять больше внимания своим личностным или духовным интересам, но работа им этого не позволяет. Нравится нам это или нет, мы живем в культуре экономики. Неужели мы созданы лишь для того, чтобы всю жизнь работать, а потом умереть? Хотя в современной культуре многие так и делают, это не лучший способ использовать редкую возможность рождения в теле человека. Как решить эту проблему? Воспользовавшись методами, предложенными Шри Кришной в Бхагавад-гите, методами духовной экономики. Это без труда разрешит наши экономические проблемы, одновременно освободив нам достаточно много времени, которое можно использовать на духовные цели и личностный рост.

Эта книга будет интересна еще нескольким группам читателей, начиная с тех, кто озабочен насущными проблемами общества, то есть, прежде всего, проблемами экономическими. Массовые акции протеста, проходящие всюду, где проводят свои встречи Всемирный Банк и Международный валютный фонд, есть следствие того ущерба, который эти организации наносят наименее защищенным слоям общества. Экономический анализ, произведенный в «Духовной экономике», показывает, как на практике управлять экономическими делами, чтобы мир стал лучше. Другая группа, которую интересуют общественные проблемы и, возможно, заинтересует данная книга — это феминистки, которые полагают, что нынешнее положение дел породила так называемая «мужская» культура. Правда ли, что мужская энергия крайне агрессивна по природе? Нет. Но мужчина, который находится под преобладающим влиянием энергии невежества, — да. Однако существует и такое явление как мужчина под влиянием энергии благости, супергерой, который использует свою силу для защиты, творит добро и карает зло. Человеческая психология в том виде, как она представлена в нашей книге, позволяет перенаправить споры о мужчинах и женщинах в иное русло — в разговоры о духовных существах (обоих полов), действующих по-разному, в зависимости от различных воздействий материальной энергии.