Смекни!
smekni.com

Некоторые элементы экономики 15 (стр. 57 из 77)

Ценность бумажных денег — иллюзия

Этот заголовок может вызвать у вас чувство протеста, ибо деньги у вас в кошельке несомненно реальны. И поскольку на них можно купить товары, имеющие ценность, значит, и деньги эти обладают ценностью. Но все, что у вас есть — это несколько клочков бумаги, искусно разукрашенные чернилами и имеющие официальный вид. То, что вы называете деньгами, не имеет подлинной ценности. Ценны они лишь потому, что вы и другие считаете их таковыми. Бумажные деньги «работают» лишь потому, что все признают их ценность, и лишь до тех пор, пока это продолжается. Люди заинтересованы в наличии бумажных денег, поскольку это обещает им возможность в будущем приобрести то, что они хотят. Обратите внимание на слова «обещает» и «возможность». Эти два слова указывают на то, что вы можете и не приобрести желаемое за деньги, поскольку последние в любой момент могут изменить ценность или обесцениться совсем. Бумажные деньги не дают абсолютной гарантии того, что вы сможете купить, что хотите, по нужной вам цене. Колебания в курсе валюты — ежедневная тема экономической страницы любой газеты, при этом в некоторых странах изменение относительной ценности валюты происходит куда более резко, чем в других.

Когда я был ребенком, буханка хлеба стоила 25 центов. Сегодня та же самая буханка стоит около 4 долларов. Ценность буханки хлеба неизменна — ею можно накормить голодного человека — и за последние пятьдесят лет она не изменилась. Изменилась лишь ценность доллара. Обратимся к более близкому нам времени и сравним доллар и евро. Когда в 1999 году евро ввели в обращение, он стоил 0,86 доллара, а через несколько месяцев упал до 0,77. К 2008 году ситуация коренным образом переменилась, и теперь уже доллар стоит 0,6 евро. Но это более чем 50%-ное падение курса доллара — ничто по сравнению с тем, что было, например, в Зимбабве, где официальный уровень инфляции в январе 2008 года достиг 100 580% (ста тысяч пятисот восьмидесяти процентов!), и курс местной валюты меняется ежеминутно! При таких условиях 10-километровая поездка на такси обходится в 90 миллиардов долларов Зимбабве, а дополнительный взнос для детей за обучение в школе в 2008 году составил 100 миллиардов.

В истории было великое множество случаев, когда деньги полностью утрачивали ценность, повергая своих держателей в смятение. Такое случалось повсюду в мире. Показательна история, рассказанная американцем Дугласом Германом. Это произошло в 1980-е гг., в Бразилии.

Когда я только приехал туда, я мог получить за каждый американский доллар три «крусадо-ново», то есть, новых крусадо. Эти новые крусадо были помечены треугольником, который означал его новую стоимость (девальвацию) по отношению к старой купюре в 1000 крусадо. В 1989 году правительство Бразилии решило убрать с купюр три нуля и назвать свою валюту «крусадо ново», новый крусадо. С тех пор валюта поменялась еще раз, на реалы. Часто во время моих прогулок я видел в сточных канавах огромные банкноты в 50 000 или 100 000 «старых» крузейро, но скоро я перестал подбирать какие бы то ни было деньги. Я обнаружил, что они не стоили и доли цента.

Изменения курса валюты зависят от политики правительства, поскольку причиной инфляции становится то, что правительство печатает все больше и больше денег или обесценивает их. Поскольку ценность бумажных денег — понятие эфемерное, ее нельзя считать подходящим средством сбережения. Другие же вещи, как, например, пшеница, никогда не обесцениваются, поскольку во все времена и повсюду в мире их ценность неизменна.

Ореол мистики

Очень может быть, что путаница, о которой пишет Гессель, была создана умышленно. Фредерик Лист, современник Адама Смита, обвинил Смита в преднамеренном искажении фактов. Он сказал о «Богатстве народов» следующее: «Американцы должны понять, что предлагаемая им система, рассматриваемая как единое целое, настолько запутанна и неясна, как будто цель данной книги — не просветить народы, а сбить их с толку в том, что касается блага собственной страны» . Д-р Дж. В. Смит говорит, что это действительно так, и что под именем свободной торговли продвигается философия Смита, тогда как в «странах первого мира» применяется протекционистская философия Фредерика Листа. Некоторые правительственные экономисты достаточно откровенны, чтобы ясно говорить о том же. Весьма уважаемый экономист Джон Кеннет Гэлбрайт говорит нам, что «наука о деньгах среди всех других областей экономики — одна из тех, в которых сложность нужна для того, чтобы исказить или обойти истину, а не для того, чтобы раскрыть ее» .

Недавно ушедший в отставку директор Федерального резервного банка Америки Алан Гринспен признал, что намеренно скрывал правду. В интервью на телешоу ` минут», посвященном его высказываниям об экономике и его действиям на посту директора банка, Гринспэн со смешком признался: «Я занимался чем-то вроде синтаксического разрушения. Внешне могло показаться, будто я отвечаю на вопросы, но на самом деле я на них не отвечал». Собственное высказывание «Сдержанные предупредительные действия могут отменить необходимость более решительных действий впоследствии, которые могли бы дестабилизировать экономику», он прокомментировал так: «Очень запутанно». И правда. Да к тому же непонятно и, как он сам признался, бессмысленно.

Было предпринято несколько попыток сорвать покров тайны, наброшенный на деньги. Одной из таких робких попыток была книга Уильяма Гридера «Тайны храма: как Федеральный Резерв правит страной», выпущенная в 1987 году. В этой книге Гридер прибегает к идее Нельсона об экономике как религии, используя ее как литературный прием для объяснения мистики, окружающей экономику:

Современному человеку кажется нелепым считать Федеральный Резерв религиозной организацией. При этом, однако, сторонники теории заговора, хоть и на свой сумасшедший лад, но напали на след чего-то реального и важного. Федеральный резерв также действовал в духе религии. Мистическая власть денежной эмиссии, унаследованная от предшественников-жрецов, скрыла за собой сложный комплекс социальных и психологических смыслов. С помощью своих особых тайных чар и заклинаний Федеральный резерв руководил внушающим священный трепет социальным обрядом, транзакциями, столь могущественными и столь ужасающими, что, кажется, их не понять обыденным рассудком… В конце концов, деньги были предметом веры. Ведь чтобы они работали, требовалось всеобщее полное и безусловное общественное согласие, а ведь это иначе как чудом не назовешь. Чтобы выпускать деньги и использовать их, верить в них должны все и каждый. Только тогда бесполезные клочки бумаги приобретают ценность.

К чему же вся эта загадочность? Да к тому, что большинство людей, если бы узнали, как действует кредитно-финансовая система, пришли бы в ярость. Как об этом говорит м-р Генри Форд: «Неплохо, что простые люди не понимают нашей банковской и валютной системы, ибо, если бы они поняли, как она действует, я думаю, они на следующее утро устроили бы революцию». Почему? А потому что по сути это просто изощренная форма обмана, призванная поработить всех и каждого. И если бы люди узнали, как действует финансовая система, они пришли бы в ярость. На всем этом стоит печать Кали.

Как работает денежная система

Разобраться в этом нам поможет краткое (и очень неполное) описание создания денег. Нижеследующий текст представляет собой отрывок из лекции, прочитанной Эдвардом Гриффином, автором книги «Тварь с острова Джекилла». В этой книге подробнейшим образом, на основании документов, рассказывается о создании Федерального Резервного Банка (Центрального банка) Соединенных Штатов, а также объясняется нынешняя денежная система. Данный пример относится, прежде всего, к Соединенным Штатам, но денежная и банковская система действует аналогичным образом во всех странах мира, за исключением Ирана, Северной Кореи, Судана, Кубы и Ливии, которые (что примечательно и совсем неслучайно) оказались частью «Оси зла» Джорджа Буша.

Гриффин рассказывает:

Я хочу заверить вас, что, несмотря на простой язык, все, что я собираюсь сказать вам, с технической точки зрения на 100% точно. Другое, о чем мне хотелось бы вас предупредить — не пытайтесь это понять, поскольку это невозможно. Это не имеет смысла, и вы просто выйдете из себя, пытаясь его там найти. Просто помните, что это мошенничество, и если вы будете об этом помнить, вам не трудно будет понять, что происходит.

Вот как это работает. Все начинается с правительственной части этой компании, начинается с Конгресса, который тратит деньги как ненормальный. Тратит гораздо больше, чем получает. Как у них это выходит? В основном происходит так. Допустим, Конгрессу сегодня нужно больше миллиарда долларов. Они идут в министерство финансов и говорят: «Хотим миллиард». Чиновники в министерстве финансов отвечают: «Да вы что, издеваетесь? Нет здесь никаких денег, все, что мы получили в качестве налогов, вы, ребята, потратили еще в феврале». Тогда им в голову приходит идея, что деньги можно занять. Они идут в типографию. Но они не печатают там деньги, они печатают всевозможные сертификаты. Это такие красивые бумажки с рамочкой по краям, вверху орел, внизу печать, и где-то там написано: «Государственная облигация» или «банкнота» или «казначейский билет», в зависимости от продолжительности срока платежа. Лучше бы они сразу написали «долговая расписка», потому что это именно долговая расписка.

Потом они идут дальше, в Федеральный Резерв. Резерв уже их ждет — собственно, для этого он и создан. Одна из причин. К тому времени, когда они входят в здание Федерального Резерва, тамошний чиновник уже вынимает свою чековую книжку и выписывает чек для министерства финансов на один миллиард долларов — ну, или сколько им там нужно. Он подписывает чек и вручает его чиновнику из министерства финансов.