Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта Бхагавата-пурана провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Tакая истина уничтожает тройственные страдания.
Если Майя, или иллюзия, — это то, что мы считаем отделенным от Бога, то все основные предпосылки современной экономической теории иллюзорны. И существовать этой иллюзии позволяет именно то, что мы как общество согласны с нею, считаем ее реальностью и воплощаем в жизнь. Но она никогда не была и не станет реальностью. Этот психоз всеобщего притворства распространен повсеместно, и результатом его является то, что миллиарды людей страдают, влачат жалкое существование в бедности и нужде и нередко умирают молодыми. Пока мы цепляемся за свои иллюзорные представления, пытаясь использовать их для собственного материального наслаждения, экономические проблемы, терзающие весь мир, не прекратятся. Иначе говоря, эти проблемы порождены ложными предпосылками в мировоззрении современного общества, и так будет и впредь, независимо от подробностей экономических догматов. До тех пор пока мы не отвергнем эти ложные предпосылки и не станем жить в реальности, окончательно и бесповоротно решить эти проблемы для общего блага у нас не получится. Если люди хотят жить в этом мире счастливо, иного выбора у них нет, что бы там ни говорила Маргарет Тэтчер.
Ранее мы вкратце исследовали иллюзию собственности, теперь же мы хотим взглянуть на нее как на одну из основополагающих аксиом современной экономической мысли. В современной культуре неограниченное накопление человеком богатства считается вполне законным и нравственно приемлемым. Почти все полагают, что это естественно, нормально, поэтому данное явление не вызывает никаких вопросов. Вся наша экономика строится на этом представлении. У каждого есть «своя» собственность, отдельная от собственности остальных. Кроме того, мы привыкли думать, что у каждого есть Богом данное право все больше и больше увеличивать эту собственность. Но экономика устроена так, что увеличение собственности происходит за счет других. В некоторых случаях имеет место равноценный обмен, но так происходит далеко не всегда. Частенько люди вынуждены отдавать большие деньги за предметы первой необходимости, что приводит ко все большему разрыву в благосостоянии граждан: с одной стороны — миллиарды людей, живущих в крайней нужде, с другой — миллиардеры, которые даже не могут сказать точно, сколько у них денег, не говоря уж о том, чтобы как-то разумно их использовать. Возможность накапливать собственность без ограничений — проклятие цивилизации, но и это еще не все. Сама идея о том, что живое существо может обладать чем-либо — это одна из основных иллюзий материального мира. В культурах, в которых уделялось внимание духовности, людей учили остерегаться таких побуждений и искали способы и средства свести подобные тенденции к минимуму.
Само понятие собственника подразумевает контроль, власть. К примеру, если вы владеете домом или машиной, вы можете управлять ими. У вас есть ключи от них, и они предназначены для вашего личного пользования. Но как вы стали их владельцем? Вы либо сами их создали, либо отдали их бывшему владельцу что-то ценное (обычно это бывают деньги) в обмен на них. Первым собственником был производитель, который собрал тысячи деталей в одно целое. Но где он взял сырье для этих самых частей? Естественно, из земли, откуда же еще? А кто является собственником земли и ее запасов? Это один из самых важных — самый важный! — вопрос экономической теории, поскольку ответ на него представляет собой основу всего нашего экономического поведения.
Нам могут возразить, что никто не владеет землей, поскольку никто ее и ее ресурсов не создавал. А значит, их можно брать. Такова позиция атеистов, которые эксплуатируют землю ради собственного обогащения. Другие могут сказать, что мир создан Богом, но создан для нашей пользы, поэтому земные запасы принадлежат нам. Хотя в этом последнем случае вера в Бога присутствует, конечный результат, к которому приводят эти два подхода, одинаков — люди пытаются безгранично наживаться на природных ресурсах, не ограничиваясь выделенной им долей и не думая о будущем. Есть и третий вариант: Бог создал мир на благо всех Своих детей — всех живых существ, которые обитают здесь по Его предопределению, а значит, имеют право на свою долю каждый. Такой подход прослеживается в ведической литературе, и проиллюстрировать его можно следующим примером.
Допустим, человек идет по улице и находит бумажник, в котором лежит 500 долларов. Отреагировать на это можно по-разному. Можно сказать: «Это не мое!» — и пройти мимо, оставив бумажник лежать на дороге. Можно подобрать со словами: «Вот повезло!» — и взять деньги себе. А можно задуматься о том, что кто-то потерял этот бумажник с деньгами, поискать на нем какие-нибудь опознавательные знаки и попытаться вернуть деньги настоящему владельцу.
Поведение первого прохожий, — это пример искусственной отрешенности. Хотя он не украл деньги, он и не оценил их, и не узнал, кто их владелец. Второй прохожий, который взял деньги себе — явно вор. А третий, который понял ценность своей находки и попытался вернуть ее владельцу, поступил правильно.
В этом свете можно взглянуть на весь мир. Раз естественным владельцем вещи является тот, кто ее сделал, владельцем этого мира является тот, кто его сотворил. И эта личность повсюду называет Богом. Бог владеет и повелевает всем, как о том сказано в первом тексте «Ишопанишад»: «Все живое и неживое в этой вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо ему и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, Кому все принадлежит». Это указание, если ему следовать, гарантирует каждому все необходимое для достойной жизни, ведь в «Ишопанишад» говорится и о том, что Бог позаботился обо всех живых существах, которых Он поместил в материальный мир. Но если кто-то берет больше, чем положено ему по праву, тогда кто-то другой лишается чего-то жизненно необходимого.
Мы можем какое-то время заявлять о своих притязаниях на собственность. Но наше право на собственность весьма ограничено. Сто лет назад всем, что есть в этом мире, «владели» другие. Где сейчас притязания этих людей на обладание чем-либо? Их нет. Все обратилось в пустоту. Когда они умерли, «право собственности» перешло к другим, а когда эти другие умрут, оно перейдет к кому-нибудь еще. Через сто лет всем, чем мы «обладаем», будет владеть кто-то другой. Что станет с нашим «правом собственности»? Его не будет. Поэтому, как говорится в «Ишопанишад» и Бхагавад-гите, ничто в этом мире мы не можем считать по-настоящему своим. Во-первых, всем и так уже владеет Бог. Во-вторых, все, что мы объявляем своим, остается таковым лишь очень короткое время. Поэтому наши притязания на собственность иллюзорны. А поскольку ничто нам по-настоящему не принадлежит, все наши попытки обмена — в том числе и операции на мировом рынке, о которых мы столько слышим — всего лишь дележ награбленного, которым дружно занимается шайка ворья для собственного удовольствия.
Частная собственность кажется нам естественной, поскольку наша аханкара (ложное эго) вращается вокруг «я и мое». Та часть ложного эго, которая называется «мое», естественным образом склонна к идее собственности. Считаем ли мы себя обладателями жалких грошей нищего или же миллиардов долларов капиталиста — это выдает в нас одно и то же умонастроение. Многие писатели говорили о колоссальном неравенстве, проистекающем из права на неограниченное владение собственностью, и призывали ввести ограничения на то, что человек может назвать своим. Но по ведическим меркам следует опасаться любого сознания собственности, как мы опасаемся болезни. С духовной точки зрения, не количество имущества имеет значение, но само ложное представление о том, что мы можем владеть чем-либо. Такое представление удерживает атму в материальном мире, где повторяются рождение и смерть.
Различные материалистические концепции экономики составляют совершенную оппозицию «Ишопанишад», независимо от того, какие знамена реют над ними: капитализма, коммунизма, социализма или какие-нибудь еще. Капиталист объявляет огромные ресурсы своей собственностью — своей или своей корпорации, то есть ресурсы находятся во власти человека, у которого на руках контрольный пакет акций. Коммунисты объявляют, что природные ресурсы принадлежат государству. Это значит, что они принадлежат человеку, который представляет в своем лице это государство. Цель и того, и другого государственного строя — присвоить собственность Господа, сделать ее достоянием нескольких человек. Хотя обычно коммунистов и капиталистов считают философскими противниками, в одном они сходятся — в попытке завладеть собственностью Господа и сосредоточить ее в руках горстки избранных. Социалисты говорят, что собственниками являются все. Это ближе к истине, однако социалисты тоже упускают суть, поскольку не признают, что все принадлежит Богу. Многие люди в наши дни провозглашают свое право обладать любыми ресурсами, которые могут приобрести: землей, зданиями, потребительскими товарами, животными. Поскольку все мы воспитаны в таком духе, нам кажется, что это нормально, ничего естественнее в этом мире и быть не может. Но что будет, если мы остановимся и задумаемся над этим вопросом на минутку или две? Мы поймем, что ничто в мире нам не принадлежит в полном смысле этого слова. Мы пришли сюда ни с чем и ни с чем уйдем. А в промежутке между тем и другим, если мы что-то и называем или считаем «своим» — это просто иллюзия, которую внушила нам Майя.