Еще одна категория людей, которым эта книга поможет найти ответы на свои вопросы, это экологи, которые борются за решение проблемы сразу, целиком, а не «в час по чайной ложке». Если спасать леса или виды жизни по одному, мы просто не успеем спасти всех. Экологические проблемы прежде всего связаны с сознанием, а уж потом — с экономикой. Люди загрязняют мир, потому что грязно их сознание. Именно оно заставляет их использовать окружающую среду в качестве свалки — где можно воочию увидеть результаты нашей промышленной и социальной деятельности. Окружающая среда — это место, куда в конечном итоге попадает все, что мы выбрасываем из своей ближайшей среды в окружающую среду, поскольку (как язвительно напоминают нам уличные философы, пишущие на стенах), «невозможно выбрасывать в никуда». Оно остается здесь, с нами, на земле. Нам слишком часто говорят, что окружающую среду невозможно очистить, поскольку это «слишком дорого». Почему амазонская сельва вырубается с такой угрожающей скоростью, и кто заплатит 33 миллиарда долларов, необходимые для ее восстановления? Тот, кто получает и держит у себя деньги за вырубку. Вот ответ на оба вопроса. Решение экономических проблем по методу духовной экономики позволит быстро и разом решить все экологические проблемы.
Еще «Духовная экономика» будет интересна тем, кто изучает психологию, общественные науки и религию, потому что в ней по-новому и очень нестандартно рассматривается психологически-духовная природа человека. Среди заинтересовавшихся будут и те, кто анализирует теневую сторону деятельности центральных банков, махинации с бумажными деньгами и их авторов и исполнителей (МВФ и т.п.), кто ищет заговоры. Тем, кто намерен углубиться туда, куда другие боятся даже взглянуть, «Духовная экономика» рассказывает, «кто виноват», и объясняет, почему и как это произошло.
Веками мыслители ломали себе голову над поведением человека. Животные в любых условиях демонстрируют одни и те же основные инстинкты. Собака — всегда собака, то же можно сказать про кошку, воробья, оленя. Но человек непредсказуем. Он святой и грешник, он любит и ненавидит, он жаден и щедр. Философы без конца рассуждают о том, почему человек поступает именно так, а не иначе, но продолжать эти рассуждения больше нет нужды. В Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам самым убедительным образом описан весь спектр видов человеческого поведения. Поскольку здесь мы говорим об экономической деятельности человека, то первое, что мы попытаемся понять, это сам человек и его двойственная духовно-материальная природа. Мы рассмотрим природу его изначального, духовного сознания и того, как, соприкасаясь с материальной энергией, оно попадает под ее влияние. Мы узнаем, что материальная энергия является сочетанием трех качеств: благости, страсти и невежества. Соприкасаясь с этими энергиями, человек обусловливается ими, и это позволяет объяснить, почему он может вести себя как личность божественная или демоническая. Другие стороны человеческой натуры, такие как вожделение, зависть, жадность, отражаются в его экономическом поведении, особенно на фоне современности и нынешних экономических потрясений. Во второй главе мы исследуем и их истоки.
В последующих трех главах мы подробно рассмотрим, как материальные энергии благости, страсти и невежества воздействуют на экономическое поведение человека. Раньше, благодаря влиянию благости, общества всего мира были комплексно-эголитарными, где важен был каждый человек. Едва ли какие-то из них дожили до наших дней в сохранности, и уничтожение их было преднамеренным. Влияние нынешней эпохи размыло ценности, на которых они были основаны. Мы проследим этот процесс в конце главы об экономике в благости. Наша эпоха характеризуется страстью, качеством, которое побуждает нас быть больше, делать больше и иметь больше. Влияние страсти заменило сотрудничество соревнованием, оно породило лозунг «Пусть победит сильнейший!» и утвердило в умах людей убеждение, что «победитель получает все». Однако такой подход к экономической деятельности приводит к негативным последствиям для людей, общества и окружающей среды.
По мере того как нынешняя эпоха сменяется следующей, меняется и наша экономика, переходя из-под влияния страсти под влияние невежества. Именно невежество порождает хищническую экономику, основанную на извлечении выгоды из страданий, хаоса и смерти — то, что мы наблюдаем сейчас по всему миру. Нарастающая алчность, стремление получить выгоду за счет других, эксплуатация земли, животных и людей — все это признаки влияния невежества. На протяжении последних шести столетий наблюдается четкая тенденция перехода от благости к страсти, а затем к нынешнему состоянию нарастающего невежества, и никакие влияния этой тенденции не противостоят. Мы проследим за этим процессом и увидим, что все это время он направлялся умышленно, вопреки протестам общей массы людей. Если люди не хотят этого, как же это случилось? Под влиянием эпохи, которое мы сможем преодолеть, если пожелаем.
Экономику второй половины ХХ века называют хищническим или «диким» капитализмом. Это определенная система эксплуатации, и основана она на безбожии. В Главе шестой мы исследуем атеистическую экономику, иллюзии, на которых она строится, и махинации, которые используются в денежной системе и являются отражением этих иллюзий.
Тенденция перехода от страсти к невежеству и ее влияние обретают видимую причину в лице тех, кого можно назвать «орудием судьбы», «власть предержащими». В действительности, это они завели общество на путь разрушения и в течение столетий превратили экономику в оружие, которое в наши дни используется для подчинения и эксплуатации всех и вся, и порождает великую опасность, даже массовое уничтожение людей и окружающей среды. Иногда кажется, что те, кто умышленно сеют разрушение и смерть ради экономической выгоды, сумасшедшие или, хуже того, демоны. Мы хотим узнать, что это за сознание, что оно выливается в столь губительное и разрушительное поведение. Чтобы разобраться в этом, в Седьмой главе мы рассмотрим два основных типа сознания — божественное и демоническое.
В заключительной главе первого тома мы вернемся к вопросу «В чем состоит экономическая проблема, и как ее решить?» Исследовав природу сознания и его влияние на экономическое поведение человека в ходе мировой истории, мы сможем ясно ответить на этот вопрос. Более того, мы поймем, что нужно сделать, чтобы расправиться с экономическими проблемами — причем со всеми разом — и создать экономику, благотворную для каждого; такую экономику, в которой будет место заботе об окружающей среде и обо всех грядущих поколениях. Все ответы уже даны — они приводятся в Ведах, прошедших испытание временем. Веды — это инструкция по пользованию материальным миром, и единственное, что нам осталось — это определить, воспользуемся ли мы предлагаемым решением.
Описание духовного человека, влияние материальной энергии на «человека экономического» и его поведение на протяжении истории, тенденции и курс, которых мы придерживаемся, истинная проблема экономики, природа нынешнего экономического кризиса и его скорейшее решение — все это составляет первую часть книги «Духовная экономика», которая называется «Экономическая проблема: сущность и решение».
Во второй части «Духовной экономики», которая называется «Культура удовлетворенности, которая исцелит мир», мы изложим идеи духовной экономики, в том виде, в каком они представлены в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам. Мы начнем с философской основы — объясним закон кармы (действия и противодействия), его связь с нашим экономическим поведением и расскажем о том, как он влияет на рабство и эволюцию души. Затем мы исследуем природу материальной и духовной любви, их различия, и каким образом любовь является истинной основой всей экономической деятельности. Далее мы скрупулезно исследуем наставления Бхагавад-гиты о деятельности и обнаружим в них исчерпывающее объяснение «экономики изобилия», основанной на достаточном обеспечении всех нужд всех живых существ. При помощи такой экономики самая обычная наша деятельность может стать выражением преданности Богу, а это подарит нам счастливую и полноценную жизнь и, в конечном итоге, духовное освобождение. В следующей главе, объясняя, как применить идеи духовной экономики на практике, мы рассмотрим ведическую общественную систему, которая называется варнашрама-дхарма. Эта система представляет собой способ организации общества таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого — и материальные, и духовные, чтобы у каждого человека было свое место, своя роль, чтобы каждый чувствовал себя в безопасности. Кроме того, важно, чтобы человек был должным образом занят в духовной деятельности и имел возможность делать значимый вклад в жизнь общества, согласно своим способностям. Это принесет ему удовлетворение. Общественная система варнашрама-дхармы предназначена для того, чтобы преодолеть отчужденность и моральное разложение, которые преследуют современного человека.
Первые два тома «Духовной экономики» предназначены для людей, не знакомых с учением Бхагавад-гиты, и представляют только введение в концепцию духовной экономики. Поэтому необходимо дополнительно объяснить, как экономическая деятельность влияет на духовную практику и духовную эволюцию человека. Это влияние будет очень подробно рассмотрено в третьем томе «Углублённый курс духовной экономики для вайшнавов», предназначенный для практикующих вайшнавов. В этот том также войдет подробное обсуждение варнашрама-дхармы и дайва-варнашрамы.