Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 55 из 77)

Однако можно было заранее предсказать, что, вследствие влияния раджо- и тамо-гуны аргументы Смита будут неверно истолкованы и неправильно применены — так, чтобы оправдать эгоизм и пренебрежение окружающими. Слишком часто люди слышат не то, что им говорят, а то, что хотят услышать. Поэтому обычно высказывание Смита толкуют как уверенность в том, что «невидимая рука» автоматически обернет эгоизм и жадность на благо общества — то есть оправдывают им эгоизм и жадность.

Возможно, сами выражения, которые выбрал Смит, выдают инстинктивную жажду выгоды, и поэтому многие склонны понимать его именно таким образом. Но саму идею «невидимой руки», в том виде, в каком она представлена Смитом, легко понять и в другом смысле, таком, который не делает из жадности добродетель. Идея «невидимой руки» состоит в том, что люди, действуя независимо, и без вмешательства со стороны, могут сами удовлетворить свои желания и потребности. Повсюду в мире люди испытывают потребности, которые принято считать общечеловеческими. Если они нуждаются в чем-то, значит, в этом нуждаются и другие, поскольку люди любых культур, в конечном счете, одинаковы. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает их средствами к существованию и одновременно служит нуждам других. Вот что имел в виду Смит, когда говорил: «Преследуя собственные интересы, человек зачастую служит интересам общества».

Обычно учение Смита так не толкуют. Нынешняя экономическая теория придерживается мнения, что наибольшее благо для всех принесет эгоизм в чистом виде — через «невидимую руку рынка». Такое толкование неявно оправдывает многие болезни и пороки современного предпринимательства: незаконную и беспощадную конкуренцию, экономическую политику, в которой за все приходится расплачиваться рабочим, простым людям, окружающей среде и будущим поколениям, огромный разрыв между имущими и неимущими, нищету, голод и насилие — все качества экономики в гуне невежества. Так что я спорю не с Адамом Смитом, а с тем, как его толкуют.

Аргумент о том, что чистый эгоизм приведет ко всеобщему благу через посредство «невидимой руки» рынка, часто воспринимается как дзен-буддистское изречение: «вроде верно, однако как это происходит, мы понять не в состоянии». Такое толкование, о котором говорят сейчас, может быть полезно тем, кто хочет оправдать свое дурное поведение, но утверждать, что некое действие принесет всем самое большое благо — большая ответственность, это не туману напускать. Благость обладает совершенно определенными свойствами, как мы уже говорили. Это милосердие, щедрость, отзывчивость, неприятие дурных поступков, равное отношение ко всем живым существам и так далее. Если величайшее благо действительно присутствует, мы должны видеть это на практике. А поскольку мы этого не видим, а видим нечто противоположное, логично предположить, что такое толкование слов Смита неправильно. Более того, оно отражает крайнюю сосредоточенность толкователей на себе, а это, по определению Бхагават-гиты, является проявлением демонизма.

Более уместно «невидимую руку» рынка считать рукой Бога, которая регулирует все процессы во вселенной и обеспечивает ее обитателей всем необходимым для жизни. Нитьо нитьянам четанаш четананам — есть одно вечное существо, которое поддерживает существование остальных . Хотя мы не можем непосредственно видеть, как Бог заботится обо всех, по заведенному им порядку это чудесным образом происходит. Если мы признаем существование Бога и Его невидимой руки, мы приблизимся к состоянию гармонии и сможем решить свои экономические проблемы. А вера в иллюзорную «невидимую руку» рынка лишь усугубит серьезные экономические проблемы, с которыми сегодня столкнулся мир, и создаст новые.

Корпорации реальны, необходимы и полезны

С самого своего появления и до наших дней корпорации были орудием извлечения прибыли для одних людей за счет других. Английский король даровал особые привилегии Ост-индской и Гудзонской компаниям, чтобы ее участники (прежде всего сам король) могли наслаждаться теми выгодами, которые приносили эти предприятия. Корпорации и сейчас продолжают пользоваться привилегиями, недоступными обычному человеку, и по тем же самым причинам. Главные из этих привилегий — удобная система налогообложения или же полное избавление от налогов; анонимность владельцев и управляющих, которые действуют не от своего имени, а от имени корпорации; разделение владельцев и рабочих посредством структуры управления, которая лишает рабочих возможности, в случае несогласия с условиями или оплатой труда, предпринять действия непосредственно и лично против владельцев. Корпорации — продолжение той перестройки общества, которая началась в 15 веке, по направлению к экономике в гуне невежества.

Корпорации есть иллюзия современного общества, поскольку в действительности их не существует. Они — согласованный вымысел власть имущих, остальные же с готовностью поддерживают установленный порядок вещей, как происходит это и с другими вымыслами, которые мы принимаем как данность. Но на самом деле они — вовсе не данность. Мы считаем их чем-то реально существующим, поскольку это внушают нам с самого детства, и они просто стали частью тех явлений, которые «есть». Некоторые мыслители, чей разум не заперт в «идеологический ящик», такие как футурист Бакминстер Фуллер, поняли, ради чего ведется игра. В своем очерке «Усмешка гигантов» он объясняет: «Корпорации — явление не физическое и не метафизическое. Они — социо-экономическая уловка, игра, разыгранная на законных основаниях, принятая с общего согласия в кругу необыкновенно могущественных в социальном и экономическом смысле индивидуумов и навязанная человеческому обществу и всем его ничего не подозревающим гражданам».

Если учесть природу и цель корпораций, то они — один из столпов атеистической экономики. Если смысл атеизма в том, чтобы забыть Бога и считать Богом самих себя, то есть быть «сами себе хозяевами», то создание корпораций можно рассматривать как попытку людей своими действиями уподобиться Богу. Бог творит и уничтожает. Мы тоже так можем. Бог дарует жизнь и обрекает на смерть. Мы тоже можем. Бог творит вечных существ с качествами, запредельными обычной реальности. А так мы можем? Да, мы делаем это, создавая корпорации. Создание корпорации даже можно рассмотреть как материальную попытку создать духовное существо. Сравним: душа есть нематериальное вечное существо, и корпорация есть нематериальное вечное существо (срок ее жизни неограничен). Назначение души — пребывать в состоянии блаженства, не прилагая никаких усилий, а корпорации приносят их владельцу нетрудовые доходы также безо всяких усилий, чтобы он наслаждался материальным блаженством (вспомним мысль Роберта Нельсона о рае). Если атма вечна и запредельна всем материальным соображениям, то корпорации тоже представляют собой «надмирные» создания, неподвластные многим законам, которым подчиняется большинство простых людей. У корпораций также наблюдаются попытки стать Сверхдушой: присутствовать во многих местах одновременно и побуждать множество людей действовать в их интересах. Бог творит и дает нам тело. Само же слово «корпорация» тоже связано с этим понятием, поскольку происходит от латинского corpus («тело») или corporatus (что значит «войти в тело»).

Искусственные лица становятся выше настоящих

Раньше в Соединенных Штатах (до девятнадцатого века включительно) корпорации были в высшей степени контролируемыми структурами, и считалось нормальным, когда устав корпорации отменяли, если он противоречил общему благу. Корпорации не могли участвовать в политике — закон запрещал им это. Корпорации не могли голосовать, и им не позволялось воздействовать на избирателей. Корпорациям запрещалось говорить неправду о своей продукции, и они обязаны были по первому требованию представлять свои учетные книги и текущие дела правительственным инспекторам. Если рабочим был нанесен вред или им приходилось работать в опасных или вредных условиях, федеральные и местные власти могли начать расследование.

Акулы бизнеса сочли такие условия слишком строгими. Им хотелось чувствовать себя посвободнее, делать что вздумается, и они искали способов, как этого достичь. Решение пришло с победой Севера над Югом в гражданской войне. Тогда, в 1868 году, была принята четырнадцатая поправка к Конституции, призванная обеспечить полное покровительство закона бывшим рабам, ныне освобожденным. Эта и тринадцатая поправки признавали всех людей реальными лицами, независимыми гражданами, а не собственностью или имуществом других людей.

В то время крупнейшими корпорациями были железные дороги. Они попытались извлечь выгоду из этих поправок и начали неотступно требовать защиты своих прав в разных штатах, округах и городах, заявляя, что корпорации — это искусственно созданные лица, имеющие право на те же привилегии и такое же покровительство закона, как и реальные лица. К примеру, они заявляли, что с ними обращаются как с «лицами, относящимися к разным сословиям» (разное имущество железнодорожных компаний в разных местах облагалось налогами по-разному), и согласно Четырнадцатой поправке, это создает незаконную дискриминацию. Надо ли говорить, что оснований для такого обвинения не было никаких? Что значит «искусственно созданное лицо»? Кто-нибудь когда-нибудь его видел? В реальности ничего подобного не существует, и попытка внушить нам эту идею — не более чем попытка одурачить нас, заставив поверить в иллюзию. И, к их чести надо заметить, им это отлично удалось.

Они продолжали свои судебные выступления почти двадцать лет, и своего пика это явление достигло в 1877 году, когда в Верховном Суде было возбуждено четыре дела о придании корпорации статуса лица. В каждом из этих дел суд постановил, что заявления железнодорожных компаний относятся к сфере межштатной торговли, а значит, Четырнадцатая поправка к ним неприменима. Тогда суд так и не признал корпорации лицами.